Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.
Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе:
- освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний;
- овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирования интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования.
Формирование эмоционально-психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е.
-формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений;
- гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
|
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
- содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Практическая часть. Воспрос 6. Назовите и сравните научные и практические проблемы организации образования в гетерогенной среде образовательной организации.
Существуют проблемы практическиеролблемы. Таковыми являются:
· Широкое внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования, которое весьма не однозначно трактовки и традиционно распространяется, прежде всего, на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
· Распространение в педагогической науке и практике идей поликультурного образования и воспитания. При этом следует отметить наличие различных подходов к целям и задачам поликультурного образования. Плюралистический подход сориентирован на сохранение культурного многообразия в рамках одной общности, создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических культур. Изоляционистский подход к поликультурному воспитанию опирается на общественно-политическую установку дезинтеграции этнических групп, временно пребывающих в принимающей их стране с целью их дальнейшего выселения из страны после исчезновения необходимости их использования на рынке труда. Диалоговый подход к поликультурному воспитанию связан не только с внутренними (межэтнические отношения в рамках одной страны), но и с внешними факторами развития поликультурности (интеграция в общеевропейское мировое пространство). Инклюзивный подход к поликультурному воспитанию во многом связан с негативными последствиями мультикультурализма во многих странах мира и нацелен на инклюзию, врастание этнических меньшинств в господствующую культуру.
|
· Недостаточная готовность педагогов к работе в гетерогенной среде, неумение использовать культурный и личностный потенциал учащихся из гетерогенных групп.
· Отсутствие разработанных программ подготовки педагогов к работе с гетерогенными группами в системе высшего педагогического образования.
В проекте разработана инновационная модель подготовки педагога к работе с гетерогенными группами, которая основывается на ряде ведущих педагогических идей:
· Широкое понимание сущности инклюзивного образования. Инклюзивное образование понимается как равноправное участие в обучающемся сообществе различных гетерогенных групп, а не только детей-инвалидов, как это часто понимается педагогическим сообществом. Как отмечает Г.Н.Пеннин, цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы поддержать образование для всех, включить всех детей в школьную систему и обеспечить при этом их равноправие [4].
· Восприятие гетерогенности не как помехи или препятствия, а как ресурса развития личности, группы, общества.
|
· Широкое включение в работу с гетерогенными группами и организациями региональных, городских и местных образовательных сообществ, которые способствуют интеграции в социум проблемных групп населения.
· Формирование у педагогов полидименсионального мышления в русле способностного подхода Capability Approach (дословно: приближение к способностям, склонностям и задаткам), поскольку они на практике будут сталкиваться не с определённым видом гетерогенности, а с группами и организациями, отражающими различные аспекты многообразия (ограниченные физические возможности, языковые проблемы, культурные различия, социальное неблагополучие, одарённость). Причём эти аспекты встречаются в различных комбинациях: например инвалидность плюс одарённость. В связи с этим возникает потребность в педагогах, способных к комплексному и целостному взаимодействию с гетерогенными группами детей.
Важной особенностью проекта является акцент на организационно-управленческом аспекте, поскольку в содержании магистерской программы «Образовательный менеджмент в гетерогенной организации» большое внимание уделяется менеджменту многообразия. Благодаря такому менеджменту в различных организациях формируется сильная и активная корпоративная культура.