Основные виды практических занятий по ПСП




Настоящие методические указания подготовлены в помощь практическим

работникам подразделений ГПС, преподавателям, курсантам и слушателям высших и средне-специальных учебных заведений МЧС России. В них определен порядок подготовки руководителей к проведению занятий по пожарно-строевой подготовке, Методические указания дают подробный анализ деятельности руководителя по подготовке методического плана и порядка проведения занятия по дисциплине «пожарно-строевая подготовка», что делает их необходимыми в практической работе сотрудников оперативных подразделений ГПС МЧС России.

В авторской редакций.

© Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2003


Содержание

1. Формы обучения личного состава

2. Основные виды практических занятий по ПСП

3. Структура занятия по ПСП

4. Подбор упражнений для основной части занятия

5. Подготовка руководителя к занятиям по ПСП

6. Методика разработки методического плана на проведение занятий по пожарно-строевой подготовке

6.1 Примерный методический план

6.2 Методический план. (Образец для начальника караула)

6.3 Методический план. (Образец для командира отделения)

7. Литература


Формы обучения личного состава

Форма обучения есть выражение характера связи между обучающими и обучаемыми, места и времени занятия, соотношение между коллективной и индивидуальной учебной работой личного состава. К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия — форма изучения теоретических положений темы, физических основ и принципов работы пожарной техники, психофи­зиологических особенностей личного состава;

Практические занятия - форма обучения, включающая в себя учебно-тренировочные занятия, инструкторско-методические, контрольно-проверочные занятия, показные занятия, занятия о теплодымокамере, заня­тия на огневой полосе психологической подготовки, занятия со спортивной направленностью, занятия на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих, и специальных навыков, слажен­ности отделений, караулов, решения общих и специальных задач физиче­ской и психологической подготовки личного состава.

Внеурочные занятия это состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (сорев­нования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения ис­пользуются часы культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

Основные виды практических занятий по ПСП

Учебно-тренировочные занятия - это один из наиболее распростра­ненных видов занятий, основное направление которых это совершенство­вание у обучаемых спортивных и профессиональных качеств. Руководи­тель занятия работает в рамках точно установленного времени с постоян­ным составом обучаемых и по твердому расписанию. Он имеет возмож­ность применять и использовать разнообразные методы изучения упраж­нений с пожарно-техническим вооружением, предусмотренных Наставле­нием по ПСП.

Инструкторско-методические занятия имеют отличительную осо­бенность структуры организации и проведения, а именно данные занятия проводятся в аудиторных условиях с использованием лекционных мате­риалов, где преобладающими методами обучения являются словесный метод и метод наглядности. Они проводятся с целью совершенствования организаторских навыков и методических знаний начальствующего со­става и командиров отделений в правильной организации и провидений занятий по пожарно-строевой подготовке. Эти занятия также позволяют проверять знание руководителей занятий Наставления по ПСП и других документов по вопросам обучения личного состава пожарно-строевой подготовке.

Показные Занятия отличаются тем, что они проводятся в основном практически на спортивной площадке, где преобладающую роль играет руководитель занятия и покаэчик, который преобладающую часть време­ни должны уделять обучающимся в обучении приемам и показу упраж­нений.

Контрольно-проверочные занятия имеют цель определить степень подготовленности приобретенных умений и навыков на данный момент времени. Определяется путем выполнения л/с одного или нескольких уп­ражнений. На таких занятиях выявляются наиболее подготовленные обу­чаемые. Эти занятия в основном проводятся в виде соревнований и заче­тов.

Основными педагогическими требованиями к проверке и оценке зна­ний, навыков и умении являются: глубина обстоятельности; объектив-юность; всесторонность; сочетание индивидуальных и коллективных форм Проверки; высокой требовательности с уважением личного достоинства пожарных и оказанием им помощи в овладении боевым мастерством;

дифференцированный подход; единство требований проверяющих (кон­тролирующих).

Основными видами проверки и оценки знаний, навыков и умений являются: предварительная, текущая, контрольная и итоговая.

Цель предварительной проверки определить знания, навыки и уме­ния, вновь назначенного в подразделение личного состава. Текущая про­верка выявляет уровень подготовленности пожарного на данный момент. Контрольная проверка проводится в целях определения уровня боевой го­товности подразделений, качества подготовки личного состава. Она вклю­чает учебно-боевые тревоги, смотры пожарной техники и вооружения, учебно-материальной базы, строевые смотры и др. Итоговая проверка проводится в завершение определенного периода обучения. Она опреде­ляет цель выявить объем и полноту знаний, навыков и умений пожарных, уровень их умственного и физического развития, также психологической подготовки к боевым действиям.

В ходе проверки знаний, навыков и умений применяются различ­ные методы: контрольное наблюдение, анализ выполненных работ, фик­сация действий личного состава ГТ1С с помощью технических средств, устный опрос, итоговое собеседование и др.

Результаты контроля выражаются в оценке знаний, навыков и уме­ний. Правильно выставленная оценка стимулирует интерес личного состава пожарной охраны к повышению своего боевого мастерства, активизирует их мышление, оказывает воспитательное воздействие. Оценивая подготов­ленность подчиненных необходимо учитывать; объем знаний по учебной дисциплине: надежность, прочность и гибкость навыков и умений, наличие ошибок, их количество, характер и значимость в своей работе; степень по­нимания изучаемого, уверенность и самостоятельность действий; умение соблюдать правила эксплуатации пожарной техники и вооружения, прави­ла охраны труда.

Занятия по пожарно-прикладному спорту - являются составной частью пожарно-строевой подготовки, имеют спортивную направленность и проводятся с целью улучшения физической подготовки у л/с подразделе­ний ГПС МЧС России. Отличительной особенностью является то, что при сдаче контрольных нормативов делается учет на возраст и состояние здо­ровья (медико-возрастные группы). Занятия со спортивной направленно­стью подразделяются по содержанию на: упражнения на силу, упражнения на быстроту и ловкость, прикладные упражнения, спортивные игры.

Занятия на огневой полосе психологической подготовки пожар­ных планируются годовым графиком, который разрабатывается начальни­ком гарнизона ШС. Выписки из графика направляются во все пожарные части и подразделения. При разработке годового графика учитывается пе­риодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.

Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и ' дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством на­чальника части (отряда) или его заместителя дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя. Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте их проведения медицинских работников.

Тренировка в изолирующих противогазах и теплодымокамерах. Тренировки в ТДК направлены на формирование у них психологической готовности в экстремальной ситуации. В процессе таких тренировок личный состав совершенствует профессиональные навыки, учатся правильно применять знания и умения на практике.

Тренировочные занятия проводятся со следующей периодичностью:

- на свежем воздухе - ежемесячно не менее 2-х занятий, в том числе одно занятие при проведении ПТУ или занятия по решению ПТЗ;

- в НДС (теплодымокамере) - ежеквартально не менее одного раза;

- на огневой полосе психологической подготовки - не менее одного раза

Учебно-тренировочные занятия с газодымозащитниками проводятся в объеме требований Методических указаний по организации и проведе­нии занятий с личным составом ГДЗС ПО. Продолжительность занятий 2 учебных часа.

Личный состав, допущенный к работе в кислородных изолирующих противогазах и аппаратах на сжатом воздухе, может приступить в новом учебном году к практической работе в них только после сдачи зачета на знание материальной части противогаза (аппарата) и правил работы в них. Результаты приема зачетов оформляются протоколом в 3 экземплярах:

один экземпляр остается в подразделении, второй и третий направляются соответственно начальнику газодымозащитной службы территориального и местного гарнизонов пожарной охраны для обобщения и контроля. Средний и старший начальствующий состав сдает зачет один раз в два го­да в порядке, определяемом органом управления ГПС. Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в процессе тренировочных за­нятий, как на свежем воздухе, так и в непригодной для дыхания среде.

Оценка физической работоспособности личного состава ГДЗС прово­дится один раз в год (в конце учебного года). Результаты фиксируются в журнале учета занятий по боевой подготовке, посещаемости и успеваемо­сти личного состава.

Продолжительность каждого занятия на свежем воздухе и теплоды­мокамере должна составлять не менее 2-х часов, из них на непосредствен­ную работу в противогазе 45-60 мин., дыхательном аппарате - 30 мин.

Начальствующий состав органов управления, подразделений ГПС, в том числе служб пожаротушения, пожарно-технических учебных заведе­нии МЧС России, а также старшие мастера (мастера) ГДЗС, допущен­ные к работе в СИЗОД, проходят тренировки в теплодымокамере не ме­нее одного раза в квартал. Занятия организует и проводит начальник ГДЗС.

Тренировочные занятия в теплодымокамере должны проводиться под контролем медицинского работника.

Эффективность использования учебных объектов определяется каче­ством их подготовки к занятиям. Подготовку теплодымокамеры к заняти­ям организуют начальник газодымозащитной службы и руководитель под­разделения ГПС, который непосредственно проводит занятие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: