Правосознание – отношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания:
· в нем отражаются только государственно-правовые явления;
· способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев;
Структура правосознания:
Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.
Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.
Функции правосознания:
· познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации;
· оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации);
· регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.
Виды правосознания по субъектам-носителям:
· индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей;
· групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.;
· общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.
Виды правосознания по уровням:
Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности.
· обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права;
· научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности;
· профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.
Правовая культура – к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.
Характеристики правовой культуры:
· включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;
· является высшей формой осознания правовой жизни страны;
· составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;
· зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
· служит предпосылкой формирования правового государства.
Элементы правовой культуры:
ü уровень развития правосознания населения;
ü развитие правовой деятельности;
ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.
Уровни правовой культуры:
· обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
· профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.
· теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.
Формы правовой культуры:
· правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.
· правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);
· правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.
Функции правовой культуры:
· познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;
· праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;
· прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.
Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
56. Правовая культура и ее значение в современном обществе.
К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура ». В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская определяла правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».
По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая культура — это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере. Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:
§ включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;
§ отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны она своя;
§ является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;
§ составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;
§ во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
§ служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.
Иначе говоря, правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества.
Среди юристов нет единодушия и относительно структуры правовой культуры.
Например, Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет:
1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;
2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания м.б. зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической — правотворческой и правореализующей;
3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.
Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:
· знания о праве;
· отношение к праву;
· навыки правом го поведения.
Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом — правовой менталитет общества.
Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отечественной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценностными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенностями развития.
Таким образом, правовая культура и правовой менталитет общества тесно связанные явления, но правовой менталитет — более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.
Правовая культура проявляется главным образом в трех уровнях:
Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении обязанностей.
Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Ему присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эфф-сть права, и т. д.
В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.
Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.
Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам: в первую очередь профессионалам-юристам, правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах. Исследователи данной формы право вой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношения к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Наконец, правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.
Функции правовой культуры (всего 6):
Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, — формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.
Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей — обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.
Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное
56.) значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.
Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.
Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.
Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.
Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.
Правовая культура – к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.
Характеристики правовой культуры:
· включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;
· является высшей формой осознания правовой жизни страны;
· составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;
· зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
· служит предпосылкой формирования правового государства.
Элементы правовой культуры:
ü уровень развития правосознания населения;
ü развитие правовой деятельности;
ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.
Уровни правовой культуры:
· обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
· профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.
· теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.
Формы правовой культуры:
· правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.
· правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);
· правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.
Функции правовой культуры:
· познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;
· праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;
· прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.
Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
57. Деформация правосознания: истоки, формы, пути преодоления
Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативном, отрицательном отношении к праву, законам, нормативному порядку с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости. Одним из ключевых моментов является надменно-пренебрежительное отношение к праву, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.
Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка.
Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.
Правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы (Венгеров).
Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Есть и другие дефиниции правового нигилизма (Морозова).
Это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.
Во всех других дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов).
Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:
во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. Слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники;
во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона, и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «...Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;
в-третьих, административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования;
в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;
в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат — утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Конституции;
в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и веет населения и общества в целом.
Формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Бакунина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).
Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.
В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.
К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.
К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.
К формам существования правового нигилизма нередко причисляют и трактовку права как чисто инструментального средства — как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.
Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.
В литературе называют также уровни существования правового нигилизма, например:
а) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;
б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);
в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правов2йй2ых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Пути преодоления правового нигилизма:
1) формирование и проведение нм обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;
2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;
3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;
4) совершенствование законодательства;
5) повышение эффективности деятельности правоох-х органов и особенно судебной защиты прав и свобод;
6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;
7) подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.
В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура и правовое воспитание.
Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина.
Венгеров: Т ак же важно сформировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка.
Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский – это защитник вдов и сирот, 57.) обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.
Правовой нигилизм – негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например, анархизм (теория о неограниченной свободе и равенстве людей, ликвидации классов) и левый радикализм.
В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушения законов и различного рода правовых установлений.
Пути преодоления правового нигилизма:
· совершенствование законодательства;
· повышение общей и правовой культуры населения;
· подготовка квалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов;
· воплощение в жизнь режима законности и правопорядка.
Правовой идеализм (юридический фетишизм) – антипод правовому нигилизму – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
58. Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
59. Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.
60. Правомерное поведение.
Правомерное (законопослушное) поведение:
· совпадающее с требованиями норм права;
· не противоречащее нормам права;
· не запрещенное нормами права.
Характерные черты правомерного поведения:
· общественная полезность – заинтересованность общества в таком варианте поведения;
· массовость – оно присуще многим или большинству людей;
· сознательность – свободный выбор лица правомерного, а не противоправного поведения;
· активность – самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека.
Правомерное поведение – правовое поведение, которое:
· отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц;
· соответствует требованиям правовых предписаний;
· обеспечивается государством;
· влечет юридические последствия.
Правомерное поведение находит выражение в положительном действии и в положительном бездействии (когда человек воздерживается от совершения действий, опасных для той или иной социальной общности или конкретной личности).
Типология в зависимости от мотивации правомерного поведения (внутренней регуляции поведения людей):
маргинальное поведение (отрицательное отношение к праву) – «находящийся на грани, пограничный» – основано на мотивах страха ответственности, наказания (единственный сдерживающий мотив);
конформистское поведение – пассивное соблюдение норм права в силу подчинения своих действий (бездействий) мнению окружающих;
стереотипное поведение (привычное; положительное отношение к праву) – осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать правомерно, в соответствии с законом; соблюдение закона является для человека само собой разумеющимся, привычным поведением;
социально-активное поведение – основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его предписаниями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом; присуще людям, обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием, предъявлением строгих требований, как к собственному поведению, так и к действиям других лиц.
Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения является целью правового регулирования общественных отношений. Именно на данный результат рассчитана законодательная деятельность государства. В основе оценки действий и поступков любого человека лежит их сопоставление с предписаниями норм права. Такое сопоставление позволяет выделять правомерное поведение, противоправное и юридически безразличное.
Правомерное поведение это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований. Таким образом,, во-первых, правомерное поведение является сознательным волевым проявлением; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями права; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом.
В.В. Оксамытный указывает следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность, массовость проявления, сознательность, активность в выполнении установленных правом требований.
Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований.
Массовость определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или даже большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать.
Сознательность сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.
Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение соб