ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Название проекта: «Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе (тестовая часть)»
Авторы проекта: Федоровская Антонина Александровна, Сальникова Елена Анатольевна
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: практико-ориентированный
Заказчик проекта: МОБУ «СОШ №7» г. Сосновый Бор
Цель проекта: создать систему заданий к упражнениям из учебника Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л. А. Тростенцова,
Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред.
Н. М. Шанский, способствующих эффективной и качественной подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Задачи проекта:
1. изучить содержание упражнений и задания к ним в учебнике Русский язык. 9 класс;
2. проанализировать содержание упражнений и заданий к ним в учебнике Русский язык. 9 класс;
3. разработать обучающие, тренирующие, контролирующие материалы к упражнениям на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2018 года.
Вопросы проекта:
1. Способствуют ли упражнения и задания к ним из учебника Русский язык. 9 класс качественной подготовке к ГИА по русскому языку?
2. Можно ли подготовиться к ГИА по русскому языку только на уроке русского языка?
Необходимое оборудование: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,
О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский.–– М.: Просвещение, 2017
Аннотация:
Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2018 года, которые могут быть использованы учителями русского языка для эффективной и качественной подготовки к ГИА по русскому языку.
|
Предполагаемый продукт: система заданий к упражнениям из учебника Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский
Этапы работы:
1. Выбор темы проекта, постановка цели, задач.
2. Планирование работы по созданию проекта.
3. Анализ материалов учебника.
4. Создание системы вопросов и заданий к упражнениям из учебника.
5. Оформление проекта.
6. Обобщение результатов работы.
7. Защита проекта
Содержание:
1. Введение.
2. Практическая часть.
3. Заключение.
4. Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной и проведенной подготовки учащихся, начиная с пятого класса. Для достижения наилучшего результата необходимо правильно организовать данную работу, чтобы, придя в девятый класс, ученик чувствовал уверенность, знал, в какой форме будут проверяться его знания, и был максимально готов к этому.
Попробуем разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует ГИА по русскому языку и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:
1. лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
2. языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
|
3. коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.
Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение на основе цитаты, самостоятельно сформулированного определения, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
|
Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля стали тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение.
На наш взгляд, целесообразно знакомить обучающихся с критериями оценивания изложения и сочинения, начиная с восьмого класса, что значительно упростит работу с данной особенностью ГИА в девятом классе. Работа с критериями позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ прошлых лет, выполненные девятиклассниками.
Цель проекта - создать систему дополнительных заданий и вопросов к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс». Это работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении заданий ГИА.
Параллельно с этим проводится работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников.
Все виды учебной деятельности учащихся, различные упражнения и задания, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Данный проект призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дополнительные задания к упражнениям из раздела «Понятие о сложном предложении».
Упражнение 44.
1. Выпишите слово с приставкой, написание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется - С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
2. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности является метафора. Выпишите их.
4. Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения. (Попробуйте определить, с какой целью авторы используют однородные члены предложения).
Упражнение 48.
1. Выпишите слова, в которых правописание – Н- определяется правилом «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется – Н-»
2. Выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением – «приближение».
3. Из первого предложения выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности является олицетворение. Выпишите их.
5. Замените словосочетание журавлиные стаи (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Упражнение 51.
1. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
2. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
3. Выпишите отыменное прилагательное, в котором написание – Н- /-НН-определяется тем, что это прилагательное является исключением из правила.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
5. Замените словосочетание стеклянную дверь (предложение 1), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 5. Определите тип сказуемого.
7. Найдите предложение с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное определение.
Упражнение 58.
1. Выпишите слова, в которых правописание – НН- определяется правилом «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется – НН-».
2. Выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением – «приближение».
3. Найдите предложения с однородными членами. Выпишите эти предложения, обозначив графически однородные члены предложения. (Попробуйте определить, с какой целью авторы используют однородные члены предложения).
4. Укажите количество грамматических основ в последнем предложении.
5. Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное обстоятельство.
6. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «массивные» (предложение 3). Запишите это слово.
7. Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Дайте его толкование.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Упражнение 63.
1. Выпишите слово, в котором правописание – НН- определяется правилом «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется – НН-».
2. Выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением – «приближение».
3. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «лёгкий» (предложение 2). Запишите это слово.
4. Найдите предложение с обособленным распространенным определением. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное определение.
5. Выпишите предложение с вводным словом.
Упражнение 81.
1. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
2. Выпишите слова, в которых правописание – НН- определяется правилом «В прилагательных с основой на –Н, образованных с помощью суффикса –Н-, пишется – НН-».
3. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
4. Найдите предложения с обособленными согласованными распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные согласованные определения.
5. Найдите предложение с однородными обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленные обстоятельства.
Упражнение 93.
1. Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется - З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
2. Из предложения 5 выпишите слово с неизменяемой приставкой.
3. Выпишите слова, в которых правописание – НН- определяется правилом «В прилагательных с основой на –Н, образованных с помощью суффикса –Н-, пишется – НН-».
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
5. Замените словосочетание «лицейского послания» (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное согласованное определение.
Упражнение 111.
1. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется ударением.
2. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется лексическим значением.
3. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется последующей согласной.
4. Выпишите отыменное прилагательное, в котором выбор – Н -/- НН - определяется условием: «В суффиксах – ОНН- /- ЕНН - пишется–НН».
5. Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется - С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
6. Найдите предложение с обращением. Выпишите его.
7. Найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные обстоятельства.
Упражнение 319.
1. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от ударения.
2. Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от последующей согласной.
3. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
4. Выпишите слова с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
5. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «близость, нахождение рядом с чем-то».
6. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «очень».
7. Укажите предложения, в которых средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
8. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
9. Найдите предложение с вводным словом. Выпишите его.
10. Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка к экзаменам – напряжённый и ответственный период, как для ученика, так и для учителя. От того, насколько правильно организована работа по подготовке к экзамену, зависит результат. Сегодня выпускники школ сталкиваются со многими проблемами и трудностями экзаменационного периода. При выполнении экзаменационных работ большие затруднения у ребят вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную, непрерывную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5 – 8 классах), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и / или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.
Актуальность данного проекта несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, ставшему обязательным в нашей стране. Поэтому в данном проекте можно найти тренировочный материал по всем разделам школьного курса, которые изучаются на уроках русского языка и которые так или иначе представлены в содержании экзамена. Действительно, ученик получит возможность потренироваться в выполнении разнообразных заданий по каждому разделу школьного курса.
Подобная система дополнительных заданий, на наш взгляд, способствует эффективному повторению изученного ранее материала и качественной подготовке к ГИА по русскому языку. Работа, проводимая в связи с углубленным повторением изученных правил, может быть продолжена и в 10-11 классе. Она создает почву для лучшего усвоения других правил, применение которых связано с развитием речевого слуха, навыком морфемного анализа, пониманием значения слова; способствует, таким образом, повышению общей языковой и лингвистической компетенции учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский.–– М.: Просвещение, 2017
2. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. - Москва: Интеллект-Центр, 2013.