Механизм правового рег-ния и правового воздействия.




Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи кот осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

С точки зрения структуры МПР – сложная система, имеющая элементы. Но главное в понимании МПР – взаимодействие этих элементов, это процесс, имеющий стадии.

Стадии:

1. Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права (правотворчество, формулирование и закрепление норм в НПА)

2. Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей, переход от общих предписаний к конкретной модели поведения. Условие возникновения прав и обязанностей – наличие юр фактов, фактического состава. Норм не всегда достаточно для возникновения прав и обязанностей. Часто необходимо государственно-властное предписание, содержащееся в правоприменительном акте. В содержание этой стадии входит правоприменение, в кот правоприменительный акт – юр факт

3. Стадия реализация субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.

Этим стадиям соответствуют элементы правового регулирования: нормы права (общее правило, указывают масштаб поведения, указывают круг субъектов, их правовое положение и ответственность; правовая норма – модель правоотношений, в гипотезе указаны юр.факты, необходимые для возникновения прав и обязанностей, содержащих в диспозиции и санкции) юридические факты (которыми могут являться и акты применения права), на их основе возникают правоотношения; акты реализации прав и обязанностей - фактическое поведение участников отношений в виде исполнения, соблюдения и использования права. Здесь заканчивается действие МПР, достигается упорядоченность общественных отношений → устанавливается правопорядок.

Элементами МПР называют также законность и правовую культуру.

МПР немыслим вне связи с гос→ правильнее говорить механизм государственно-правового регулирования.

Правовое воздействие.

«Воздействие» шире, чем «регулирование».

«Регулирование»– это частный случай, в системе воздействия; это форма управляющего воздействия. Предмет правового регулирования уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно распространяет влияние).

Правовое воздействие это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.Правовое воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.

Есть мнение, что правовое воздействие закрепляет статику в праве, так как в данном случае нет прямого опосредования поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение (спорно). Правовое воздействие динамичнее, более гибкое. В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе - правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму.

13. Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата.

Представительные органы гос власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам гос власти относятся парламенты. Оной из их важнейших функций является принятие законов. Сосредотачивая в себе законодат функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства. Наряду с высшими органами гос власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление гос власти и управление на местах.

Система органов испол власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Испол деятельность органов гос управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов гос власти и вышестоящих органов гос управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что он принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнения подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы гос управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов. В пределах своей компетенции органы гос управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответст задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы гос управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы гос управления, деятельность кот распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, гос комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомств. К местным органам гос управления относятся органы, деятельность кот ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города т.д.). В их число входят испол комитеты МСУ, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, др предприятий и учреждений.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы гос управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (Советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей гос управления. Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, различные гос комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями госу управления.

Ведущую роль в системе органов гос управления выполняют правительства. Они являются высшими испол и распоряд органами государств и возглавляют всю систему органов гос управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и соц-культур хозяйством страны, разработке и осуществлению гос бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению гос безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.

Важное место в структуре гос аппарата занимает система судебных органов, основной соц функцией кот является осуществление правосудия. Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляются в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Статус носителя одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в гос механизме наряду с др органами. Однако, несмотря на особенности структуры и др различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, кот перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократ, провозглашаются. Много общего у них в соц функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования. Так, например, в конституционных актах подавляющее большинство современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.

Значительную роль в гос механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точными и единообразным исполнением ачов органами гос управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и спец актах, регулир порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции России, определяющей структуру, порядок формирования и принципы деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом».

18. Тоталитарное гос-во.

Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение полит партий и легализация деят-ти партии власти, жесткая централизация гос управления, подавление эконом свободы, частных интересов.

Термин «тоталитаризм» был введен в оборот идеологом итальянского фашизма Джентиле в начале ХХ в. Также этот термин использовал лидер итальянского фашизма Муссолини.

В каждой из стран, в кот возникал и развивался полит тоталитарный режим, он имел свою специфику. Однако есть общие черты, кот присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило,

• наличием одной офиц идеологии, кот формируется и задается общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем парода»

• допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить.

• конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.

• правящая партия захватывает всё гос управление: происходит сращивание партийного и гос. аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, гос. должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

• монополия гос-ва на информацию

• упразднение местного самоуправления

• центром тоталитарной системы явл-ся вождь.

• усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение кот согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.

• широко и постоянно применят террор по отношению к населению.

• устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В полит. жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

• Милитаризация. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, кот хар-ся: нац идеологией,

представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.),

крайней агрессивностью.

Целью: охрана национ. общности, решение геополит., соц. задач, защита чистоты расы.

Странами, где впервые возникли фашистские орг-ции были Италия и Германия. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Целью фашизма в Германии было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат.

Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, в конечном счете должны уничтожаться.

Поэтому фашистский режим – человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Переход к демократическому режиму появляется зачастую тогда, когда социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении гос. власти.

19. РФ – демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.

Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей).

22. Правовое гос-во и гр общ-во.

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права – это высший тип демократического государства.

Статья 1, п.1 Конституции РФ «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ».

Основные признаки правового государства:

· Верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества – создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;

· Принцип разделения властей – относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;

· Незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина – люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;

· Четкое разграничение функций общества и государства;

· Взаимная ответственность личности и государства – личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;

· Соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права.

Условия формирования и функционирования правового государства:

· высокий уровень полит. и пр. сознания людей,

· для активного участия их в по­лит. и общ. жизни высокого уровня культуры.

