Система дошк. образ. в РБ- совокуп.воспит.-образ. учреж., функционир. в госуд., связь и преемственность между ними на основе принципов и положений, в соответствии с кот. они стороят работу. переподготовка рабочих (служащих) – это вид непрерыв. проф. обуч. рабочих (служащих), направ. на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего). Переподготовка для этих работников осущ.по очной (дневной, вечерней) форме обуч.. Переподг. организ. в целях проф. обуч. рабочих (служащих), высвобождаемых в организ., а также для лиц, изъявивших желание приобрести новую профессию рабочего (должность служащего). Содерж. и сроки обуч. при переподг. рабочих (служащих) устанав. учреж. образ. и организациями в соответствии с рабочими учеб. планами и программами проф. подготовки по соответствующим профессиям (должностям). При этом допуск. сокращение программ обуч. с учётом ранее изуч. материала и фактич. уровня проф. ЗУН обучающихся. Переподг. относ. к допол. образов., обеспеч. получ. новой квалификации соответствующего профиля образов. на уровнях высшего и среднего спец. образов. и подтверждается дипломом о переподготовке установ. образца. Переподготовка специалистов с высшим или средним спец. образов. может осущ. в очной и заочной формах получ. образов.
продолж. обуч. при перепод.е составляет для: руководителей – до пяти мес. в очной форме получ. образов.; специалистов с высшим образ. – до 18 мес. в очной форме получ.- образов. и до 24 мес. в заочной форме получ. образов.; специалистов со средним спец. образов. – до семи месяцев в очной форме получ. образов. и до девяти месяцев в заочной форме получ. образов. В РБ образ. делится: 1.Основное образ. включ. в себя след. ступени: дошк. образ.; общее среднее; среднее спец.; проф. – технич.; высшее; послевузовское. 2. Допол. образов. включ. в себя учреж. внешкольного воспит.: кружки, секции, студии и др., а также институты повыш. квалификации, центры подготовки и перепод. кадров. В наст. время в РБ сложилась гибкая многофункциональная система ДОУ, различ. по видам, типам и профилю: По видам: гос. и частные; По типам: ясли-сад, д/с, уч.-пед. комплексы, дошк. центры разв. По профилю: общего назнач., по уходу и досмотру, оздоров. направ., с углубленной направ.
|
36.Информац.-аналит. деятельн. в управ. дошк. учреж. Для осущ. управ. УДО руководитель должен владеть достоверной, оператив. и достаточной информац., обладать умением находить несоответс. между тем, что есть в действительн., и тем, как должно быть, и на основании этого принимать управлен. решения. Руководителю необходимо не только располаг. современ. и точной информацией, но и уметь осмысливать ее, делать необход. выводы и воплощать их в управлен. решениях. Управ. УДО осущ. на информац. основе. Руководители УДО должны иметь обязательный объем информации о состоянии и разв. тех проц., за кот. они отвечают и на кот. призваны оказывать управлен. воздействия. Вся информация подраздел. на: внеш. и внут.; оператив. и стратегич.; итоговую. Внеш. информация включ. директивные и норматив. документы, научно-пед. информ. и информ. о передовом пед. опыте. К внутр. информ. относ. сведения о состоянии здоровья и результатах воспит. и обуч. дошк., сведения о пед. кадрах и их деятельн.; данные о материально-технич. базе УДО; об организ. питания и мед. обслуж.; сведения о внеш. связях с др. организ.. Оператив. информ. необходима для выяв. едва наметившихся отклонений в управ. Эти данные нужны руководителю для оценки работы за определ. период времени. Стратегич. информ. – это данные анализа результатов учеб. года, аттестации пед. кадров, выпол. программы разв. УДО и др. Оператив. и стратегич. информ. по своему содерж. явл. составляющей частью итоговой информ.. Руководителю нужно не только располаг. современ. и точной информ., но и уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в своих управлен. решениях. Поэтому к отбору информации предъяв. универсальные требов., она должна быть: максим. полной по объему; объектив.; и предельно конкретной.
|
37.Прав. комплект. детьми УДО. Нормы наполняемости групп в дошк. учреж.
устанав. в соответствии с профилем групп, согласно действующим санитарным нормам. Комплект. групп всех профилей и перевод детей из одной возрастной гр. в др. осущ. ежегодно на начало учеб. года (1 сентября). Прием детей в дошк. учреж. осущ. в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.В ДУ приним. дети постоянно прожив. в Беларуси независимо от мета жительства и гражданства. Комплектов. гр. и перевод детей из одной гр. в др. осущ. ежегодно на начало учеб. года. Приём детей осущ. в течении календарного года при наличии свободных мест. Комплектование ДУ осущ. учредителем. Нормы наполняемости групп определ. типовыми полож. Зачисление детей в ДУ осущ. завед. при наличии след. документов: -заявление родителей; -направ. от учредителя; -свидетельство о рождении реб-ка; -выписка с медкарты с заключ. о состоянии здоровья; -медсправка что на состоит в контакте с инфицированными. За детьми сохраняется место в ДУ: -их болезни; -на период санаторно-курортного лечения; -в летний период 90 дней; -по заяв. родителей.
|
38.Прав. приема и отчис. детей в УДО Порядок приема Прием детей оформ. приказом руководителя на основании: Приказа УДО «О направ. детей в образов. учреж., реализующие основную общеобразов. программу. Направ. для ребенка, выданного УДО. Родители (законные представители) обязаны зарегистрир до 30 августа текущего года. При регистрации родители (законные представители) оформляют: заяв. с указанием адреса регистрации их места жительства и фактич. места прожив., контактных телефонов; договор между завед, и родителями (законными представителями), подписание кот. явл. обязатель. для обеих сторон; предостав. паспорт, копию свидетельства о рождении ребенка, копию мед. полиса, копию пенсион. страхового свидетельства, Оформленный договор записывают также в журнале регистрации. При приеме реб. администрация знакомит родителей (законных представителей) с настоящим Положением, Уставом, лицензией, свидетельством об аккредитации и др. документами, регламентир. деятельн. образов. процесса. Порядок отчисления Отчис. детей из осущ. в след. случаях: без заяв. родителей (законных представителей). Если родители не зарегистрир. до 01 сентября текущего года. В случае отсутст. ребенка в течение месяца (с 01.09 по 30.09 текущего года) без уважи. причины. По заявл. родителей (законных представителей) При возник. мед. показаний, препятствующих его дальнейшему пребыв. в д/с. По оконч. подготов. группы и достиж. реб. возраста 7 лет на 1 сентября текущего года. Отчис. детей оформл. приказом руководителя с соответствующей отметкой в журнале регистрации.
39.Аттест. и аккредит. УДО, задачи и этапы провед. Гос. аккредитация - процедура, подтвержд. соответствие содерж. и кач-ва образ-ной деятель., проводимой УО и его филиалами, уровня подг-ки их выпускников треб-ям образ-ных стандартов и устанавлив. право УО на выдачу выпускникам док-в установ. единого образца об образ-нии соответств-его уровня, а также подтверждаю. соотв-вие УО установлен. критериям оценки соответствия УО определ. типу.Гос. аккредитация устанав. также право УО на изм-ние в УО иного типа.Основанием для провед. гос. аккредитации явл. заявление УО.Реш-е о подтверж. (лишении) гос. аккред-ции приним. по итогам аттестации аккредитов. УО, кот-я проводится не реже 1раза в 5 лет.Порядок провед. гос. аккредитации и гос-ные организации, ее осуществ., устанавлив. Правит-вом РБ. Цель: Измен-ие (подтверждение) статуса УДО; Установ. соответствия УО установ. критериям; Совершенст. деят-ти УДО; Разв-ие творч-кой иниц-вы педагогов; Обеспеч. охраны реб-ка от некомпетентных пед-ких воздействий. Одним из механизмов регуляции кач-ва ДО явл-тся аттестация. Аттестация — вид гос. контроля, направ. на оценку соотв-вия деят-ти ДУ треб-ям образ-ного стандарта, законод-ным и иным норм-ным актам системы образ-ия РБ.Целью и содерж-ем аттестации явл. установ. соотв-вия содерж-ия, уровня и кач-ва восп-ия и обуч. в ДУ гос-го стандарта.Особен. аттестации явл. то, что она проводится в 2 этапа:1 этап — самообследов. ДУ, подг-ка отчета о деят-ти на основе самоанализа;2 этап — работа аттестацион. комиссии.Первонач. анализ деят-ти ДУ осущ-ют адм-ция, сотрудники и родители восп-ков.Самоанализ — сопутствующий вид контроля, кот-ый включ. анализ, оценку деят-ти коллектива за определ. отрезок времени.Цель самоанализа — выяв. существ. проблем, достижений, трудностей и путей выхода из них, что необх-мо для соверш-ния образ-ных программ, форм организации и разв. образ-ного учр-ния.Самоанализ деят-ти ДУ осущ. в соответствии с «Метод-ми реком-ми по подг-ке и проведению самоанализа ДУ», разраб-ми Госинспекцией, кот-е включают:Напр-ния деят-ти УДО, по кот-м осущ-тся самоанализ;примерный план работы по подг-ке и провед-ю самоанализа ДУ;график сбора информации по выпол. образ-ной программы УДО;методы сбора информации;треб-ия к отчету по самоанализу;док-ты, предъяв. органу контроля по итогам самоанализа.Предметом экспертизы аттестационной комиссии явл.:отчет о деят-ти дДУ, состав. по материалам самоанализа;содерж-ие деят-ти ДУ.Реш-ие об аттестации ДУ может быть принято на основании:представ. материаюв самообследования ДУ;проведенной экспертизы отдельных напр-ний деят-ти ДУ экспертами;рез-тов оценки всесторонней деят-ти ДУ аттест-ной комиссией.Аттестация приводится 1 раз в 5 лет. По итогам аттестации аттест-ная ком-сия и делает комплексное заключ. о деят-ти УДО:УДО призн-тся аттест-ным и заслуживает поощрения, если оно достигло высок рез-тов в орг-ции работы УДО призн-тся аттест-ным, если оно соотв-ет треб-ям Гос. стандарта;УДО признается прошедшим аттестацию, но в его раб выявл недост-ки, кот-ые могут быть ликвидированы в сроки, устан-ные Госинспекцией.УДО признается неаттест-ным, если орг-ция и содерж-е восп-но-образ-ного проц находится на низ-м ур-не и не соотв-ет ур-ню Гос-го стандарта. Неатте сто ванное УДО подлежит переаттестации через 1 год.После провед-ия аттест-ии, заключ-ие зачит-тся на педсовете и адм-ции УДО выдаётся заключ-ие экспертной комиссии и свид-во об аттестации УДО.
40.Финансир. УДО, как планово-гос. мероприятие. Финансир. всей системы дошк. образов. осущ. за счет средств республикан. и местных бюджетов, средств учредителей, средств, получ. от приносящей доходы деятельн., безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивид. предпринимателей и иных источников в соответствии с законодательством РБ. В Законе РБ о бюджете ежегодно предусматрив. финансир. дошк. учреж. гос. формы собственности, в том числе и ведомственной принадлеж., за счет местных бюджетов. Утвержден норматив материально-технич. обеспеч. образов. проц. дошк. учреж. Финансир. гос. учреж. образ. осущ. с учетом гос. минимальных соц. стандартов в области образов., гос. образов. программ. Программа разв. системы дошк. образов. в РБ на 2009 - 2014 годы конкретизировала механизм ежегодного финансир. государством разв. дошк. учреж. Будет построено 73 дошк. учреж., перепрофилировано 65 дошк. учреж. и 339 групп. Благодаря целенаправ. гос. политике в сфере дошк. образ. обеспеч. не только стабильное функционир. системы дошк. образ., но и ее устойчивое разв. Сегодня 94,6 процента детей охвачены дошк. образ. Финансово-эконом. деятельн. - один из наиболее сложных аспектов деятельн. руководителя. Она требует от завед. дошк. учреж. принципиально новых подходов в хозяйс. деятельн.: сочетание бюджетного финансир. с разв. разных видов деятельн., приносящей доходы, привлечением внебюджетных средств. Грамотная финансово-эконом. деятельн. руководителя явл. предпосылкой станов. самостоятельности труд. коллектива дошк. учреж. в решении вопросов соц. разв.;формир. единого фонда оплаты труда.
41.Источ. и правила финансир. УДО. В Кодексе «Об образов.» указано, что образов. учреж. самостоятельно осущю финансово-хозяйс. деятельн. Оно имеет самостоятельный расчетный счет в банковских учреж. Финансовые и материальные средства использ. им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Одновременно с этим расшир. и возмож. привлеч. допол. средств. Дополю источники финансир.: оказание платных услуг населению; спонсорство; добровольные взносы граждан, организаций; выручка от сдачи в аренду помещ., сооруж., оборуд.; поступ. от реализации собствен. сельскохозяйствен. и промыш. продукции; внебюджетные средства местных органов власти. Практика показ., что внебюджетный фонд УДО формир. главным образом за счет оказыв. платных услуг населению. В УДО могут создавать гр., в кот. обуч. и воспит. осущ. на платной основе. Данные гр. на платной основе создаются по решению местных исполнитель. и распорядитель. органов при условии обеспеч. права граждан на бесплатное дошк. образов. на территории соответствующей администр.-территориальной единицы в гос. УДО.
42.Смета расходов УДО. В смете все расходы отраж. в разрезе категорий расходов: 1-я Текущие расходы. В каждой категории выдел. статьи расходов (закупки товаров, оплата услуг). 1) з/п рабочих и служащих: оплата труда осн. и дополнит.; оплата за сверхурочные, за работу в ночное время; надбавки к з/п за выслугу лет, за сложность работ;все виды дополнит. оплаты за особые условия работы; оплата труда внештатных сотрудников; могут включ. выплаты премий, оказание мат помощи и др.т2) Начис. на з/п, включ. в расходы, кот. исчисл. В установ. размерах к фактически начисл. з/п. 3) Приобрет. предметов снабжения и расходных материалов, включая расходы на покупку канц. и хоз. принадлеж., различ. передметов для хоз. целей в учрежд., З/О: медикаменты и перевяз. ср-ва, расходы на приобрет. инвентаря и обмундирования, на приобрет. продуктов питания и прочие связанные с текущей деятельн. учреж. затрат В состав хоз. расх. включ. расходы на освещение, отопление, водоснабжение, оплата услуг связи, содерж. помещения в чистоте. В настоящее время в индивид. сметах как правило кап. расходы не планируются. Отдельно в смете расходов отражаются субсидии, трансферты населению (выплаты пособий, пенсий, стипендий, субсидий). В числе заключит. показ. в смете отраж. расходы, покрываемые за счёт прочих источников, приравненых к финансир. (плата за питание в дошкольн. учр-ях, за санаторные путёвки…) В смете расходов не отражаются внебюдж. источники от оказания услуг и др. внебюд. поступ. Бюдж учреж. иметь и внебюдж источ, кот отражаются в смете дох и расх. Планир-е дох и расх по внеб ср-вам осущ в соотв с инструкцией МФ. Бюдж орган-ция имеющая неск источ внеб ср-в составляет смету по кажд источ. М составлять общую смету по различ видам д-ти одинак направлен. В дох часть вкл планир-мые поступления. При этом остаток ден ср-в на нач года на счете в смету не вкл-ся. В расх части планир-ся расх по этой д-ти. Если сумма дох больше суммы расх то опред-ся превышение дох над расх.
43.Порядок оплаты за содерж. в УДО. Плата за содерж. реб. вносится в банк по выпис. УДО квитанции за месяц вперёд, не позднее 25 числа каждого месяца. Перерасчёт оплачен. квитанции за дни, в кот. реб. не посещал УДО, производится в след. месяце. Родители обязаны отчитаться об оплате перед воспитат. в течение 3 дней, предост. оплачен. квитанцию, при болезни или отсутствии ребёнка в УДО родители обязаны прийти за квитанцией, оплатить в указан. сроки и сообщить об этом. В частности оплата за питание не взимается: с родителей (законных представ.) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологич. заболев., больных туберкулезом, инфициров. вирусом иммунодефицита чел., получающих дошк. образов., спец. образов. на уровне дошк. образов.;
Плата за питание детей в УДО снижается: на 50 процентов для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; для семей, прожив. на территории радиоактивного загрязнения в зоне послед. отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне прожив. с периодич. радиационным контролем; для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков). на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получ. дошк. образов., спец. образ. на уровне дошк. образ..
44.Организ. платных допол. услуг УДО. Целью оказ. платных услуг населению явл. углубл. изуч. детьми различ. образов. областей, разв. у детей индивид. и творч. способ..Порядок оказ. допол. платных услуг населению: Изуч. спрос населения на допол. образов. услуги УДО. Руководителем УДО разрабатыв. и утверждается Положение о платных услугах, оказываемых УДО. Заключ. договор с родителями. Оказание образов. услуг на платной основе в УДО осущ. на основании договора о платных услугах в сфере образов. В договоре о платных услугах в сфере дошк. образ. в обязательном порядке указываются: наименование предостав. услуги, сроки предостав. услуги, ее стоимость и порядок изменения стоимости; порядок расчетов за оказание услуги и ответствен. сторон. Затраты, включ. в себестоимость услуги, определ. на основании эконом. обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем УДО.Запрещ. устанав. УДО нормативы по осущ. приносящей доходы деятельн.В плановую гр. РОО предостав. сведения о кол-ве детей, кот. польз. платными услугами, кол-ве часов, размере оплаты услуг родителями. На основании этих сведений плановая гр. составляет калькуляцию платных услуг. По каждому виду кружков состав. программа обуч. и учеб. план. За оказанные услуги родители через сбербанк вносят плату согласно договору. В случае болезни руководителя кружка или реб. плата за этот период не взимается. Излишне начислен. плата учитыв. в послед. платежах. В соответствии с Кодексом РБ об образов. оказание платных услуг в сфере дошк. образов. не может осущ. взамен или в рамках образов. деятельн., финансир. за счет средств республикан. и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предостав. услуг в сфере дошк. образов., кот. оказыв. за счет средств республикан. и (или) местных бюджетов.При осущ. платных услуг в сфере дошк. образов., данные полож. должны быть в обязательн. порядке отражены в уставе УДО в разделе «Финансовая и хозяйств. деятельн. УДО».
45.Штатное распис. УДО, основ. правила его состав. Штатное распис. — это норматив. документ предприятия, оформляю. стр-ру, штатный состав и численность организации с указанием размера з/п в зависимости от занимаемой должности. Штатное распис. отражает существ. или планируемое разделение труда между работниками, описанное в должнос. инструкциях. Штатное распис. имеет большое знач. для эффектив. использ. работников. Оно дает возможность сравнивать подраздел. по численности сотрудников, квалификации, уровню оплаты. Может быть использ. при анализе труд. загрузки работников, объёма выпол. работ, уточнении должнос. инструкций, а также при оценке целесообразности существ. структуры организ. Правила состатав. штатного распис.: наименов. организации (если данная организация подчиняется вышестоящей, ее наименов. следует также указать);наименов. вида документа "ШТАТНОЕ РАСПИС.";номер документа, т. е. порядковый номер его разработки (например, первое штатное расписание было введено в действие в 2001 г. На нем будет проставлен номер 1. А в штатном расписании 2007 г. - номер 7);дату составл., т. е. дату подписания штатного распис. руководителем кадровой службы и главным бухгалтером).Текст штатного распис. имеет табличную форму, состоящую из десяти граф. Графа стр-ные подразделения состоит из двух граф: в 1-ой перечис. наименования стр-ных подразделений организации: Управ. делами, Отдел кадров, Бухгалтерия и т. д., а во 2-ой - их код, кот. присваивается организацией. Как правило, это порядковый номер стру-го подразделения.
46.Финансово-хозяйствен. докумен. УДО. Руководителю дошк. образ. учреж. необходимо контролировать: 1. Поступ. финансовых средств из гос. (муниципального) бюджета; 2. Поступ. финанс. средств из внебюджетных источников и возможности их увелич. 3. состояние и стр-ра материально-технич. базы ДОУ; 4. размеры расходов. финансов. средств на обслуж. здания и территория ДОУ и возможности их снижения 5. размеры расходования финанс. средств на оплату труда работников ДОУ и возмож. оптимизации этих расходов; 6. размеры расходов. финанс. средств на разв. материально-технич. базы ДОУ. Руководители УДО, особенно пользующиеся услугами централизов. бухгалтерии, нередко упускают из виду необходимость контроля за финансовым состоянием и разв. ДОУ. Это происходит по следующим причинам: недостаточ. уровень финансово-эконом. грамотности руководителей ДОУ; нежелание заниматься «лишней бумажной работой»; недооценка значим. современ. методов управ. ДОУ; При умелом руководстве финансово-хозяйств. жизнью ДОУ большая часть проблем вполне решаема. Система бюджетного финансир. Согласно концепции модернизации образов. на период до 2010 г., механизм бюджетного финансир. ДОУ основыв. на след. принципах: деятельн. ДОУ финансир. его учредителем в соответствии с договором между ними; финансир. ДОУ осущ. на основе государства и местных нормативов финансир., определ. в расчете на одного воспитан. по каждому виду и категории ДОУ; органы гос. власти субъектов РФ в пределах собственных средств устанав. гос. (региональные) нормативы бюджетного финансир.; гос. норматив бюджетного финансир. определ. миним. затраты на финансир. реализации образов. программы дошк. образов., включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учеб. оборудов., пособий, на соц. услуги, финансир. из бюджета, затраты на хозяйств. расходы, кроме коммунальных расходов; гос. норматив бюджетного финансир. примен. при расчете субвенций местным бюджетом и объемов прямого финансир. ДОУ в случае соучредительства; органы местного самоуправ. в пределах собствен. средств устанав. местные нормативы бюджетного финансир. путем примен. повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также опред. объем затрат на дотацию родительской платы за соц. услуги и финансир. содерж. и разв. материальной базы ДОУ. Т.о., дошк. образ. учреж. - это некоммерческая организация, финансир. собственником полностью или частично. Целью финансир. явл. обеспеч. деятельн. учреж. финанс. ресурс.
47.Сбор и анализ информ. об УДО для построения программы его разв. Разработка программы разв. – важная задача управлен. деятельн. в ДОУ, переходящ. в инновац. режим жизнедеятельн. Ее решение предполаг. осущес. совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацелен. на получ. «на выходе» программы разв., отвечающей всем предъяв. к ней требованиям, о кот. говорилось выше. Предусмат. провед. след. мероприятий: Информир. коллектива ДОУ о целях разработки программы разв., обоснование необходим. и значим. принятого решения, предваритель. разъяснение сути задач, решаемых с помощью данного документа; Предваритель. обсуждение на коллектив. собраниях организацион. стр-ры управ. проектом по разработке программы разв., распредел. ролей и функциональ. обязан., выяв. потенциальных участников проектной команды, подготовка предлож.; Утверждение на очередном собрании коллектива ДОУ предлож. по созданию организацион. стр-ры управ. проектом, составу проектной команды, распредел. ролей и функцион. обязан.; Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы: издание внутрен. распоряж. об утверждении организацион. стр-ры управ. проектом, состава проектной команды, распредел. ролей и функцион. обязан.; подготовка состава проектной команды к осущес. совместной деятельн., взаимодействия в проекте (проведение тренингов, семинаров по командообразов. в случае необходимости); Переходя к разработке программы разв. ДОУ, члены проектной команды должны учитывать имеющийся образов. учреж. опыт разработки и реализации программ разв., кот. говорит в пользу след. их структуры: 1) Информацион. справка об образов. учреж. 2) Аналитический блок. 3) Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОУ как системы. 4) Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние. 5) Приложения.
48.Методы сбора информ. Содерж. и способы формир. блоков информ. После определ. типа необход. информ. следует выбрать методы сбора данных. Первич. данные могут быть получ. путем наблюд., опросов фокусных групп, сбора статистич. данных и эксперим. По сравнению с первич. данными вторич. собирать знач. легче. Если разговор идет о сборе данных внутри организ., то их берут из отчетов компании, из бесед с сотрудниками отдела сбыта и др. руководителями и сотрудниками, из маркетинговой информац. системы. Эти результаты сводятся в таблицы, по ним строят графики, и уже на их основе делают соответств. выводы. Глав. методами сбора первич. данных явл. наблюдение и обслед., а также др. методы, перечис. ниже. Наблюд. – сбор первич. информ. путем наблюд. за выбранными гр. людей, действиями и ситуациями, например за поведением покупателей в магазине. Данные могут быть получ. при наблюд. за вовлечен. в изуч. ситуацию лицами и анализе сопутствующ. обстоятельств. Обследов. заключ. в сборе первич. информ. путем прямого опроса людей относит. уровня их знаний, отнош. к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Обследов. может носить структуризированный и неструктуриз. характер. В первом случае все опрашив. отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от получ. ответов. Опрос – это, как правило, полезный ознаком. шаг перед началом широкомасштабных исследов. Опрос фокус-групп. Фокус-группа состоит из 6-10 человек, кот. просят провести несколько часов в обществе опытного ведущ. для обсуж. товара, услуги, компании или какого-либо др. объекта маркетин. исследов. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное — специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. За участие в работе фокусной группы, как правило, выплач. небольшое денежное вознаграж.
