Воля — свойство психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
Волевое усилие — состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека;
Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по четырем параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. В.А. Иванников высказал предположение, что волевые усилия возникают в ситуации отсутствия заинтересованности, когда человек должен подчиниться внешним требованиям: «не хочу, но надо».
Сложный волевой акт совершается в несколько этапов, каждый из которых осознается человеком и требует определенных волевых усилий:
этап I — осознание цели, стремление ее достичь;
этап II — осознание возможностей для достижения цели;
этап III — появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; этап IV — борьба мотивов и выбор;
этап V — принятие одной из возможностей в качестве решения;
этап VI — осуществление принятого решения;
этап VII — преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, возможных помех до тех пор, пока принятое решение не будет реализовано.
Волевые качества личности. Основные волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность.
• целеустремленность — умение подчинять свои действия поставленным целям;
• настойчивость — умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
• выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
• решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; •инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
|
• самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; организованность — умение разумно планировать и упорядочивать собственную деятельность;
•дисциплинированность — умение сознательно подчинять свое поведение общепринятым нормам, установленному порядку;
• смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
• исполнительность — умение выполнять в срок поручения и обязанности.
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности.
2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей.
3. Принятое решение должно быть исполнено.
4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
Методика освоения дирижерских схем. Метрономирование. Структура дирижёрской доли.
|
Схема тактирования – выражение метра в жесте.
Метр-временная единица музыки с чередованием сильных и слабых долей в такте.
Метры бывают простые и сложные, симметричные и несимметричные.
Сильные и относительно сильные доли – начало простых метров.
Размер – числовое воплощение метра, количественные и качественные показатели.
Ритм – организация звуков и пауз разной длительности (в метре).
Изучение ритмических схем начинает с разбора структуры размера.
Трехдольная схема
Является наиболее ясной по рисунку долей и этим удобна для начала освоения структуры размера.
Сильная 1-я доля очень определена и направлена вертикально вниз. Ведётся всей рукой, собрана движением и фиксирует точку на воображаемой плоскости.
2-я доля имеет направление в сторону от дирижера (не точно по горизонтали, а немного сверху вниз, дугообразным движением). Точка 2-й доли фиксируется с точкой 1-й доли на одной горизонтальной плоскости (ни ниже, ни выше).
3-я доля имеет направление снизу вверх, со стороны (после точки 2-й доли рука, продолжая начатую линию, поднимается вверх, затем делает движение со стороны). При выполнении 3-й доли рука ведётся вверх запястьем, а не пальцами. Точка 3-й доли ощущается чуть выше горизонтальной плоскости (т.е. точек 1-й и 2-й доли). 3-я доля имеет большое значение в схеме. Являясь затактом, она готовит 1-ю долю, т.е. от неё зависит качество 1-й доли и, следовательно, ясность всей схемы.
Четырехдольная схема
Сложный размер, соответственно, сложная схема с ощущением сильной и относительно сильной долей. Точки 1-й, 2-й и 3-й долей должны находиться на одной горизонтальной плоскости. Необходимо ясно представлять и чувствовать их графическое местоположение (замах всегда показывается в противоположном направлении относительно 1-й доли)
|
Возможные недостатки:
1. Отсутствие момента подготовки, предварения 2-й доли. Рука просто передвигается от точки к точке. Необходимо ощущение хорошего замаха от точки первой доли.
2. 2-я доля ведётся не пальцами, а кистью, и направляет ее лучезапястный сустав с опущенным вниз большим пальцем.
3. На точку 1-й доли руки ставятся строго на ширине корпуса, не сужая это пространство.
4. Плохой замах к 3 доле, отсюда вялость и неопределенность, потеря ощущения сильного времени.
Двудольная схема.
Несмотря на меньшее количество долей, эта схема самая сложная и труднее всего усваивается. 1-я доля этой схемы идёт не прямо вниз, а несколько в сторону от дирижера. Вследствие этого в 2-дольной схеме значительно труднее ощутить точку опоры, т.к. положение кисти на плоскости неустойчиво. 2-я слабая доля ведётся по принципу затакта в 3-хдольной схеме.
Недостатки:
- неправильное направление 1-й доли (сверху вниз прямым движением). Искажает рисунок схемы, становится невозможным дать ауфтакт ко 2-й доле.
- неопределенная форма кисти в 1-й доле.
Метрономирование (тактирование)
После того, как разобраны все компоненты дирижерского аппарата и основная позиция дирижера, можно переходить к изучению дирижерской доли, движению рук в тактовых схемах и к метрономированию.