· привитие населению потребно­сти сознательного участия в управлении гос. и общ. делами;

· наличие в обществе прочного правопорядка, незыбле­мой законности и конституционности;

· утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и го­сударства;

· развитие системы самоуправления народа, последовательное расширение и углубление в экономике, политике, культуре, науке, соци­альной сфере принципов реальной демократии.

· создание внутренне единого, непротиворечи­вого законодательства.

· наличие в стране ГО. В отечественной и зарубежной литературе существует много не совпадающих представле­ний о понятии ГО и характере его соотношения с государством. Например, нередко ГО понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между со­бой взглядов, интересов отдельных соц. групп и ин­дивидов», как комплекс различных общ. объединений и движе­ний, связанных между собой личными и общ. интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и непра­вовыми правилами и обычаями.

Иными словами, ГО выступает, и в этом есть значительная доля истины, в качестве своего рода антитезы, противове­са государству. Соотносясь подобным образом с государством, ГО в лице различных соц. групп, классов и просло­ек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки закон­ности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нару­шения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

ГО выступает не только как гарант последова­тельного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого пр. демократи­ческого государства.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с ГО, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее пр. государства в существовании и развитии ГО.

Такое государство находится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится и ГО (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т.д.).

Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих 2х основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления ГО, точно также как ГО воздействует на формирование пр. государства.

Концепция пр. государства также направлена на защиту свободы личности. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей, взаимные права и обязанности государства и личности – эти и другие признаки государства характеризуют его как правовое и создают наиболее эффективные условия для реализации свободы личности.

 

23. Основные концепции правопонимания.

Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права – сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Закон – не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом местеобычай. Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Достоинства:

· впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

· справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

· данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;

· ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

Психологическая теория права – наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание – начало XX века – Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки – в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).

Право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли.

Единственный источник права – индивидуальное сознание.

Право – это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление (воздержание от) этих действий.

Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права – берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы, следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права грани­цы дозволенного и запрещенного поведения, во-вто­рых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность, в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т. е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

Но нормативный подход имеет и недостатки, поскольку:

а) правом признается только то, что исходит от, государства, и, следовательно, отрицаются естественные неотъемлемые права человека; |

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, будто при­нятия закона достаточно для решения любых соци­альных вопросов;

в) не раскрываются действие права, его движущие силы, регулятивные свойства.

Несмотря на недостатки, данный подход наиболее распространен в юридической практике, так как он более удобен, понятен, имеет четкие критерии.

Социологическая теория права – предопределила «школа свободного права» (Эрлих) – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической прак­тики. Но социологический подход имеет и недостат­ки, которые сводятся к следующему: во-первых, есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным; во-вторых, возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться пра­вом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя дей­ствия наделять свойствами регулятора.

В юридической науке социологический и фило­софский подходы принято именовать широким пони­манием права, а нормативный — узким.

Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление.

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII—XVIII вв. (Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.). Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

С позиций данной теории право толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, прин­ципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концеп­ции справедливости, свободы человека и формально­го равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим нача­лом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начала, т. е. представления людей о пра­ве, каким оно должно быть. Правовые нормы государ­ства могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют есте­ственной природе человека, не противоречат его есте­ственным неотъемлемым правам, тогда они составля­ют право. Иначе говоря, наряду с законодательством (т. е. правом, закрепленным в законе) существует выс­шее подлинное право как идеальное начало, отражаю­щее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены в силу своего рождения определенными правами и свободами, необходимыми для жизнедеятельности. Содержание этих прав не может устанавливаться го­сударством, которое должно лишь их соблюдать и обеспечивать, а также охранять и защищать.

Главное достоинство рассматриваемого подхода к правопониманию состоит в признании в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться за­конодатель, который при принятии новых законов должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство заключается в том, что различа­ются право и закон — не каждый закон является правовым.

Среди недостатков нравственного (философского) правопонимания следует назвать следующие:

1) расплывчатое представление о праве, посколь­ку даже высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регу­лятора отношений между людьми и определять кри­терии правомерного и неправомерного поведения;

2) участники общественных отношений могут не­одинаково понимать такие ценности, как справедли­вость, свобода, равенство;

3) декларируя разрыв между правом и законом, данный подход может способствовать негативному отношению к закону и повлечь правовой нигилизм;

4) существует возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органа­ми законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или дру­гой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

23.) Все эти подходы имеют то или иное практи­ческое значение. В частности, социологический подход ориентирует законодателя на анализ действия права, насколько принимаемые нормы права находят практическое применение. Если же эти нормы составляют«мертвое право, то это обязывает законодателя изменять действующее законодательство

 

24. Право как система юр норм. Функции права.

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

«Право – есть искусство добра и справедливости» – РП.

Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах:

1. общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений – реалии, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

2. особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

3. одно из проявлений жизни людей.

В современной юридической науке термин "право" ис­пользуется в нескольких значениях:

социально-правовые при­тязания людей – право человека на жизнь, право народов на самоопределение – обуслов­лены природой человека и общества и считаются естествен­ными правами;

система юридичес­ких нормправо в объективном смысле –нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц;

официаль­но признанные возможности, которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация – право в субъективном смысле, т.е. право, принадлежащее отдельному лицу – субъекту права;

система всех правовых явлений – синоним – термин "правовая система" (анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы).

Сложилось несколько походов к пониманию права:

1. нормативный (узкое понимание права) – право – система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им – отождествление права и закона;

2. нравственный (философский; широкое понимание права) – право – идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (пра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: