Возраст, лет | Пульсовой режим | |||
1.-й | 2-й | 3-й | 4-й | |
9-11 | 155-170 | 170-185 | 185-200 | Свыше 200 |
12-13 | 150-160 | 160-170 | 170-190 | Свыше 190 |
14-15 | 140-150 | 150-165 | 165-185 | Свыше 185 |
Методы плавательной подготовки:
1. Дистанционный
2. Интервальный
3. Повторный
4. Переменный
Зоны мощности:
1. Аэробная -1-2
2. Смешанная -3
3. Гликолитическая (лактатная) -4
4. Алактатная -5
Комбинирование различных методов в сочетании с зонами мощности и средствами тренировки придает большую вариативность тренировочному процессу и создают предпосылки для большого его разнообразия.
Содержание практического раздела программы определяется целью и задачами тренировочной и соревновательной деятельности, оптимальностью соотношения объемов работы в разных видах подготовки на каждом этапе и включает следующие основные компоненты:
· структура и преимущественная направленность тренировочного процесса;
· виды спортивной подготовки;
· планирование тренировочной деятельности (основы планирования годичных циклов);
· планирование соревновательной деятельности (основой для планирования нагрузок в годичном цикле являются сроки проведения соревнований);
· контроль за показателями подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки, а также – восстановления и состояния здоровья спортсменов в ходе реализации программы.
Для практического раздела программы устанавливаются следующие мероприятия:
· на этапе начальной подготовки: обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости, гибкости и быстроты движений, теоретическая подготовка, контрольные испытания.
· на тренировочном этапе: совершенствование техники всех способов плавания,
стартов и поворотов, увеличение общего объёма плавательной подготовки, широкое использование средств ОФП, выполнение нормативов по ОФП и СФП, психологическая подготовка, соревновательная подготовка, инструкторская и судейская практика;
· на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства: выбор узкой специализации, техническое совершенствование, прогнозирование целевого спортивного результата, индивидуализация параметров соревновательной деятельности, психологическая подготовка, врачебный контроль.
Определение нагрузок по видам спортивной подготовки в плавании по годам обеспечивают их оптимальное соотношение в рамках тренировочного процесса. Наиболее универсальным тренировочным средством для спортсменов этапа НП являются подвижные и спортивные игры. Они занимают наибольшее время в тренировочном процессе. Применение игрового метода в подготовке юных спортсменов способствует сохранению интереса к занятиям спортом и смягчению воздействия тренировочных нагрузок, а многообразие видов движений и относительно небольшое количество стандартных ситуаций создает необходимые условия для развития координационных способностей. Кроме того, с помощью выбора тех или иных игровых форм можно сделать определение акцента на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости. При составлении блоков тренировочных заданий для спортивной подготовки на этапе НП также используются круговая тренировка и эстафеты. Программный материал для этапа начальной подготовки и тренировочного этапа представляется в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: тренировочные задания для проведения разминки; блоки тренировочных заданий для развития, как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, а также обучению технике выполнения физических упражнений.
Каждое тренировочное задание имеет конкретные педагогические и воспитательные задачи; - содержание занятия (комплекс упражнений и последовательность их выполнения);
-дозировка нагрузки и режим ее выполнения (интенсивность, количество повторений, серий, вес спортивных снарядов, длина дистанций);
- продолжительность и характер пауз отдыха и др.);
- методические указания (год обучения, возможные ошибки при выполнении упражнения и способы их устранения);
- организационные указания (место проведения занятий, необходимый инвентарь и оборудование).
В основной части занятия концентрируются упражнения конкретной преимущественной направленности. При составлении программного материала для спортивной подготовки на этапах ТЭ и ССМ включаются рекомендуемые специалистами и тренерами недельные микроциклы, разработанные для различных годов подготовки, периодов и этапов годичного цикла. На этапе совершенствования спортивного мастерства при выборе недельных микроциклов учитываются индивидуальные особенности спортсмена.