49.Роль и место завед. в системе УДО. Показатели проф. деятельн. Роль и место завед. в системе дошк. учреж.: стр-ра управ., общие и процессуаль. функции руководителя. Показатели проф. деятельн. завед.: проф.-правовая подготов., соц.-психолог. компетентность, проф. умения. Руководитель дошк. учреж. обязан осущ. систематический контроль за работой сотрудников и оказывать им практич. помощь, объективно оценивать труд каждого из них, воспит. нетерпимое отнош. к недостаткам, создавать все условия для развертывания деловой критики и самокритики и использ. этот испытанный метод руководства в целях повыш. качества общей работы. Современ. руководитель должен поддерж. все новое, передовое, видеть перспективы деятельн. учреж. Для осущ. последов. и четкого руководства всеми разделами работы заведующая устанав. постоян. дни для проверки планов, посещения групп, приема родителей, решения хозяйс. вопросов. Такая система организ. её работы дисциплинир. коллектив и обеспеч. целенаправ. руководство.
50.Основ. функции управ. и направ. деятельн. завед. Основ. направ. в деятельн. завед. явл.: организацион.-пед. работа; управ. метод. и образов. работой; организац. взаимодейс. с семьей; администр.-хозяйст. работа; правовое регулир. труда работников ДУ. 1.Организационно-пед. работа. Важное место в управ. заним. вопросы организации работы пед. и обслужив. персонала в соответствии с Уставом ДУ, Правилами внутрен. труд. распорядка, должност. обязан. каждого сотрудника.. При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образов., опыт практич. работы с детьми, личностные качества. Правильная расстановка кадров позволяет макс. использ. возможности людей в решении общей задачи. Каждый работник должен иметь строго определ., ясно очерченные задания, за выпол. кот. он несет полную ответствен. Завед. осущ. руководство деятельн. сотрудников по реализации планов работы, различ. управлен. решений. Он должен продумать весь объем предстоящей работы в соответствии с норматив. докум. и задачами, намечен. в годовом плане. В центре вним. завед. должно быть решение только ключевых вопросов, мелочное вмешательство в работу подчинен. порождает их пассивность. Заведую. должен экономно относ. к своему и чужому рабочему времени, организов. свой день так, чтобы ни одна минута не пропала даром. Заведую. осущ. руководство выпол. управлен. обязан. руководителями низшего звена управ. на принципах разделения (исключ. дублирования деятельн. друг друга) и кооперирования (отсутствие принципиальных разногласий, общность ценностных ориентаций). Особое место в организационно—пед. деятельн. руководителя ДУ занимают так наз. совещания при заведующем. Совещание при заведующем — это оператив. орган управ., организ. пед. коллектив и его руководителей на выпол. постав. задач. Организуя работу коллектива, завед. вырабатывает и принимает решения. Решения могут носить единоличный и коллектив. характер. 2.Управ. метод. и образов. работой. Заведую. явл. председателем пед. совета ДУ. Он несет ответствен. за эффектив. подготовки и проведения пед. совета.
Заведую. координирует организацию метод. работы в ДУ через различ. формы ее организ. (коллектив., групповые, индивид.). Целевое посещ. возрастных групп завед. осущ. систематически для изуч. уровня образов. работы с детьми, выяв. лучшего опыта, предупреж. и устранения недостатков. Завед. явл. организатором работы по повыш. квалификации пед. кадров (перспективный план, план-график, создание условий, помощь). 3.Организация взаимодей. с семьей. Заведующий должен знать и реализ. в своей работе основ. задачи, которые стоят перед ДУ по работе с родителями: изуч. семей детей, особен. семейного воспит.; привлеч. родителей к актив. участию в деятельн. ДУ; выяв. лучшего опыта семейного воспит. детей; психолого-пед. просвещ. родителей. Заведующий комплектует ДУ детьми, организует прием родителей вновь поступ. детей, знакомит с особен. работы ДУ, заключ. Договор с родителями. Вся работа с родителями находит отражение в годовом плане работы ДУ. В нем отражаются коллектив. формы взаимодей. с семьей (родительские собрания, конференции, школы для родителей, клубы по интересам, дни открытых дверей, праздники и др.). Общие родительские собрания завед. проводит сам, отчитыв. перед родителями о деятельн. ДУ.
51.Личность и стиль управ. завед. УДО. Овладение творч. стилем управ. Руководитель соврем. типа; должен обладать разносторонней проф. подготовкой и в то же время целенаправ. развив. свое искусство управ., как работой, так и людьми, способностью делегир. некоторые свои полномочия, опираться на коллектив, быть умелым психологом, педагогом, социологом. Каждый руководитель в управлен. деятельн. выпол. служебные обязан. в определ., свойственном только ему стиле. Стиль руководства выраж. в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творч. выпол. возложенных на него обязан., как контролирует результаты деятельн. подчиненных. Тем самым принятый стиль может служить хар-кой качества деятельн. руководителя и руководящего органа, их способности обеспеч. эффектив. управлен. деятельн., а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определ. нормы взаимоотнош. и поведения. Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказыв. существен. воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффектив. и результатив. его деятельн. Стиль руководства также создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определ. тип поведения и взаимоотнош. Стиль управ. – это система способов, методов и форм деятельн. кот. предпоч. руководитель. В любой системе управ. не может быть использован только один какой-либо стиль. Руководитель должен уметь пользов. всей палитрой в зависимости от обстоятельств: содерж. решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и т.д. Стиль руководства — это почерк руководителя, и выраж. он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определ. тип поведения и взаимоотнош. Руководитель с авторитарным стилем всегда приним. решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отнош. с подчиненными, при кот. они безоговорочно приним. к испол. все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административ. методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определ. льгот. Руководитель с демократич. (коллегиальным) стилем приним. решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административ. методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулир. их активность при принятии решений. Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предостав. им полную свободу, оставляя за собой лишь представитель. функцию. Занимаясь внеш. связями, он считает, что в вопросах внутрен. жизни может целиком положиться на свой коллектив.
52.Должност. обязан. зам. заведующ. по основной деятельн. Зам. заведующ. по основной деятельн. организует пед. процесс в ДУ в соответствии с современ. требов.; участвует в планир. образов. процесса с учетом результатов диагностики, запросов педагогов и родителей; обеспеч. опережающий характер метод. работы с кадрами. Анализирует состояние образов. метод. работы в учреж. и разрабатывает предложения по повыш. ее эффективности. Оказывает помощь пед. работникам в определ. содержания, форм, методов и средств обуч. и воспит. Принимает участие в разработке метод. и информацион. материалов, диагностике, прогнозир. и планир. подготовки, переподгот. и повыш. квалификации педагогов учреж. Организует работу метод. кабинета, принимает меры по его оснащению информац.-метод. материалами, пособиями и обеспеч. ими педагогов ДУ. Осущ. контроль за качеством воспит. и обуч. детей, проводит психол.-пед. срезы и анализирует результаты. Обеспеч. преемственность и взаимодействие в работе между воспитателями различ. возрастных групп, между ДУ и школой. Контролирует выпол. решений педсоветов ДУ, изуч. и распространяет передовой опыт, организует работу по взаимодействию с семьей; повышает свою квалификацию и пед. мастерство. Обеспеч. пед. процесс учебно-метод. пособиями, предназнач. для детей, педагогов, родителей. Квалификационные требования: высшее педагогическое (дошк.) образов. и стаж пед. работы не менее 3-х лет, 1-ая или высшая категория.
53.Понятие о норматив. докумен., их классифик. Норматив. документ — документ, устанавлив. правила, общие принципы или хар-ки, касающиеся различ. видов деятельн. или их результатов Норматив. правовой акт – это:1) официаль. документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязатель. для неопределен. числа лиц; 2) акт правотворчества, содержащий нормы права 3) предписание субъекта правотворчества, содерж. юридич. Нормы 4) выраженное в письмен. форме решение компетентного гос. органа, в кот. содержатся нормы права. Классификация норматив. правовых актов (НПА) 1. В соответствии с принципом разделения гос. власти: а) нпа законодательных органов гос. власти; б) нпа исполнительных органов гос. власти. в) нпа судебных органов гос. власти. 2. По органам, принявшим норматив. правовой акт: а) нпа Государственной Думы (законы), б) нпа Совета Федерации (законы), в) нпа Президента (нормативные указы), г) нпа Правительства (постановления), д) нпа министерств, агентств, служб (нормативные приказы, положения, инструкции). 3. По сферам правового регулир.: нпа, регламентир. обществен. отнош. в политич., экономич., имущественной, финансовой, бюджетной, налоговой, административ., земельной, семейной, трудовой, уголовной и иных сферах обществен. жизни.