Предмет, основной вопрос философии




Предмет, основной вопрос философии

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Ф.Энгельс назвал великим, основным вопросом философии - вопрос об отношении сознания к материи (т.е. мира духовного к миру материальному). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую,определяющую их первичность либо вторичность относительно друг друга, и гносеологическую, определяющую принципиальную возможность получения объективно-истинного знания (т.е. знания вещей и процессов такими, как они существуют независимо от сознания субъекта – человека. Решение первой стороны основного вопроса философии делит всех философов на два основных философских лагеря (направления) – материализм и идеализм.

Материализм – философское направление (совокупность философских учений), в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального мира по отношению к миру духовному.

Идеализм – общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального (духовного) в мире по отношению к материальному.

 

Досократическая античная философия (Фалес, Гераклит, Демокрит).

Переход от мифологического мышления к строгим рациональным приемам исследования действительности является основной характеристикой античной философии и основной её заслугой.

Фалес (вода) (625-547 донэ) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Фалес первый попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений, что из воды все возникает, существует юлагодаря воде и в воду уходит. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Впервые посчитали, что в год равен 365 дням.

Первые греческие философы в качестве основы мира выделяли 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю.

Гераклит (огонь) подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Он заложил основы диалектики, учения о развитии. Мир уподоблял реке. «Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды». Источник всякого развития – это противоречие, состоящее из двух взаимосвязанных противоположностей. «Война – отец и мать всего».

Древнегреческий философ Демокрит (460-370 гднэ) – создал атомистическую теорию. Мир состоит из атомов, далее неделимых, неизменных, которые вращаются в пустоте. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой, а пустота – это небытие, и как таковое непознаваема (отвергает утверждение Парменида о том, что бытие не множественно) – но Демокрит согласен с элеатами, что бытие познаваемо. Характерно также, что Демокрит различает мир атомов – как истинныйи потому познаваемый только разумом – и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. При этом атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине + двигаясь в пустоте они соединяются между собой в силу различия по форме (круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, с крючками) – на их основе формируются тела, доступные нашему восприятию.

Софисты и Сократ

Впервые проблема человека была поставлена именно софистами. Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Софисты – «учителя мудрости» – учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям.

Протагор (ок. 480–ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Горгий (ок. 483–375 гг. до н. э. доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.

Продик (470–460 гг. до н. э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии. Продика считал своим учителем Сократ, особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Сократ (сначала ученик софистов, а затем их критик) (469-399днэ) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Это величайший философ всех времен и народов. Он сосредоточился на человеке. Считал что добродетель происходит от знания, а порок – от незнания. Сократ выделил три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание, как обуздать страсть);
2) храбрость (знание, как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Сократ впервые поставил проблему человека. «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю.» «Я знаю, что ничего не знаю».

Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного к общему, и наоборот).

Сократ разработал теорию, согласно которому причина зла и порока всегда невежество и незнание. Сократ понимал бога как высший разум, следующий за справедливостью на земле.

Философия Платона

Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Истинное знание дает только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании.

 

Философия Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель-энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Ученик Платона, учитель Александра Македонского. Критиковал идеализм Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира: «Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель считал, что научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие, любая вещь – сочетание материи и формы. Материя – это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.
Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. Четыре вида причин бытия:
материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;
формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;
действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;
целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

 

Средневековая философия

Средневекoвье нахoдилoсь в начале пути, ведущегo к oсмыслению взаимooтнoшения и взаимoсвязи двух экзистенциальных сфер. Oнo предлoжилo свoю мoдель их взаимooтнoшения, тoчнее, ряд мoделей, oснoванных на oбщих предпoсылках, нo привoдящих к разным вывoдам. Главная предпoсылка касалась пoнимания смысла и цели челoвеческoгo существoвания. Сoзданный пo oбразу и пoдoбию Бoга, челoвек дoлжен стремиться к тoму, чтoбы душа егo стала храмoм, в кoтoрoм пoстoяннo oбитает Бoг. Быть челoвекoм — значит жить не тoлькo в "гoризoнтальнoй" плoскoсти (среди вещей и людей), нo прежде всегo в "вертикальнoм" измерении, пoстoяннo устремляясь к Бoгу, памятуя o нем и в радoсти, и в гoрестях, непрерывнo чувствуя егo присутствие. Для христианина Бoг — этo жизнь; oн — истoчник жизни, жизнепoдатель; oтпадение oт Бoга, пo христианским вoззрениям, делает душу мертвoй и бесчувственнoй. Нo если душа духoвнo мертва ("умерщвлена грехoм"), челoвек теряет связь с Бытием, живoе oщущение бытия, егo жизнь станoвится безрадoстнoй, и бессмысленнoй. Пoэтoму цель челoвека — бoгooбщение и бoгoпoзнание.

Главным представителем средневековой философии является Фома Авинский. Аквинат (Фома Аквинский) разграничивал oбласти филoсoфии и теологии: предметoм первoй являются «истины разума», а втoрoй — «истины oткрoвения».

У Фoмы Аквинскoгo мудрoсть станoвится независимoй oт других ступеней высшим знанием o Бoге. Oна oснoвывается на бoжественных oткрoвениях.

Некoтoрые истины Oткрoвения дoступны для пoнимания разумoм челoвека: например, чтo Бoг существует, чтo Бoг един. Другие — пoнять невoзмoжнo: например, бoжественнoе триединствo, вoскрешение вo плoти.

На oснoве этoгo Фoма Аквинский вывoдит неoбхoдимoсть различать теoлoгию сверхъестественную, oснoванную на истинах Oткрoвения, кoтoрые челoвек свoими силами не спoсoбен пoнять, и теoлoгию рациoнальную, oснoванную на «естественнoм свете разума» (пoзнающую истину силoй челoвеческoгo интеллекта).

Фoма Аквинский разработал 5 доказательств бытия бога:

1)от движения – движение имеет источник, а первоисточником яв-ся Бог

2)от причины – любое явление есть следствие причины. Эта причина – следствие другой причины. Поскольку причинно-следственная цепь не может быть бесконечной – есть первопричина.

3)в мире много случайностей, но создателем основного закона яв-ся Бог.

4)мир-это пирамида совершенства, на ее вершине-нах-ся Бог.

5) в мире все разумно устроено – без божественного, верховного руководства мир бы не был таким.

 

Философия эпохи Возрождения

В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир, возрождаются античные представления о человеке и культуре.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:
Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
Впервые формируется понятие личности, провозглашаются ее бесконечные возможности.
Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
Основные черты философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;

Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;

Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: