1. биологические причины:
· нарушения центральной нервной системы;
· несвоевременная диагностика умственной отсталости;
· неравномерность полового созревания;
· аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
· наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
2. социальные причины:
· социальный статус района;
· пассивность общественности;
· педагогические ошибки воспитателей;
· неблагополучный социально – психологический климат в школе;
· стиль преподавания в школе;
· трудность школьных программ;
· неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
· воспитание детей в жестокой семье;
· многодетные семьи;
3. психологические:
· конфликт ролей у подростка;
· конфликт уровня притязаний и самооценки;
· конфликт со взрослыми;
· конфликт со сверстниками;
· сексуальный конфликт;
· неуспех ребенка в ведущей деятельности;
· неразвитость самосознания;
· неадекватная самооценка;
· личностный кризис;
4. комплексные причины:
· общесоциальные причины;
· социально-демографические причины;
· социально-правовые причины;
· социально-медицинские причины;
· организационно-управленческие причины;
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.
|
Классификация категории трудных детей
Ø одаренные;
Ø инвалиды;
Ø имеющие клинику соматических расстройств;
Ø страдающие нервными расстройствами;
Ø страдающие психическими заболеваниями;
Ø с синдромом дефицита внимания,
Ø с гиперактивностью;
Ø дети–социальные сироты;
Ø дети из неполных семей;
Ø дети из неблагополучных семей;
Ø дети из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных, профилактических, коррекционных, реабилитационных мер социального контроля и др…
Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
Причиной появления трудных детей является и неправильное воспитание в семье.Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи.
|
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:
1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2. Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и (или) дочерей).
3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца; дети, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).
4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).
Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей.