Правосознание: понятие, структура, виды, уровни




Правосознаниеотношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания:

· в нем отражаются только государственно-правовые явления;

· способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев;

Структура правосознания:

Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.

Функции правосознания:

· познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации;

· оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации);

· регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания по субъектам-носителям:

· индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей;

· групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.;

· общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.

Виды правосознания по уровням:

Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности.

· обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права;

· научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности;

· профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.

Правовая культура – к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Характеристики правовой культуры:

· включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;

· является высшей формой осознания правовой жизни страны;

· составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

· зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

· служит предпосылкой формирования правового государства.

Элементы правовой культуры:

ü уровень развития правосознания населения;

ü развитие правовой деятельности;

ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Уровни правовой культуры:

· обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;

· профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.

· теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры:

· правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

· правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

· правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

Функции правовой культуры:

· познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;

· праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;

· прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

 

56. Правовая культура и ее значение в современном обществе.

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура ». В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская опреде­ляла правовую культуру как «систему овеществленных и идеаль­ных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая куль­тура — это система взглядов, оценок, убеждений, установок отно­сительно важности, необходимости, социальной ценности юридиче­ских прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают соци­ально полезное поведение в правовой сфере. Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:

§ включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Характеризует правовые ценности общества, прогрес­сивные достижения в сфере права;

§ отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны она своя;

§ является высшей формой осознания интересов и потребно­стей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;

§ составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занима­ет самостоятельное, обособленное место в социокультурном про­странстве;

§ во многом зависит от нравственности общества и нравст­венных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

§ служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура — это качественное состоя­ние правовой жизни общества.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры пра­вовой культуры.

Например, Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры назы­вает:

1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;

2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания м.б. зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), об­разовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической — правотворческой и правореализующей;

3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в кото­рых закрепляется право данного общества. Среди них определяю­щее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные пра­воприменительные акты.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:

· знания о праве;

· отношение к праву;

· навыки правом го поведения.

Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом — правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития.

Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет — более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.

Правовая культура проявляется главным образом в трех уров­нях:

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамка­ми повседневной жизни людей, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен ли­цам, занимающимся юридической деятельностью на профессио­нальном уровне. Ему присущи высокая степень знания права и по­нимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействую­щих на эфф-сть права, и т. д.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и об­щества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, по­зитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, пове­дением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что пра­вовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным соци­альным группам: в первую очередь профессионалам-юристам, правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах. Исследователи данной формы право вой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношения к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Наконец, правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных от­ношений. Зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочно­сти существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаи­модействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Функции правовой культуры (всего 6):

Содержание познавательно-преобразовательной функции пра­вовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, — формирование правового государст­ва. В связи с этим данная функция направлена на согласование раз­личных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей — обеспечить устойчивый, эффективно действующий меха­низм развития правовой системы, внесение упорядоченности в обще­ственные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие че­рез отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фак­тов, имеющих ценностное

56.) значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспи­тания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение по­средством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессив­ные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций раз­вития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Правовая культура к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Характеристики правовой культуры:

· включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;

· является высшей формой осознания правовой жизни страны;

· составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

· зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

· служит предпосылкой формирования правового государства.

Элементы правовой культуры:

ü уровень развития правосознания населения;

ü развитие правовой деятельности;

ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Уровни правовой культуры:

· обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;

· профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.

· теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры:

· правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

· правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

· правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

Функции правовой культуры:

· познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;

· праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;

· прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

 

 

57. Деформация правосознания: истоки, формы, пути преодоления

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативном, отрицательном отношении к праву, законам, нормативному порядку с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости. Одним из ключевых моментов является надменно-пренебрежительное отношение к праву, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка.

Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы (Венгеров).

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, высту­пает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Есть и другие дефи­ниции правового нигилизма (Морозова).

Это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех других дефинициях категории правового нигилизма под­черкивается отрицательное отношение к праву, игнорирование зако­нов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов).

Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Ис­следователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Тума­нов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

во-первых, особенности исторического развития отдельных на­родов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. Слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники;

во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику совет­ского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никаки­ми законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, нано­сившие значительный ущерб принципу законности, авторитету за­кона, и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «...Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массо­вые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

в-третьих, административно-командные методы, преимущест­венно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования;

в-четвертых, расхождение между декларативными положения­ми законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. наме­ренный обман населения для достижения политически и юридиче­ски корыстной цели;

в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разно­образные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат — утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Консти­туции;

в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень право­вой культуры не только отдельных должностных лиц, но и веет населения и общества в целом.

Формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Баку­нина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отно­шению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в право­вые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в фор­му нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юри­дических предписаний со стороны не только граждан, но и должно­стных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также при­нятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической тех­ники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финан­сированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защи­ты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причис­ляют и трактовку права как чисто инструментального средства — как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем пра­во представляет собой самостоятельную социальную, историче­скую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой ни­гилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют так­же уровни существования правового нигилизма, например:

а) об­щесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правов2йй2ых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

Пути преодоления правового нигилизма:

1) формирование и проведение нм обоснованной, прогрес­сивной правовой политики, сориентированной на личность, при­оритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценно­стей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоох-х органов и особенно судебной защиты прав и свобод;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государ­ственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют пра­вовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фети­шизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипер­трофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью зако­нов можно решить все социальные проблемы.

Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура и правовое воспитание.

Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина.

Венгеров: Т ак же важно сформировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка.

Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский – это защитник вдов и сирот, 57.) обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.

Правовой нигилизм негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например, анархизм (теория о неограниченной свободе и равенстве людей, ликвидации классов) и левый радикализм.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушения законов и различного рода правовых установлений.

Пути преодоления правового нигилизма:

· совершенствование законодательства;

· повышение общей и правовой культуры населения;

· подготовка квалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов;

· воплощение в жизнь режима законности и правопорядка.

Правовой идеализм (юридический фетишизм) – антипод правовому нигилизму – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

58. Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

 

59. Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

 

60. Правомерное поведение.

Правомерное (законопослушное) поведение:

· совпадающее с требованиями норм права;

· не противоречащее нормам права;

· не запрещенное нормами права.

Характерные черты правомерного поведения:

· общественная полезность – заинтересованность общества в таком варианте поведения;

· массовость – оно присуще многим или большинству людей;

· сознательность – свободный выбор лица правомерного, а не противоправного поведения;

· активность – самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека.

Правомерное поведение – правовое поведение, которое:

· отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц;

· соответствует требованиям правовых предписаний;

· обеспечивается государством;

· влечет юридические последствия.

Правомерное поведение находит выражение в положительном действии и в положительном бездействии (когда человек воздерживается от совершения действий, опасных для той или иной социальной общности или конкретной личности).

Типология в зависимости от мотивации правомерного поведения (внутренней регуляции поведения людей):

маргинальное поведение (отрицательное отношение к праву) – «находящийся на грани, пограничный» – основано на мотивах страха ответственности, наказания (единственный сдерживающий мотив);

конформистское поведение – пассивное соблюдение норм права в силу подчинения своих действий (бездействий) мнению окружающих;

стереотипное поведение (привычное; положительное отношение к праву) – осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать правомерно, в соответствии с законом; соблюдение закона является для человека само собой разумеющимся, привычным поведением;

социально-активное поведение – основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его предписаниями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом; присуще людям, обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием, предъявлением строгих требований, как к собственному поведению, так и к действиям других лиц.

Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения является целью правового регулирования общественных отношений. Именно на данный результат рассчитана законодательная деятельность государства. В основе оценки действий и поступков любого человека лежит их сопоставление с предписаниями норм права. Такое сопоставление позволяет выделять правомерное поведение, противоправное и юридически безразличное.

Правомерное поведение это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека дея­тельность в сфере социального действия права, основанная на соз­нательном выполнении его целей и требований. Таким образом,, во-первых, правомерное поведение явля­ется сознательным волевым проявлением; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями пра­ва; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения опре­деляются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом.

В.В. Оксамытный указывает следующие основные черты, при­сущие правомерному поведению: общественная полезность, массо­вость проявления, сознательность, активность в выполнении уста­новленных правом требований.

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного право­порядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований.

Массовость определяется тем, что правомерное поведение при­суще многим или даже большинству людей, иначе общество не мог­ло бы нормально функционировать.

Сознательность сводится к выбору человеком варианта пове­дения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими ин­тересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.

Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных послед­ствий своих поступков, соизмерение соб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: