Практический эксперимент




В пятом классе одной из общеобразовательных школ Москвы психологи, работающие над выявлением одаренности у подростков, проводили тесты на адекватность визуального восприятия. Исследовательской группой был предложен эксперимент. На экране проецировалась картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова", где непокорная старообрядка вместо двуперстного крестного знамения держит высоко над толпой iPad. Этот фотоколлаж нашли в Интернете. Вопрос был простым: "Что не так в этой картине?". Класс внимательно изучал полотно, и вдруг один мальчик, видимо, очень умный и внимательный мальчик, улыбаясь, сказал: "Разве у йога на шее может висеть христианский крест?"

Исследователи сразу даже не поняли о чем идет речь. А потом удивились..., а еще потом задумались над точностью и правомерностью такого видения. Действительно, откуда знать современному школьнику, что картина написана в 1887 году, когда еще никто и не знал о компьютерах. Костюмы? Так ведь может быть и театрализованное действие, или киносъемки. Рекламировали же граф Александр Васильевич Суворов и императрица Екатерина Великая, Наполеон Банопарт, Юлий Цезарь, Петр Первый и Тамерлан услуги акционерного банка. С легкой руки режиссера Тимура Бекмамбетова за 1997 год было снято 18 роликов "Всемирная история. Банк Империал". Первая коммерческая реклама в России, а заодно и визуальное знакомство молодого поколения с мировой историей. Так что iPad у боярыни, дело привычное. Что ей там в деревне без него делать. А вот йог, а он точно йог, потому что с голыми ногами на снегу сидит, он-то зачем крест нацепил?

Разное видение, разные акценты, разные понятия и смыслы. А значит и разные ценности, и мировоззрение. Никогда раньше так стремительно не происходил разрыв между поколениями в понимании и оценке мира, своих целей и задач, своего предназначения на земле. И если есть актуальная задача у современного педагога, так это поиск тех путей, методов, средств, какими можно передать новому поколению традиционные культурные ценности, для того, чтобы на их основе создавать новые, в нашем случае, в аудиовизуальном искусстве.

Но такое утверждение, опять-таки не открытие сегодняшнего дня. Сергей Эйзенштейн, начиная свою педагогическую деятельность во ВГИКе, писал, что лично он бы запирал студентов первого и второго курса на два года в музеях изобразительного искусства и показывал бы им с утра до вечера кинофильмы прошлых лет. Чтобы учились понимать, чтобы впитывали шедевры прошлого. В наши дни во ВГИКе набор на операторское отделение иногда проходит так: мастер достает из огромной стопки книг по изобразительному искусству любую и предлагает абитуриенту по картине узнать художника. Если тот ошибается, разговор заканчивается. Таким образом, к овладению профессией допускаются действительно заинтересованные, ищущие люди, уже имеющие основы визуальной грамотности и умеющие работать с художественными образами. В некоторых московских школах сегодня уже есть обучение визуальной грамотности. Ребят не только знакомят с историей кино, но и делают с ними замечательные фильмы. Жаль, что таких школ мало. Между тем давно пора заявить о приоритете этого направления в школьной программе. Нужно помочь детям не потеряться в новой аудиовизуальной культуре и найти в ней свое место.

Сегодня, говоря о необходимости работать с кинопроизведениями в образовательных школах и ВУЗах, во многом пытаются изобрести велосипед. С одной стороны, обязательно надо работать. Надо учить школьников смотреть кино. С другой стороны, никто из современных учителей сегодня не знает, что в не такие уж давние годы делалось для того, чтобы учащиеся правильно смотрели кино, и что делается сегодня. Тем не менее в Интернете можно найти по истине бесценные материалы, которые надо использовать для обучения молодежи работе с кинопроизведениями. Например, в Москве в 1960-ые годы под эгидой Министерства просвещения существовала Центральная кинолаборатория школьного фильма, в которой, в частности, был смонтированы специально для учащихся 7 класса фильмы "Композитор Прокофьев" режиссера И. Попова на материале полнометражного кинофильма "Композитор Сергей Прокофьев" киностудии "Центрнаучфильм" (1960 г.), и фильм-рассказ о музыке С. Прокофьева к кинофильму С. Эйзенштейна "Александр Невский" режиссера И. Горелика. В 1990 году киностудией "Перспектива" по заказу Киевского Государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого был сделан учебный фильм-лекции "С. М. Эйзенштейн: Уроки монтажа". Это бесценный учебник теории и практики киномонтажа, на основе записей самого Эйзенштейна. Есть передача киноведа Андрея Шемякина "Музей кино. Актуальная память", где доктор искусствоведения, директор московского "Музея кино" Наум Клейман рассказывает удивительные вещи, как в России в 20-ые годы складывалась образовательная среда для кинорежиссеров, ни чуть не хуже, чем, скажем, во Франции для "киноавангардистов" или "новой волны". Роль такого образовательного клуба в Москве выполнял киноцентр на Малой Дмитровке. Его директор Михаил Бойтлер показывал молодежи на ночных бесплатных сеансах фильмы Чарли Чаплина, Фрица Ланга, Дэвида Гриффита, Фридриха Мурнау, Эриха Штрогейма. Клейман сравнивает эту образовательную деятельность с просветительской работой в конце XIX века меценатов С. И. Щукина и С. Т. Морозова, которые коллекционировали живопись и таким образом поддерживали художников, не признанных академическими кругами. Из "питомцев" Михаила Бойтлера выросли такие кинорежиссеры как Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Исфирь Шуб, Лев Кушешов, Александра Хохлова. Они усвоили уроки пошлого и стали творить свой кинематограф.

А вот еще одна когорта творцов: Андрей Звягинцев, Алексей Попогребский, Борис Хлебников... Они приходили и смотрели фильмы уже в современном нам "Музее кино", детище самого Наума Клеймана: "Надо много смотреть, разговаривать, общаться... Должна быть культура просмотра кино, которая требует встречной работы зрителей"[7].

Такие уникальные примеры кинообразования существуют и сегодня, но их мало для того, чтобы киноязык стал доступным средством общения. Тем не менее, среди интересных практических наработок можно выделить деятельность московского НФНИР "Пушкинский институт". Здесь была разработана программа «Кинобразование в школе», которая направлена не на профессиональную подготовку молодежи, а на работу с языком кино в общеобразовательной школе. Уже существуют и апробируются "пилотные" модули на основе списка из 100 фильмов Министерства культуры РФ и СК кинематографистов России", а также проводится на протяжении 20 лет Фестиваль мировоззренческого кино как кинообразовательный проект для школьников и студентов.

В качестве наглядного современного аудиовизуального "ученика" педагогам как в школах, так и в ВУЗах хотелось бы порекомендовать видео- лекции и цикл фильмов для телеканала "Культура" − "Звезды российского авангарда" продюсера и режиссера, создателя и руководителя киношколы "Артерия кино" Сергея Тютина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: