Распевания в детском хоре.




Распевание – настройка голосового (дыхательного и артикуляционного) аппарата, подготовка голоса к дальнейшей работе. Вокальные упражнения способствуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, помогают выработке вокально-хоровых навыков (дыхание, звукообразование, певческая установка). Распевания проводятся перед началом репетиции, более 10-15 минут, в сопровождении фортепиано или a cappella. Упражнения даются в определённой последовательности по принципу постепенного усложнения как в процессе одной репетиции, так и в процессе обучения. Вокальные упражнения составляются самим хормейстером в зависимости от данного хорового коллектива и поставленных задач. Делятся на две группы:

1. Связанные с разучиванием репертуара и направленые на преодоление конкретных трудностей произведения (ритм, интонация и т.д.).

2. Направленная на развитие вокально-хоровых навыков:

- певческого дыхания и звукообразования

- навык цепного дыхания

- расширение диапазона голоса и выравнивание регистров

- развитие певческой дикции

- развитие техники выполнения различных динамических оттенков: контрастная и подвижная динамика

- формирование навыков звуковедения

- формирование навыка чистого интонирования

- формирование навыка многоголосного пения

- пение унисонного звука с последующим расхождением голосов на интервалы или аккорды

- движение терциями

- пение каноном: гаммы, несложные мелодические попевки

- пение гаммы: альты вниз, сопрано вверх.

- развитие чувства метроритма (упражнения со сменой ритмических группировок и со сменой метра)

- пение на одном звуке, поступенное движение по звукам трезвучия или с различной интерваликой.

- пение на слоге с чередованием звонких и глухих согласных.

- пение на гласных А, Е, И, О, У (единая позиция формирования гласных)

- пение с закрытым ртом (правильное звукообразование, собирание звука)

Процесс распевания:

Сначала мелодический отрывок проигрывается и пропевается педагогом, затем подробно объясняется его построение, интервалика, ритм. Далее объясняется задача распевания, как правильно исполнить, акцентируя внимание на особенности упражнения, на выработку какого навыка оно направлено. Вокальное упражнение нужно петь в строго определённом метроритме, необходимо постепенно усложнять упражнения, но частая смена их нежелательна.

Горловой призвук, зажатое звучание гласной И усугубит эти качества, А,О,У, помогут это избежать.

Носовой призвук- полезно петь на О и особенно У.

Упражнения на легато.

Для выработки кантилены развитие певческого дыхания, выравнивания звучания.

Упражнения на стаккато: хорошо активизируют голосовые связки, помогают их активному смыканию способствует усвоению твёрдый, чёткой, атаки полезно при сиплом призвуке.

Упражнения с поступенным разбиванием звуков. Полезно петь гамму сверху вниз, в медленном темпе, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

Упражнения на одной высоте звука развивают равномерный экономический длительные выдох.

При чередование гласных способствуют выравниванию их звучания:

1. И, Е, А, О, У постепенное увеличение ротовой полости(самая маленькая на И) и уменьшение глоточной полости

(самое маленькое на У)

2. И, У, О, А уменьшается напряжение голосовых связок.

3. пение закрытым ртом на сонорный звук М.

Губы сомкнуты нижняя челюсть немного опущена, ощущение небольшого зевка. Она настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда когда возникает правильные резонаторная ощущения(вибрация)

4. ДУ ДА ЛЕ МО для округления звука

5. ДИ ЗИ МИ ЛЯ для светлого звонкого звука.

Развитие певческого диапазона зависит от умелого использования регистра голоса. Диапазон- звуковой объём голоса. различные звуки диапазоны воспроизводятся в гортани и не одинаковыми по качеству колебания голосовых связок, т.е диапазон неоднороден и делится на регистр.

Регистры - отрезки диапазона, различные по характеру звучания, каждый из которых имеет однородный механизм голосообразования.

Существуют три вида регистров:

1. Грудной преобладание грудного резонирование

2.Головной (фальцет) преобладание головного резонирования.

3. Микстовый (смешанный)

Совмещение грудного и головного регистров.

