Проанализируйте предложенные к рассмотрению ситуации; определите можно ли классифицировать имеющиеся недостатки как несоответствия или потенциальные несоответствия (укажите пункт (пункты) стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015)
Задача.
В отделе главного технолога функции секретаря отдела выполняет начальник конструкторского бюро. В должностной инструкции у него эти функции не указаны. Отсутствует номенклатура дел (ее обязательное наличие регламентировано в Инструкции по управлению организационно-распорядительной документацией), нет журнала регистрации приказов и распоряжений.
Ответ:
Согласно пункту 7.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Компетентность:
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества;
b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и(или) опыта;
По условию задачи начальник конструкторского бюро выполняет функции секретаря отдела, в должностной инструкции у него эти функции не указаны – поэтому налицо нарушение п. 7.2 - отсутствие компетенции.
Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2015Документированная информация:
7.5.1 Общие положения.
Система менеджмента качества организации должна включать:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
b) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности системы менеджмента качества.
7.5.2 Создание и актуализация.
При создании и актуализации документированной информации организация должна соответствующим образом обеспечить:
|
a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор, ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
c) анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.
Из условия задания видно, что отсутствует номенклатура дел (ее обязательное наличие регламентировано в Инструкции по управлению организационно-распорядительной документацией), отсутствует журнал регистрации приказов и распоряжений, а это прямое нарушение п.7.5.1; 7.5.2
Потенциальное несоответствие – это несоответствие, вероятность проявления которого в будущем может быть лишь спрогнозировано с определенной степенью точности.
К потенциальным несоответствиям можно отнести нарушение п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
4.4 Система менеджмента качества и ее процессы
4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:
a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;
b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
|
d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;
e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;
g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;
h) улучшать процессы и систему менеджмента качества.
Формат ответа представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Формат ответа
а | Проведя анализ ситуации, можно квалифицировать ситуацию как несоответствие пункту 7.2; 7.5.1; 7.5.2 (Документированная информация), т.к. отсутствует компетенция работника и отсутствует номенклатура дел и журнал регистрации приказов и распоряжений. |
б | Проведя анализ ситуации, можно квалифицировать ситуацию как потенциальное несоответствие пункту 4.4 (принцип процессного подхода), т.к. организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта |
в | нарушений не выявлено, т.к. ______________________________________ |
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/
3. Иваненко, В.Н. Менеджмент качества: учебное пособие / В.Н.Иваненко. - М.: Инфра-М, 2016. - 328 c.
4. Попов, Н.А. Менеджмент качества: учебник / Н.А.Попов, О.Д, Локтев. - М.: Прогресс, 2012. - 294 c.
5. Фомченко, В.Ч. Менеджмент качества. / В.Ч. Фомченко. - СПб.: Питер, 2015. - 326 c.