Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Цель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка.
Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:
- Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие с взрослыми и сверстниками и др.), а так же знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей.
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях.
Задачи работы с родителями выполняются при условии:
- целенаправленности;
- систематичности и плановости;
- доброжелательности и открытости;
- дифференцированного подхода к каждой семье.
Формы работы с родителями:
Информативные:
- индивидуальные беседы, консультации
- родительские собрания
- дни открытых дверей
- информационные стенды
- выставки детских работ
- экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);
|
Обучающие:
- семинары – практикумы
- конкурсы совместных рисунков, поделок
- совместные проекты
- совместные праздники, досуги
- консультации по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развитие речи и речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения и др.
Исследовательские: анкетирование.
Методы изучения семьи:
- анкетирование родителей;
- беседы с родителями;
- беседы с детьми;
- наблюдение за ребёнком;
- посещение семьи ребёнка;
- организация конкурсов и выставок детского творчества.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).
«Социально-коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.
«Речевое развитие»:
- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
- доказывать родителям ценность домашнего чтения.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
|
«Художественно-эстетическое развитие»
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Сентябрь:
1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.
Цель: нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации к новой группе и воспитателям
2. Анкетирование родителей «ДОУ, которое посещает ваш ребенок»
Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
3. Родительское собрание «Психологические особенности детей 1,5-3 лет»
Цель: познакомить родителей и психологическими особенностями данного возраста.
4. Фотовыставка «Будем знакомы» с рассказом о семье.
Цель: узнать о семьях воспитанников, их интересах, занятиях, познакомится друг с другом.
Октябрь.
1. Беседа с родителями на тему «Одежда детей в группе и на улице», «Живем по режиму»
Цель: настроить родителей на плодотворную работу по плану и правилам группы.
2. Анкетирование родителей «Чего вы ждете от детского сада в этом году»
Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и готовности родителей участвовать в жизни детского сада.
|
3. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Мы рисуем»
Цель: привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома.
Ноябрь.
1. Совместная подготовка группы к зиме.
Цель: привлечь родителей к утеплению окон.
2. Совместный вечер с родителями «Поиграем вместе»
Цель: дать знания родителям о важности игр, их значения для развития ребенка.
3. Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»
Цель: укрепление здоровья детей и пути совершенствования работы по физическому развитию детей.
Декабрь.
1. Родительское собрание «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
Цель: дать знания родителям о важности развивающих игр, ознакомление с картотекой развивающих игр.
2. Консультация «все о детском питании».
Цель: формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома»
3. Фоторепортаж с рассказами «Играем дома»
Цель: выяснить, в какие игры играют дома.
Январь.
1. Консультация «Меры предупреждения и лечения гриппа»
Цель: приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность.
2. Оформление стенда «Зимняя прогулка»
Цель: дать информацию о прогулках в детском саду, подвижных играх, воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.
3. День добрых дел «Снежные постройки»
Цель: организовать совместную деятельность по оформлению участка зимними постройками.
Февраль.
1. Игры – развлечения «Играем вместе с папой»
Цель: предложить рекомендации для пап по воспитанию детей.
2. Фотовыставка «Лучше папы не найти»
Цель: побуждать родителей принимать участие в жизни группы, вовлечь как можно больше пап.
3. Консультация «Здоровый ребенок- счастливый родитель»
Цель: привлекать родителей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой, воспитывать активное участие в укрепление здоровья детей.
Март.
1. Совместное развлечение «Мама, я так тебя люблю»
Цель: получить положительные эмоции, удовлетворения от участия, способствовать сплочению семьи.
2. Родительское собрание «Маленькие драчуны»
Цель: научить родителей правильно реагировать на ссоры, драки детей.
3. Круглый стол «Давайте поговорим».
Цель: обсуждение насущих проблем, обмен опытом воспитания.
Апрель.
1. Совместное развлечение «В гостях у сказки всей семьей»
Цель: дать родителям представление о значимости сказок в речевом развитии детей 2-3 лет.
2. День добрых дел «Выносной материал»
Цель: привлечь родителей к оснащению игровым материалом на прогулке.
3. Практикум «В царстве упрямства и капризов»
Цель: дать рекомендации родителям по устранению капризов у детей.
Май.
1. Родительское собрание «Успехи наших детей»
Цель: дать информацию об успехах детей в конце учебного года, рассказать о летней оздоровительной работе.
2. Консультация «Прогулки их значение»
Цель: дать знания о важности активного отдыха на улице, участие родителей в играх.
3. Фотовыставка «Моменты из жизни группы»
Цель: обсуждение работы с родителями, которая велась в течение года.