Возрасте 6-10 лет детскому голосу свойственно головное резонирование так как голосовая щель замкнута не полностью, вибрируют только края голосовых связок. Настоящий звучности, силой и звонкости голос достигает тогда, когда в пении используются грудной регистр, который образуется при полном замыкании голосовых связок. Этот регистр возникает у детей после 11лет (т.е после формирования вокальной мышцы отсюда расширение диапазона)

Как проявляются различия звукообразование у мальчиков и у девочек.

Диапазон девочек составляет микстовый регистр имеющие от природы смешанный тип звукообразование, часто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних звуках (Наличие трёх регистров)

У мальчиков два регистра, головной и грудной. Смеш звучание получается исключительно искусственным путём. При пении используется грудной регистр (отсюда ограничение диапазона) научившись воспроизводить звуки головными и смешанными регистрами они значительно расширят диапазон. Таким образом, одно из важных задач в развитие диапазона голоса является воспитание мальчиков и совершенствование у девочек смешанного типа звукообразования. Это поможет выработать гладкий, спокойной переход от регистра к регистру, и обеспечить одинаковое красивое звучание всего диапазона.

Работа над сглаживанием регистров:

Расположены переходные ноты, неудобные для исполнения. Эта зона где происходит перестройка голосового аппарата.

У девочек сопрано:

от груд к микст: ми-фа# 1 окт

от микст к головному: ми -фа# 2 окт

У девочек альтов:

от груд к микст: до-до# 1окт

от микст к головному: до- до# 2 окт

У мальчиков

Дисканты ми -фа# 2 окт

Мальчики альты до- до# 2 окт

Границы регистров могут меняться от направления мелодического движения. При пении снизу-вверх смена выше, чем наоборот. Для более плавного прохождения переходных нот, то есть ровного перехода от регистра к регистру, необходимо выработать и удержать единую позицию звука(высокую), научиться петь переходные звуки в одной манере, перенося качество звука одного регистра в другой.

Тембр-окраска голоса, наиболее ценное, индивидуальное свойство голоса. Становление характерных качеств голоса происходит в период школьного возраста, и в дальнейшем его развитие и воспитание должно быть в центре внимания.

На тембр может влиять:

- Изменяя регистры, используются верхние нижние резонирование (груд,голов). Преждевременное появление грудного звучания (напряж груд оттенок) портит детский голос и мешает его естественному развитию (от природы свойственно головное резонирование) это может быть вызвано разделением детских голосов на Сопрано и Альта. Такое деление может быть весьма условным, так голоса подростков отличается незначительно (в плане густоты тембра и разницы диапазона). Более верно разделение 1 и 2 голоса. Соотносить детские голоса с партиями Сопрано Альтов может привести к требованию полноты насыщенности звучания, что не свойственно детскому голосу и наносит вред.

- изменяя размеры резонаторных полостей: рот, глотка, подвижность мягкого неба. младшем возрасте тембр чрезвычайно неровен, что особенно проявляется при пении гласных звуков. задача хормейстера научить детей ровно и звонко исполнять гласные на всём протяжении диапазона, одинаково формируя их.

- изменяя вид атаки звука, атака звука определяет последующее звучание голоса.

- изменяя динамику: сила детского голоса в период его формирования ограничена и не имеет первостепенного значения. Главная красота в звонкости полноценности и певучести, которая проявляется при естественной силе голоса. Использование напряженных, низких и форсированных верхних звуков (это происходит при яркой динамике) вред и мешает нормальному развитию.

Самое красивое ненапряжённое, естественное звучание голоса проявляется в зоне примарных тонов. Воспитание голоса, выравнивание тембра на основе постепенного перенесения качеств присущих примарным тонам на весь диапазон (с середины вверх, вниз) является самым приемлемым. Примерное звучание определяется индивидуально. Обычно примарные звуки находятся в середине диапазона (первичные тона обычной разговорной речи) работа по развитию диапазона и выравниванию тембра ведётся постепенно и очень осторожно. Важно не форсировать процесс, исходить из того что удобнее естественно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: