Форма гос-ва – это способ орг-ции и осущ-ния гос власти. Составляющие формы гос-ва: форма правления; форма гос устройства; гос-правовой режим.
Форма правления – орг-ция верховной власти гос-ва, то есть устройство высших органов гос власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в гос-ве, кто осущ-т верховную власть.
Президентская республика – высшим должностным лицом явл-ся президент, обладающий полномочиями главы гос-ва и прав-ва. Признаки: прав-во формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина). Признаки:
1. в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;
2. президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа;
3. президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, кот несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
Достоинства: стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику гос-ва, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Недостаток в чрезмерной концентрации власти в руках одного человека – президента. Отсюда воз-ть злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
В связи с определенными достоинствами недостатками вышеописанных форм правления, во многих государствах используется смешанная форма правления с элементами президентской и парламентской республик. Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
|
РФ – демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.
Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей).
Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой.
Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Федерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
|
Децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции принципами, гарантирующими: незыблемость территориальной целостности гос-ва; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам гос власти; единство основ гос строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей тер-рии гос-ва; верховенство фед зак-ва; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Конституция разграничила предметы ведения и полномочия м/у органами гос власти РФ и органами гос власти ее субъектов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ.
Политический режим (имеет нестабильный переходный хар-р) – либерально-демократический режим, несущий на себе печать тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка).
Законы не стали повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, не отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами.
|
Судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.
Специфика российской государственности:
В содержании функций российского государства возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.
Отказ от приоритета интересов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естественных прав человека, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц.
Посвоей сути современное Российское государство представляет переходный тип государства, который расстается с реликтами советского социалистического государства и эволюционирует в сложных и противоречивых процессах в направлении либерально-демократического государства. В том же направлении эволюционируют, пройдя через «бархатные», «мягкие» революции, и все европейские государства бывшего социалистического лагеря, содружества.
Новые социальные силы: класс предпринимателей, частных собственников, интеллигенция, квалифицированные работники («белые и синие воротнички»), фермеры – формируют в борьбе с отживающей, бывшей партийно-советской, хозяйственной номенклатурой политические и экономические государственные структуры, которые должны выражать и защищать интересы новых социальных сил.
Форма правления в современной России – смешанная – элементы президентской и парламентарной республик со значительным доминированием первой (по Конституции РФ «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»).
Политический режим в настоящее время имеет нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается как критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ..
Российское государство стимулирует в настоящее время (налоговые льготы, кредиты) производство, инвестиции в него. Однако надо признать, что налоговые системы еще весьма далеки от нормального устройства, налогоплательщик еще не стал основной фигурой налоговой системы, основным субъектом во взаимодействии «гражданин-государство».
В современной России большое значение приобретают образовавшиеся финансово-промышленные группы, их борьба за сферы влияния, переделы собственности. В такие группы входят коммерческие банки, крупные акционерные общества, производственные предприятия. И у государства возникает новая функция: примирять столкновения этих финансово-промышленных групп, когда они выходят за рамки разумной конкуренции и ведут настоящие войны в процессах приватизации. Государство также должно обеспечивать и контролировать поступления налогов от этих групп, противостоять их попыткам подменить государственные интересы своими групповыми интересами и т.п.
Особенно большое значение в условиях перехода к рыночной экономике приобретает функция обеспечения социальной защищенности граждан. Для осуществления этой деятельности в современном Российском государстве созданы специальные государственные структуры, призванные координировать работу местных служб социальной помощи, а также оказывать активное влияние на политику правительства но отношению к малоимущим. Вопросами социальной защищенности занималось специально созданное Министерство социальной защиты населения России.
Имущественная дифференциация в российском обществе существовала и ранее, но в последние годы она резко усилилась. А с либерализацией (освобождением) цен приобрела особенно острые формы. В принципе, социальное расслоение общества – явление естественное и неизбежное. Уравнительная тенденция, присущая тоталитарному государству, не стимулировала энергию, предприимчивость людей и не побуждала их к улучшению результатов своего труда. Однако государство не должно допускать обогащения одних за счет ограбления других. Правомерна лишь такая дифференциация, при которой все доходы получены законным путем и в основном заработаны трудом, умом, прилежанием, инициативой, предприимчивостью.
К функции социальной защищенности граждан тесно примыкает функция поддержки здравоохранения. В условиях рыночной экономики, а также и перехода к ней государство не в состоянии полностью обеспечивать государственную систему бесплатной медицины, т.к. не имеет для этого материальных возможностей. Поэтому неизбежен переход к системе медицинского страхования, конечной целью которого является создание такой системы организации медицинской помощи, которая бы обеспечивала ее своевременность и повышение качества диагностики и лечения.
Характерный для современной эпохи научно-технический прогресс (информация, атомная промышленность, другие новые технологии), вызванный им рост масштабов воздействия человека на природу сопровождается негативными последствиями: истощением сырьевых ресурсов, загрязнением почвы, атмосферы, водной среды, превышением естественного радиационного фона и т.п. Подобные явления в целом представляют ухудшение среды обитания, качества жизни людей и неизбежно влекут повышение заболеваемости и смертности, создают демографический кризис. В связи с этим приоритетное значение приобретает экологическая функция Российского государства, или, как ее еще называют, функция охраны природы или окружающей среды.