План
2. Общие сведения о сложных синтаксических целых.
3. Структурные особенности сложных синтаксических целых.
4. Средства связи в сложном синтаксическом целом.
5. Схема синтаксического анализа сложных синтаксических целых.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.
2. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.
3. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.
Дополнительная
1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.
2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.
3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и школе. – М., 1987. – 96 с.
4. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.
5. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.
Задание:
Выполнить по “Сборнику упражнений по синтаксису современного русского языка” (М., 1989) под ред. П.А. Леканта упр. 257 на с. 191-196 (письменно).
Методические рекомендации. Навыки различения всех типов и разновидностей ССЦ очень важны для того, чтобы правильно выполнить полный синтаксический анализ сложной конструкции. Для этого необходимо систематически тренировать себя, делая анализы такого типа по 15-20 предложений в день. Особое внимание следует обратить на употребление в ССЦ знаков препинания и на выделение смысловых компонентов в их структуре.
|
Практическое занятие № 13
Абзац как композиционно-смысловая и стилистическая единица
1. Общее понятие об абзаце. Его строение и характерные признаки.
2. Абзац и сложное синтаксическое целое.
3. Роль абзаца в монологической речи.
4. Понятие о сверхфразовом единстве.
5. Период, его способы выражения.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.
2. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.
3. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.
Дополнительная
1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.
2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.
3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и школе. – М., 1987. – 96 с.
4. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.
5. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.
Задания:
1. Сделать лингвистический анализ абзаца (1 по выбору).
2. Подготовить сообщение на тему “Понятие о сверхфразовом единстве”.
Методические рекомендации. Данный материал играет важную роль в формировании навыков выразительного чтения. Поэтому на него следует обратить пристальное внимание.
|
Практическое занятие № 14
Период как сложное синтаксическое и ритмико-интонационное образование.
План
1. Периодическая речь
2. Виды периода
3. Многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью.
4. Стилистические качества периода
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – К., 1979. – 248 с.
2. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – 424 с.
3. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.
Дополнительная
1. Брицын М.А., Кононенко В.И. Современный русский язык. – К., 1983. – 456 с.
2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальных вузов. – М., 1987. – 480 с.
3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и школе. – М., 1987. – 96 с.
4. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Под ред. Н.В. Костроминой и др. – М., 1989. – 288 с.
5. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1986. – 128 с.
Задания:
3. Сделать лингвистический анализ абзаца (1 по выбору).
4. Подготовить сообщение на тему “Понятие о сверхфразовом единстве”.
Методические рекомендации. Данный материал играет важную роль в формировании навыков выразительного чтения. Поэтому на него следует обратить пристальное внимание.
Практическое занятие № 15