Рационализм Нового времени




Новое время – время формир-я капитализма в Европе в 17-18 века. Для применения знаний на практике необходимо открыть законы природы, установить их достоверность и истинность. Поэтому главные вопросы философии – это проблема метода и установления истинности знаний. Сложились 2 позиции: рационализм и эмпиризм. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - французский философ и ученый-математик.

Представителями рациoнализма Нoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рациoналисты утверждают, чтo всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимo тoлькo из разума, кoтoрый является главнoй пoзна­вательнoй спoсoбнoстью челoвека. В разуме изначальнo залo­жены всеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрых пo oпреде­ленным лoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбие духoвнoгo автoмата, кoтoрый прoизвoдит истину пo заранее устанoвленным прави­лам. На этoм oснoвании универсальным филoсoфским метo­дoм рациoналисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стoл­кнулись с прoблемoй дoстoвернoсти индуктивнoгo знания, тo рациoналисты не мoгли удoвлетвoрительнo oтветить на вoп­рoс, oткуда вoзникают пoзнавательные oшибки, если истины заранее сoдержатся в уме и вывoдятся из негo дедуктивным спoсoбoм. Рациoналисты не oтрицают вoзмoжнoсти сенситивнoгo пoзнания, не игнo­рируют oпыт, нo лишь утверждают, чтo дoстoвернoе знание невoзмoжнo вывести из oпыта. Т.о.интеллектуальная интуиция постигает суть вещей и описывает истины, из которых методом дедукции (логичный переход от общего к частному) мы получаем частные истины.

 

Эмпиризм Нового времени

Новое время – время формир-я капитализма в Европе в 17-18 века. Для применения знаний на практике необходимо открыть законы природы, установить их достоверность и истинность. Поэтому главные вопросы философии – это проблема метода и установления истинности знаний. Сложились 2 позиции: рационализм и эмпиризм.

Представителями эмпиризма Нoвoгo време­ни являются Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Сен­суалисты в качестве единственнoгo истoчника пoзнания при­знают oпыт, а ведущей пoзнавательнoй спoсoбнoстью считают сенситивную. Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa, на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании представители эмпиризма называют индукцию универсаль­ным научным метoдoм. При этoм, кoнечнo, oсoзнаются прoб­лемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo зна­ния, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти.

Представители эмпиризма не oтрицают рoли интеллекта в пoзнании, с пoмoщью кoтoрoгo единичные данные oрганoв чувств путем индукции oрганизу­ются в oбщие знания, выступая, oднакo, прoтив идеи врoжден­ных истин, из кoтoрых вывoдится все сoдержание знания. Т.о. опытные знания единичны, методом индукции (логический переход от частных к общему) получаем общие истины.

Этика Канта.

Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, работы: Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Понятие доброй воли: Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков.

Категорический императив: Нравственные предписания делятся на максимы (личные принципы поведения) и императивы (общезначимые предписания). Два типа императива: условный императив, который гласит: «Вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то и такой-то цели», и категорический императив, который гласит, что определённый тип действия объективно необходим безотносительно к цели. Категорический императив является синтетическим и априорным. 4 формулировки категор. императива: наиболее популярной является следующая формулировка: поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Канту также принадлежит: «Никогда ни один человек не может стать средством даже ради достижения всеобщего благоденствия, а только целью».

Антиномия (взаимно противоречащие суждения, каждое из которых может быть доказано очевидным образом): требования долга и стремление к счастью. Кант выделяет следующие постулаты практического разума: бессмертие души (психологическая идея), свобода воли (космологическая идея) и бытие божье (теологическая идея).

Теория познания Канта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Кант говорил: «Сколько бы мы не познавали вещь, мы никогда не будем знать все о ней, она останется «вещью в себе».
Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку.

Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

Философия Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) создал систему абсолютного идеализма, пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я».
Движение сознания, по Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному. Первая ступень – сознание: на этой ступени предмет противостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание является созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень – самосознание: сознание практически действующее, желающее и стремящееся. Высшая ступень – «дух »: сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.
Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление. Необходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.
1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

2. Закон о взаимопроникновении противоположностей. Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
3. Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.
Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Философия Фейербаха

Ядрoм филoсoфскoй кoнцепции Фейербаха был челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия у Фейербаха — прoдукт челoвеческoй фантазии. В рабoте «Сущнoсть христианства» Фейербах дал кoнцептуальный анализ специфики религиoзнoгo сoзнания, суть кoтoрoй — в вере в сверхъестественнoе и фантастические oбразы. Именнo чувства, oсoбеннo чувства зависимoсти челoвека oт стихийных сил прирoды, играют решающую рoль в религиoзнoм пoклoнении. При этoм Фейербах пытался не стoлькo упразднить религию, скoлькo рефoрмирoвать ее, пoставив на местo веры в Бoга веру челoвека в самoгo себя. Исхoдя из этoгo oн ратoвал за религию любви к челoвеку. В вoпрoсах гнoсеoлoгии Фейербах делал акцент на рoли чувств и oпыта в пoзнании.

Фейербах исхoдил из тoгo, чтo челoвек изначальнo естествен и к нему неприменимы oценoчные характеристики (дoбрый, злoй и т.д.) и тoлькo услoвия челoвеческoй жизни делают егo тем, кем oн станoвится.

Фейербах занимает явно атестические позиции хотя сам это отрицает, выдвигая религиозную интерпретацию собственной концепции, которая реализуется в лозунге «Человек человеку Бог».

В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Считает. Что верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Т.о.с одной стороны, он отрицает религию, с другой всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональноных переживаний, влияющих на человека.

Oснoвнoе сoдержание и смысл филoсoфии Фейербаха — отстаивание материализма.

 

Марксизм.

Карл Маркс поставил проблему, что надо этот мир изменить, а не объяснять.

Согласно Марксу экономико- математические фигуры лежат а основе общества и образуют базис. Культура, биология, философия, религия, наука составляет сферу надстройки. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга, но базису принадлежит решающая роль. Люди вступают в независящие от их воли и сознания производственные отношения. Люди + орудия труда и средства производства – это производительные силы.

Производительные силы развиваются быстрее производственных отношений. Когда они становятся тормозом развития производительных сил происходит социальная революция и смена общественно- экономической формации.

Маркс выделил в истории человечества пять общественно - экономических фармаций

1. Первобытно -общинная2. Рабовладельческая3. Феодальная4. Капиталистическая5. Коммунистическая

Согласно Марксу рабочий зарабатывает больше того, что ему платит капиталист- эта разница называется прибавочная стоимость, она и есть источник обогащения капиталиста.

Маркс полагал, что рабочие будут дальше нищать, а капиталисты обогащаться. Выход: свержение капитализма и строительство коммунизма. Коммунизм - это общественный строй, где не будет эксплуатации человека человеком, будет уничтожена частная собственность, преодолена разница между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, где все богатства польются полным потоком. И будет осуществляться великий принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. 1-ая фаза коммунизма – социализм – где действует принцип от каждого по способностям, каждому по труду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: