Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.
В юридической науке, понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5].
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике[6].
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
|
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами.
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное по вертикали и по горизонтали. В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований[7].
Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы, образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого.
Система государственных органов взаимосвязаны общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Стоит отметить, что данные принципы характерны для демократических государств. В тоталитарном государстве многие из этих принципов отсутствуют.
Принципы деятельности государственной власти и аппарата государства определяются тем, кого данный аппарат обслуживает.
|
Так, в период монархии и абсолютизма в нашей стране (до 1917) года, аппарат государства был нацелен на поддержание царской власти, на подаление инакомыслия. В советский период приоритеты изменились, не смотря на провозглашение приоритета народной власти, в действительности аппарат обслуживал партию и представлял и работал на поддержание ее интересов.
Среди современных принципов можно назвать следующие:
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
|
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
- принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Принцип прозрачности особенно актуален на сегодняшний день в свете борьбы с коррупцией.
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Одним элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Государственный орган — это основной элемент аппарата государства, наделенный определенной компетенцией. Компетенция государственного органа означает установленные правом полномочия (правомочия) в определенной сфере государственной деятельности, по определенным предметам ведения.
Признаки государственного органа следующие:
- все органы государства образуются в законодательном порядке;
- орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата;
- органы государства тесно взаимодействуют между собой.
Организационно государственный орган складывается из публично-властной должности или должностей, обычно иерархически связанных, и так называемого технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность государственного органа.
Органы государства классифицируются по порядку их создания, а также характеру выполняемых ими задач на три основные группы:
- представительские органы;
- исполнительные органы;
- судебные и правоохранительные органы, в том числе и органы конституционного надзора.
Государственное управление неразрывно связано с государственной службой, именно от класса работы государственных служащих в решающей степени зависит качество деятельности всех звеньев управления. Поэтому совершенствование государственной службы стало актуальной задачей, решение которой потребовало принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[8]. Принят Реестр должностей федеральной службы и другие реестры. Принято более 200 различных административных регламентов по деятельности федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.
В Конституции РФ Россия определена как федеративное демократическое государство.
По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются как непредставительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;
- по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;
- по иерархии - на федеральные, республиканские и местные;
- по срокам полномочий - на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей);
- по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент РФ) и единоначальные (президент);
- по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
- по характеру компетенции - на органы общей (правительство) и специальной (министерства) компетенции.