Основные типологические теории личности




 

Еще в начале ХХ века У. Джемс отмечал, что понятие "личность" можно подразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей:

1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению);

2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное - мотив полезности, достижений в деятельности);

3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе и т.д.);

4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам и т.п.);

5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей и т.д.);

6) религиозный человек (для этого типа человека - главное переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом).

Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов (в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами) выделил три типа личностей:

а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);

б) тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);

в) тип смешанный, средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем. (Первая сигнальная система представлена безусловными, врожденными рефлексами, вторая - условными, приобретенными в процессе жизни, приобретения опыта, воспитания и формирования личности (А.П.))

В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. Их взгляды образовали так называемую конституциональную теорию поведения личности. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:

1) эктоморфный тип - высокие и худые люди, которые по его мнению являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами;

2) мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми;

3) эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.

Гипотезы В. Шелдона тщательно проверялись другими исследователями, которые пришли к следующим выводам:

а) люди, знающие о стереотипах поведения полных или худощавых, ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих;

б) в целом общие тенденции, по Шелдону, оказались верны, но не все зависимости так отчетливы, как первоначально предполагалось;

в) в определенных видах деятельности (например, в спорте) лица, достигшие высоких результатов, имели специфические характеристики телосложения.

К. Юнг в 1923 году высказал предположение о существовании двух главных типов личности: экстравертированной личности, склонной к общению, открытой для окружающих и предрасположенной порой к авантюрам и интровертированной личности, характеризующейся застенчивостью, скромностью, замкнутостью, стремлением избегать социальных контактов и риска.

Юнг утверждает, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция. Мышление представляет активный, логический, направленный процесс. Мыслительный тип поэтому рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. Чувствование, в сущности субъективное и пристрастное, следует отличать от эмоции - более рациональной и менее активной. У чувствующего типа мышление выполняет подчиненную роль. Ощущение и интуиция, с другой стороны, обе являются иррациональными функциями. Предназначение первой понимается как восприятие непосредственной данности, вторая направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро воспринимает с помощью органов чувств внешний мир и раздражения внутренних органов, тогда как интуитивный тип, стоящий ниже в развитии функции ощущений, силен в предвосхищении возможных развитий ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, сознательными обычно являются мышление и ощущение, а чувствование и интуиция подавляются. У женщин доминируют чувствование и интуиция, и, наоборот, функции мышления и ощущения подавляются. Вытесненная женская сторона у мужчин называется их "анимой", а у женщин вытесненная мужская сторона - их "анимусом". У гармоничного человека сбалансированы сознательные и вытесненные характеристики. Понятие "персона" связано с социальной ролью человека в обществе. В процессе жизни он обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Каждой профессии, например, свойственна определенная маска, которую носит член общества. Персона не является составляющей собственно характера, но тесно с ним связана и действует как своего рода защита внутреннего "я".

Четыре основные функции далее классифицируются в две обобщающие установки: экстравертированную и интровертированную. Это два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены к объекту, при второй - направлены к субъективному миру, обращены на себя. Все люди обладают обеими тенденциями, но снова одна из них обычно доминирует. Идеальное соотношение - это ритмическое чередование установок, что редко встречается в реальности.

Экстраверт.Этот тип живет в соответствии с внешней необходимостью. Его интересы и внимание концентрируются на непосредственном окружении. Он сосредоточен на людях и вещах и ведет себя согласно требованиям общества. Способности экстраверта ограничены, так как он пытается отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств. которые не вполне понятны и каким-либо образом выходят за пределы внешних ожиданий. Отношение бессознательного к сознаваемому компенсаторно. Субъект, экстравертированный на уровне сознания, на бессознательном уровне интровертирован. Бессознательные тенденции могут лишаться их компенсаторных качеств из-за подавляющих сил коллективного бессознательного, и тогда следует открытый конфликт с сознаваемым. Субъект или не знает больше, что он хочет, или он хочет слишком многого сразу и не способен получить удовлетворение. Считается, что неосознаваемая установка экстраверта часто граничит с жестокостью и брутальностью.

Интроверт.Этот тип в отличие от экстраверта отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он склонен уравнивать эго с целостной личностью. Бессознательно, однако, внешние объекты усиливаются посредством компенсаторного механизма, и индивид делается их рабом. Интроверта опутывают практические трудности. Иллюзия превосходства, созданная эго, разрушается. Стремление интроверта к доминированию и контролю поэтому заканчивается заслуживающим сожаления томлением по любви. Он приучается бояться новых людей и вещей, испытывает содрогание от столкновения с внешним миром, который наделяет магической силой.

Гипотеза Юнга была обоснована, а Г.Ю. Айзенк разработал специальный тест по измерению интроверсии и экстраверсии в поведении индивида. Подход к изучению личности, разработаный X. Айзенком состоит в измерении характеристик индивида с помощью непрерывной шкалы, например построенной по принципу интроверсия - экстраверсия. Данные измерений ассоциируются с запросами или качествами, необходимыми члену организации для выполнения определенного круга работ или для выработки поведения в конкретных рабочих ситуациях. Однако опыт показывает, что непрерывность шкалы измерения характеристик лич-ности не позволяет создать ее ярко очерченные типологии, так как люди постоянно меняются в рамках этой непрерывности, причем изменения являются частью ситуации и их не удается учесть при изучении личности.

Дж. Роттер обосновал идею о существовании экстернального и интернального локуса контроля у различных людей. Индивиды с экстернальным локусом (местом, способом) контроля, в основном, в своем поведении рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д. Люди с интернальным локусом контроля рассчитывают только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении.

Объяснение поведения личности и формирования предлагает четкое понимание источников и движущих сил ее развития. В связи с этим исторически в психологии сложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и становления личности. Биогенетическая концепция исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда развитие личности малоуправляемо и носит самопроизвольный и спонтанный характер. Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой. Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды и наследственности). То есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.

Думается, что позиции, изложенные в этих концепциях нуждаются в уточнении. Безусловно, биологический фактор является важнейшей предпосылкой развития личности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются ее потребности и возможности их удовлетворения. Это противоречие между потребностями и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности. Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид.

А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.

Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: