Разбросайте на улице орехи и пряники – сейчас же прибегут дети, станут подбирать их, подерутся между собою. Взрослые же не станут драться из-за этого. А пустые скорлупки и дети не станут подбирать. Для меня деньги, должности, почести, слава – те же скорлупки и детские сласти. Пусть дети подбирают их, пусть бьют их и гоняют из-за этого, пусть они целуют руки богачей, сановников и их прислужников, для меня все это скорлупки. Если случайно но мне в руки попадет какой-нибудь орех, почему же и не съесть его? Но нагибаться для того, чтобы его поднять, бороться из-за него, свалить кого-нибудь с ног или самому свалиться – не стоит из-за таких пустяков.
Эпиктет
Народное название: Федор и Василий, святой Василий, Евпл, козы.
Традиции. На этот день приходится поверье о появляющемся на болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока. В этот же день, по народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и утопленников. В Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрицы, было предание, что на могилках в этот день бывает чудо чудное, диво дивное – слышны свист, песни, а кто свистит, кто поет – никто не ведает. Из болота выбегает на могилки белая лошадь. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не знает, не ведает. Ночью появляются огни и перебегают на болото. А эти огни не то, что в городах бывают на свечах, а в деревнях на лучине; нет, эти огни горят по-своему, светят иначе. Как загорят они, так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота лежит, да уж так видно, что в избе лавка. Пытались добрые люди поймать белого коня, дознать, кто свистит, кто поет, поймать огонь на могилках и на болоте. Не тут-то было. Конь никому в руки не дается, от свисту и от песней только глохнут, а про огонь и нечего говорить. Вестимо дело: кто огонь поймает? Говорят, что здесь когда-то было побоище. Сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары начали одолевать князей, как вдруг ни отсюда, ни оттуда выезжает на белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар направо и налево и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый; он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалый богатырь.
|
В этот день стригли овец: до больших холодов успеют обрасти шерстью. С ФедораВасилия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валяли валенки. Святому Василию молятся об избавлении от греха сребролюбия. В этот день ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, поскольку усопшие являются наказывать пьянчуг.
Приметы
Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.
Дым без ветра бьет к земле – к дождю.
Орехов много, а грибов мало – зима будет снежная и морозная.
Именины празднуют: Марк, Александр, Василий, Макар, Максим, Мария, Мартин, Федор.
Имя дня – Марк, означает оно «молоток», «сухой», «увядающий». Одни исследователи считают, что произошло оно от греческого имени Маркос. Другие – что оно ведет начало от Марса (бога-покровителя людей и стад, впоследствии – бога войны). Марк эгоцентричен, и эту черту, которая потом, во взрослой жизни, будет успешно маскироваться обаятельной улыбкой, подчеркнутой вежливостью и готовностью к самопожертвованию, можно легко различить уже в раннем детстве. Этот человек делает все для того, чтобы все вокруг занимались только им. Марк, родившийся в августе, ревниво относится к успехам друзей и коллег, не выносит их превосходства, однако пытается скрыть чувство зависти. Правда, он довольно терпим к тем, кто противоречит ему и не считается с его интересами, главным образом, по карьерным соображениям.
|
Растение дня – терн. У некоторых народов этот кустарник, несмотря на колючки, считается благожелательным к людям. Викинги почитали терн как растение, наделенное мудростью и даром предвидения. Считалось, это растение, как обладающее огромной жизненной силой, может вырасти в любом месте, где упадут его семена. Скотине давали специально испеченный хлеб с добавленными в него плодами терна – так защищали животных от болезней. Ветками этого куста защищали дом – считалось, что его древесина обладает свойством накапливать любую энергию и преобразовывать ее в животворящую. Во многих местностях полагали, что терновник способен противостоять нечистой силе, не пускать сглазы, наговоры и порчу на охраняемую им территорию. Поэтому его сажали во дворе или использовали в качестве живой изгороди для защиты от отрицательной энергии и злых духов.
Августа