Методические принципы подбора репертуара.




Репертуар – визитная карточка хорового коллектива, характеризует не только его исполнительские (технические и художественные) возможности, но и руководителя. Умело подобранный репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие и исполнительское мастерство в целом и каждого учащегося в частности, повышает музыкальную культуру и формирует музыкальный вкус у детей.

1. Разноплановая музыка, разнообразная по стилям и жанрам (русская, зарубежная, современная, русская народная песня, духовная).

2. Разнохарактерная музыка. В репертуаре должны быть произведения, сразу же захватывающие детей образным интересным содержанием или ярким мелодическим и гармоническим развитием, а также произведения, которые раскрывают свою красоту постепенно в процессе кропотливой репетиционной работы.

Такое сочетание произведений даст возможность разнообразить творческую атмосферу занятий.

!!! Интересы детей следует не только учитывать, но и направлять.

3. Доступность музыки. Необходимо учитывать психофизические возможности детей:

- Возрастные особенности детей, что обеспечит нормальное развитие учащихся и укрепление голосового аппарата. Для этого хормейстеру необходимо знать физические возможности детей различных возрастных групп, особенно диапазоны.

! При выборе репертуара для детского хора особое внимание обращается на тесситурные условия и диапазон произведения, темповые и динамические показатели (только средние). Ввиду хрупкости детских голосов, опасно помещать их в очень высокие или низкие регистры. Иногда невозможно исполнить произведение лишь только потому, что оно написано в неприемлемой для детского хора тесситуре (например, произведения для женского хора).

- Уровень мастерства хора, вокальные задачи, что обеспечит накопление устойчивых вокально-хоровых навыков.

В подготовительном хоре основной задачей является приобщение ребенка к музыке, достижение заинтересованности им хоровым пением. Основная проблема в хоре – сам процесс пения.

В репертуар включаются произведения, помогающие приобрести навыки звукообразования (работа дыхательного и артикуляционного аппаратов) и интонирования. Это детские песенки напевного характера с несложным ритмическим рисунком, с ясным делением мелодии на короткие фразы, заканчивающиеся выдержанным звуком.

Основная задача – сознательное исполнение музыкальной фразы на одном дыхании с интонационно ясным пропеванием мелодии и последнего звука.

- певческая установка, умение правильно сидеть и стоять, правильное положение корпуса, головы; правильное дыхание по руке, активное пение, налаживание унисона путем точного интонирования, умение слушать и слышать, чувство фразы, стремление к распевному звуку, кантилене.

Освоение первоначальных певческих навыков через создание непринужденной обстановки, т.е. через игру (песни-игры полностью отвечают требованиям подготовительной группы).

В младшем хоре (7-9 лет) задачи:

- фиксировать внимание детей на певческом дыхании;

- выработка навыков пения на цепном дыхании;

- гибко откликаться на жест дирижера

- выработка навыков пения по нотам;

Вводятся более сложные произведения по музыкальному языку, штрихам, с музыкальным сопровождением, имеющим самостоятельное развитие, произведения a cappella

Большое значение приобретают распевание (выравнивание регистров, расширение диапазона, выявление тембров, укрепление дыхания). Вводятся простейший вид двухголосного пения. Оно начинается с пения игровых упражнений, пения канонов.

Упражнения для развития гармонического слуха и осваивания двухголосия:

- умение услышать и спеть нижний звук в интервале.

- упражнения на ритмическое двухголосие.

- пение разных партий в двухголосных игровых попевках.

- пение разных партий в простейших двухголосных изложениях русской народной песни.

- маленькие каноны.

Старший хор

Основная задача – развитие навыков цепного дыхания, навыков многоголосного пения и пения без сопровождения, овладение выразительными исполнительским приемами (стаккато, акценты, подвижная динамика, темповые изменения и т.д.). Содержание произведения должно соответствовать возрастным возможностям восприятия детей. Исполнители с помощью педагога должны вникнуть в суть произведения, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальное развитие, связанное с содержанием.

4. Немаловажное значение имеет количественная сторона репертуара. Недобор произведений так же плох, как и перебор. Слишком большой репертуар не дает возможность педагогу осуществить кропотливую, целенаправленную систематическую работу над произведением. Ограниченный репертуар затормозит полноценное последовательное развитие коллектива и воспитание необходимых вокально-хоровых навыков. Количественный состав репертуара зависит от возрастного состава хора, от уровня развития хорового коллектива и количества репетиционных часов в неделю.

Методика разучивания хорового произведения.

! Успешное проведение хоровых занятий по разучиванию нового музыкального произведения возможно только после детального анализа партитуры хормейстером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: