Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения.




Неортодоксальные религии Индии: джайнизм и адживики

Джайнизм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») —одно из древнейших религиозно-философских учений, возникшее в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.

Джайны в Индии насчитываются сегодня 2-3 млн. человек, менее 0,5 % от численности населения Индии. Немногочисленная джайнская община занимает непропорционально влиятельные позиции, выбрав родом деятельности торговлю, коммерцию, финансовое, банковское дело и обладая огромным капиталом. Многие джайны заняты в торговле золотыми изделиями и ювелирными украшениями, поэтому в их руках сосредоточивается и ювелирное дело.

Возникновение джайнизма

Джайны полагают свою религию уходящей в глубоко древние времена. Она создавалась 24 вероучителями, которые носят название тиртханкáр (букв. «переправу создающий», т.е. тот, кто ведет своих последователей через поток, или океан, мирской жизни к спасению – нирване). Всего было 24 тиртханкара.

Первый – Ришабха, который играет роль культурного героя. Его дочь Брахми изобретает письменность, а сын Бхарата становится первым чакравартином (мировой император, владыка мира), по имени которого называют и страну (Индию) – Бхарата. Джайнизм, каким его знают современные ученые, основан в VI в. до н.э. 24-м тиртханкаром, Вардхаманом, которого назвали титулами Махавира Джина. Махавира – «Великий герой». Джина – это титул, который означает «победитель», и дается достигшим освобождения (мокша). Санскритское название религии джайна – дхарма («учение победителей») происходит от термина джина. Но джайнизм как система религиозных и этических взглядов и как община джайнов сложился задолго до того, как во главе общины встал Махавира Джина. Первой исторической личностью, основавшей общину джайнов, является 23-й тиртханкар Паршва. Община называлась ниргрантха (или ниггантха), что значит «свободный от оков (привязанностей)». Членами общины могли быть мужчины и женщины.

Предписания и вероучения

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива, санскр. जीव) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму. Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата, санскр. व्रत). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (анантадаршан, санскр. अनन्तदर्शन्), совершенное знание (анантаджна, санскр. अनन्तज्ञ) и совершенное поведение (анантачаритра, санскр. अनन्तचरित्र), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путём к освобождению души человека от сансары-мокши (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобождёнными душами), а тех, кто связан с землёй посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Все мирские отношения между одной Дживой(живым) или Адживой(неживым) основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения.

Существует пять основных этических принципов — обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином. Это:

· Не причинять вреда живому (Ахимса).

· Быть искренним и благочестивым (Сатья).

· Не красть (Астейя).

· Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

· Не стяжать (Апариграха).

Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) — справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) — слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ.

Практика джайнизма

Махавира требовал от своих учеников соблюдение трёх принципов (трёх сокровищ — триратна): первый — вера в Вардхаману-Махавиру, второй — проникновение в суть учения. Третий принцип — правильное поведение — послужил ещё на ранних этапах возникновения джайнизма разделению последователей на мирян и монахов. Мирянам предписывается соблюдать лишь нормы морали. Монахи же стремились к идеалу сурового аскетизма, причём аскетизм в джайнизме один из самых резких и принципиальных из всех религий Индии. Джайнский монах не должен подолгу жить на одном месте. Монах должен бродить по стране в простой одежде (у шветамбаров) или совсем обнажённый (по дигамбарскому обряду). Монахам запрещалось носить волосы, причём их нужно не просто выбривать, а вырывать с корнем.

Величайший грех для джайна — химса — причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн процеживает питьевую воду, чтобы там случайно не оказались живые существа, специальной метёлкой подметает себе дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать ночью, ведь в темноте можно неконтролируемо нанести вред живому существу. Такая крайне аскетичная практика была одной из причин слабого распространения этой религии в первые века её существования.

Адживика

Аджи́вика — неортодоксальное (настика) философско-аскетическое движение в Древней Индии. Адживики представляли собой организацию блуждающих странников (паривраджаки — «бродяга» или шраманы «скиталец»), верящих в то, что человеческая судьба не зависит от действий человека, а определена строгим внеличностным космическим законом — нияти (ограничение).Адживика — «тот, кто в разных местах находит себе средства к существованию (аджива)».

История

Об адживиках сохранилось очень мало источников. Их священные писания были утеряны, а немногие фрагменты сохранились только в буддийских и джайнских текстах, а также в надписях эпохи империи Маурьев. Трудно определить, до какой степени эти источники отражают действительное учение адживиков, так как данные фрагменты могли быть искажены противниками движения.

Основателем секты считается МаскаринГошала (санскрит; пали: МаккхалиГосала). Утверждают, что Гошала был саратникомМахавиры, 24-го Тиртханкара Джайнизма. Гошала был учеником Махавиры на протяжении шести лет, а затем их мировоззренческие пути разошлись. В Средние века адживики стали присоединятся к дигамбарской сангхе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: