Характеристика радиоактивного заражения территорий при радиоактивной аварии на АЭС и при ядерном взрыве.




При авариях на АЭС с выбросом радиоактивных веществ (РВ) возникают районы радиоактивного заражения (загрязнения) местности (РЗМ) в форме окружности (в р-не аварии) и вытянутого эллипса (по следу облака) - правильной формы при т. н. нормальных топо- и метео- условиях и неправильной - при ненормальных (сложных) топо- и метеоусловиях (пересеченная местность, изменение направления и скорости ветра и др.). Воздействие РЗМ на людей осуществляется в виде облучения:

- внутреннего - с воздухом, пищей, водой;

- внешнего - от проходящего облака и РВ, выпавших на подстилающую поверхность;

- контактного - от РВ на кожных покровах, одежде.

Основными параметрами, характеризующими районы РЭМ, являются экспозиционные и поглощенные дозы облучений до полного распада (Д, Р(рад)) и мощности этих доз - уровни радиации на определенное время (Р, Р/ч, рад/ч).

Уровни радиации с течением времени, вследствии распада РВ, уменьшаются. В практических расчетах часто используется т. н. эталонный уровень радиации - уровень радиации, приведенный к 1 ч после аварии - Р1. Между дозой облучения до полного распада и уровнем радиации Р1 при авариях на АЭС существует связь: Д = 400Р1. В зависимости от величин Д, районы РЗМ (для организации и проведения защитных мероприятий) подразделяют на зоны:

1. Внешнего облучения: А - умеренного, Б - сильного, В - опасного, Г - чрезвычайно опасного

2. Внутреннего облучения: Д’ - опасного и Д - чрезвычайно опасного.

Радиоактивное заражение местности имеет ряд особенностей, отличающих его от других поражающих факторов ядерного взрыва.

1. Обширная площадь заражения. Радиоактивные вещества, поднимающиеся при взрыве на высоту 10-20 км, образуют облако, которое переносится ветром на большие расстояния. Длина заражения полосы может составлять сотни, а ширина - десятки километров.

2. Длительность его действия. Если время действия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации исчисляется секундами, то поражающее действие радиоактивных веществ, образовавшихся, например, при ядерном взрыве, может длиться неделями и даже месяцами. В течение всего этого времени зараженная радиоактивными веществами территория опасна для людей и животных.

3. Трудность обнаружения радиоактивных веществ. Радиоактивные вещества, выпадающие из облака в виде мельчайших частиц, не имеют цвета, запаха или других внешних признаков. Обнаружить их можно только с помощью дозиметрических приборов. Кроме того, люди, подвергшиеся воздействию радиоактивных излучений, не чувствуют никаких болевых ощущений и поэтому могут не знать об опасности облучения.

4. Непостоянный характер и уменьшение размеров зараженности территории с течением времени за счет непрерывного распада радиоактивных веществ.

Радиоактивное заражение местности при ядерных взрывах и авариях. Совершенно иная ситуация возникает при ядерных взрывах и авариях на атомных реакторах, когда образуются обширные зоны радиоактивного заражения с высоким уровнем радиации.

Поражающими факторами являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение местности.

При ядерных взрыва образуется огромное количество радиоактивных веществ, представляющие смесь продуктов деления ядерного заряда, непрореагировавших остатков этого заряда и искусственных радиоактивных изотопов.

Первоначально радиоактивные вещества, образовавшиеся при взрывах и попавшие в огненный шар, находятся в газообразном состоянии. Затем, охлаждаясь, они конденсируются и оседают на капельках тумана и частицах пыли и в таком виде находятся в облаке. В результате выпадения радиоактивных веществ из облака в самом районе взрыва и по следу его движения происходит заражение местности.

Билет 12 1)Основные задачи и организация РСЧС. «Понятие, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС».

 

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населе­ния, а в случае возникновения ЧС - для ликвидации их последствий и уменьшения ущерба народному хозяйству, на основании постановления Правительства РФ 261 от 18.04-92г. в нашей стране создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). Во исполнение ФЗ № 68 от 94г. «О защите населе­ния и территорий от ЧС природного и техногенного характера постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11-95г. переименована в Единую Государственную систему предупреждения и лик­видации ЧС (Аббревиатура РСЧС была сохранена).

РСЧС - это государственная, организационно-правовая структура объединяющая органы управления, силы и средства: ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправле­ния и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе­ления и территорий от ЧС.

Основной целью создания этой системы было - объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования системы составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций. Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера.

Основными задачами РСЧС являются:

1. Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повыше­ние устойчивости функционирования организаций и объектов в ЧС;

2. Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

3. Сбор, обработка и обмен информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

4. Подготовка населения к действиям в ЧС;

5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

6. Создание резервов финансовых и мат. ресурсов для ликвидации ЧС;

7. ликвидация ЧС;

8. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавше­го от ЧС, проведение гуманитарных акций

9. В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в под­готовке государства к ведению ГО;

Система построена и функционирует на следующих принципах:

1. Защите от ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

2. Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией руководителей всех ОИВ, а также предприятий, учреждений и организаций не зависимо от форм собственности.

3. Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС осуществляются с учетом разделения полномочий и ответственности между ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.

4. Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий и их непрерывное осуществление.

5. Комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по ГО.

6. Организационная структура РСЧС должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам.

«Организационная структура, силы и средства РСЧС».

 

Организационно РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы, их сейчас 44 (службы) создаются ФОИВ (министерствами, ведомствами) и организациями (независимо от форм собственности), которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства для решения спецзадач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности

1. подготовка населения к действиям при ЧС;

2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

4. ликвидация ЧС;

5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Эти задачи решаются в трех режимах:

  • режиме повседневной деятельности;
  • режиме повышенной готовности;
  • режиме чрезвычайной ситуации.

2) Оценка радиационной обстановки по данным разведки местности.

Отдел, сектор (штаб) по делам ГОЧС объекта экономики и командир формирования ГОЧС выполняют оценку РО на основании данных, полученных от радиационной разведки местности. Разведывательные формирования ГОЧС оснащаются средствами радиационной разведки. Для успешного выполнения задач по ведению разведки личный состав формирований должен хорошо знать основы дозиметрии, устройство и правила эксплуатации дозиметрических приборов разведки местности (рентгенметры, например, типа ИМД-5, ДП-5В, ИМД-1Р). Под оценкой РО по данным разведки понимается решение типовых задач по различным вариантам действий формирования ГОЧС или производст-венной деятельности ОЭ в условиях РЗ, анализ результатов и выбор наиболее целесообразного режима защиты рабочих, служащих и населения, исключающего их радиационное поражение. Решение задач по оценке РО на ОЭ в настоящее время в основном осуществляется графоаналитическим способом с использованием соответствующих расчетных зависимостей и таблиц. Однако такие задачи могут решаться в случае ядерного взрыва и приближенно с помощью радиационной линейки (РЛ). При этом рассматривается методика решения следующих основных типовых задач по оценке фактической РО при авариях, катастрофах на АЭС и при применении ядерных боеприпасов (ядерном взрыве): - приведение измеренных уровней радиации к различному времени после аварии на АЭС или ЯВ; - определение возможной дозы радиации при действиях на РЗ местности; - определение допустимой продолжительности работы или пребывания людей на РЗ местности; - определение времени выброса РВ при аварии, катастрофе на АЭС и времени ядерного взрыва; - определение режима радиационной защиты. Решение задач по оценке радиационной обстановки графоаналитическим способом производится по формулам, полученным в результате интегрирования и преобразования зависимости, которая описывает закон изменения уровней радиации на РЗ местности:
(1)
где P0 - уровень радиации в рассматриваемый момент времени t0 после аварийного выброса РВ (ядерного взрыва); Pt - уровень радиации в рассматриваемый момент времени t после аварий-ного выброса РВ (ядерного взрыва); n - показатель степени, характеризующий величину спада радиации во времени и зависящий от изотопного состава радионуклидов (при ядерном взрыве n = 1,2; при аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) n = 0,4). Изменения уровней радиации показано на рис.1. Величина обеспечивает возможность пересчитывать измеренные уровни радиации на различное время t после аварии (катастрофы) на АЭС или после ядерного взрыва. Коэффициенты для пересчета:
- при катастрофе на Чернобыльской АЭС;
- при ядерном взрыве.  

Билет 13 1)Основные задачи и организация ГО РФ Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: