Проблема личности и ее изучение в психологии.




Типы личности и особенности делового общения

 

 

Оглавление

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Теоретическое исследование типологических теорий личности.... 4

1.1. Проблема личности и ее изучение в психологии.................................... 4

1.2. Основные типологические теории личности........................................... 5

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на диагностику индивидуально-типологических свойств личности................................................................ 31

2.1. Организация исследования.................................................................... 31

2.2. Результаты исследования....................................................................... 32

2.3. Выводы................................................................................................... 34

Заключение.................................................................................................... 37

Литература.................................................................................................... 38

Приложение................................................................................................... 39

 


Введение.

 

Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Какие определения понятия "личность" даются в психологии? Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге "Личность" привел около пятидесяти определений личности. Целесообразно привести некоторые из них.

Личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания. (Г.В. Олпорт).

Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде. (Г.Ю. Айзенк).

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека. (А.Н. Леонтьев).

Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов).

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности). (С.Л. Рубинштейн).

Цель курсовой работы: рассмотреть типы личности и особенности делового общения.

Задачи курсовой работы:

1) теоретически изучить основные типологические теории личности;

2) провести психодиагностическое исследование с помощью методик Айзенка и Леонгарда;

3) сформулировать выводы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.

 

 


Глава 1. Теоретическое исследование типологических теорий личности.

 

Проблема личности и ее изучение в психологии.

 

Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. В психологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость.

Личность всегда является представителем общества или общности. Вместе с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего влияния окружающей среды (как социальной макросреды, так и микросреды), но и в роли активного деятеля и творца, отражающих ее индивидуальность. Человеческая деятельность является источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять не только условия своего существования, но и собственное сознание, то есть собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности, ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности. Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различных жизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружает личность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия).

Большое значение для поведения личности представляет самооценка. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой. Очень важно у личности формировать адекватный своим возможностям уровень притязаний, что, в конечном счете, определяет ее самоуважение. У. Джемс отмечал, что "довольство собой в жизни определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: