Подготовка занятий предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
Личная подготовка включает решение следующих организационных вопросов:
• тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятий;
подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
• определение цели и задач учебного занятия;
• подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
• выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
• определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
• уточнение уровня физической и специальной подготовленности личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
• определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценку ее целесообразности;
• определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
• определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
• определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов.
• осуществление других организационных вопросов, вытекающих из задач пожарно-строевой подготовки и функций гарнизонов и подразделений те.
|
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный методический план проведения занятия.
б. Методика разработки методического плана на проведение занятия по пожарно-строевой подготовке
При составлении методического плана надо руководствоваться следующим: то, что сложнее, что командир отделения знает не точно или с чем он впервые встречается - нужно записывать полнее, а то, что ему известно или встречалось на прошлых занятиях - следует записать как можно короче, а в отдельных случаях можно совсем не записывать.
Надо избегать слишком подробных и больших записей, так как для чтения их в процессе занятия потребуется много времени, что вызовет неизбежные паузы.
Методический план определяется темой занятия (т.е. программой) и должен отвечать цели, которая поставлена перед занятием.
Основной формой организации и учебной работы в пожарной части является практическое занятие. Руководитель занятия работает в рамках точно установленного времени с постоянным составом обучаемых и по твердому расписанию. На каждое занятие по пожарно-строевой подготовке начальником караула составляется методический план, командиром отделения план проведения занятия.
6.1 Примерный методический план
«Утверждаю»
Начальник ПЧ-2 майор вн. службы Иванов А.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
для проведения занятий по ПСП с личным составом
|
1-го караула на «__» ______ 200 года
Тема: (указывается исходя из расписания занятий и тематического плана)
Вид занятия (может быть: классно-групповое практическое, инструктивно-методическое и др.)
Отводимое время (в соответствии с расписанием (час.))
Цель занятия (указывается исходя из темы занятия, может быть: учить, тренировать, принять зачет и t.д.)
Место проведения (в соответствии с расписанием занятий)
Литература, используемая при подготовке занятия:
1^3&иказ_№_40^<Программа подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны».
2. Наставление по ПСП.
3. Приказ №285 МВД РФ от 25.05.96г. «Правила охраны труда П.О.»
4. Приказ №412: МВД РФ от 29,07.96г. «Наставление по физической подготовке сотрудников ОВД»
5.. Приказ №234 МВД РФ от 30.04.96r. «Наставление по газодымозашитной службе»
И другая использованная при подготовке занятия литература.
Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время мин. | Метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного процесса | |
Подготовительная часть (15 мин) | ||||
1.1 | 1 Организация занимающихся | Построение, проверка боевой одежды и снаряжения, проверка я/с, объявление темы,, цели занятия, инструктаж по ПОТ. | ||
1.2 | Общее укрепление ор | Разминочный бег и ходьба выполняется обычным шагом на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприсяде, приставными и окрестными шагами. Прыжки через препятствия и в движении. Общеразвевающие упражнения включают: -упражнения для мышц рук и плечевого пояса; -упражнения для мышц шея и туловища; -упражнения для мышц спины, -упражнения для мышц ног; -упражнения для развития силы, быстроты (скорости), ловкости, выносливости, гибкости. | ||
ганизма и подготовка к | ||||
более напряжённой работе в основной части | ||||
занятия. | ||||
2. Основная часть (60 мин) | ||||
2.1 | Упражнение №1 (инд.) Освоение основных двигательных прикладных навыков и их со | Упражнения, предусмотренные расписанием занятий. Команды, подаваемые на выполнение данных упражнений. Физическая нагрузка да ётся с учётом подготовленности занимающих ся. Она регулируется количеством повторений | ||
2.1.1 | ||||
вершенствование. Развитие физических, профессиональных и морально-волевых качеств. Воспитание способности применять усвоенные навыки в сложной практической обстановке. Обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием. Упражнение №2 (инд.) Обеспечение системного формирования профессионально-прикладных навыков работы с пожарно-техническим вооружением, приборами, агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения первоочеред- ных аварийно- спасательных работ. | упражнений, интенсивностью и условиями их выполнения (погода, время суток, характер объекта и т.д.). Контрольные упражнения и эстафеты. | |||
2.1.2 | ||||
2.1.3 | ||||
2.1.4 | ||||
2.2 | ||||
2.2.1 | ||||
|
2.2.2 | Формирование у обучаемых морально-психологических качества, обусловленных спецификой профессиональной деятельности пожарных. | ||
2.3 | Упражнение №3 (груп.) | ||
2.3.1 | Выработка навыков слаженной работа и умелого применения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров. | ||
2.3.2 2.3.3 | Приобрести навыки слаженной работы в составе отделения, караула (дежурной смены). Обеспечить единство обучения по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке | ||
3. Заключительная часть (5 мин) | |||
3.1 | Приведение организма в относительно спокойное состояние. | Упражнение на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием (медленный бег, ходьба). | |
3.2 | Подведение итогов занятия. | Уборка ПТВ и снаряжения, приведение в порядок мест занятий. Построение. Объявление оценок. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии (указывается пожарная техника и пожарно-техническое вооружение, используемые при прове дении занятия).
Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:
(указать вопросы для подготовки к следующему занятию)_________
Методический план составил:
Начальник караула л-т вн. службы Сидоров С.С.
6.2 Методический план (Образец для начальника караула)
«Утверждаю» "Начальник ПЧ-9 майор вн. службы Петров Н.В.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
для проведения занятий по ПСП с личным составом 1-го караула на «22 » октября 2002 года
Тема: Прокладка рукавных линий из скаток. Снятие, переноска, установка и подъем по выдвижной лестнице. Боевое развертывание с установкой АЦ на водоисточник с подачей одного ствола PC-50 в окно третьего этажа по выдвижной лестнице.
Вид занятия Практическое
Отводимое время 180 минут
Цель занятия Тренировать личный состав умелой и быстрой прокладки магистральных и рабочих рукавных линий на пожарах. Тренировать пожарных правилам работы с выдвижной лестницей и выработка у них навыков работы на высотах. Тренировать личный состав караула к умелым и быстрым действиям по введению сил и средств на
Местопроведения Плац. учебная башня
Литература, используемая при подготовке занятия:
1. Приказ № 40 «Программа подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны».
2^ Наставление по ПС11 3_ Приказ№285_МВД РФ от 25.05.96г. «Правила охраны труда в ПО.»
4. Приказ №412 МВД РФ от 29.07.96r. «Наставление по физической подготовке сотрудников ОВД»
5. Приказ №234 МВД РФ от 30.04.96г. «Наставление по газодымозащипюй службе»
Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время мин. | Метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного процесса |
Подготовительная часть | |||
1.1 | Организация занимающихся | Построение караула, проверка боевой одежды и снаряжения, проверка л/с, объявление темы, цели занятая, инструктаж по ПОТ. |
1.2 | Общее укрепление организма и подготовка к более напряжённой работе в основной части занятия. | Бег; общие физические упражнения; упражнения на развитие силы, ловкости, реакции, выносливости, скорости и специальной выносливости. | |
2. Основная часть | |||
Разбить караул (группу) на отделения. | |||
Объявление нормативов на выполнение упраж | |||
нений. | |||
Упражнение №1 и №3 выполняется на пра | |||
вильность | |||
Норматив на упражнение №2: | |||
26 сек. - отлично, | |||
30 сек. - хорошо; | |||
34 сек. - удовлетворительно | |||
2.1 | Прокладка рукавных | Исходное положение: Пожарные рукава в скат | |
линий из скаток | ках уложены в отсеках АЦ. | ||
Окончание: Рукава раскатаны и соединены в | |||
2.1.1 | Прокладка рукавных | рукавные линии. | |
линий, их уборка после | Команды: | ||
работы и выработка на | 1) «Рукавную линию из скаток к учебной | ||
выков в выполнении | башне на три рукава 51 мм. - проло | ||
данного упражнения. | жить». | ||
2) «Рукава соединить!». | |||
2.1.2 | Выработка навыков | 3) «Рукава разъединить!». | |
подъема рукавных ли | 4) «Пожарный Котлов, линию первого | ||
ний на высоты- | ствола PC-50 одним рукавом - нарас | ||
тить!» | |||
2-U | Освоение основных | 5) «Ствол присоединить!» | |
двигательных приклад | 6) «Воду дать!» | ||
ных навыков и их со | 7) «Отбой!» или «Линию - убрать!» | ||
вершенствование. | |||
2.1.4 | Развитие физических, | ||
профессиональных и | |||
морально-волевых ка | |||
честв. | |||
2.1.5 | Воспитание способно- | ||
ста применять усвоен | |||
ные навыки в сложной | |||
практической обста | |||
новке. | |||
2.2 | Снятие, переноска, ус | Исходное положение: Выдвижная лестница | |
тановка и подъем по | уложена на АЦ на штатном месте Первый и |
выдвижной лестнице. | второй номер стоят с правой стороны АЦ на | ||
против оси заднего колеса. | |||
; 2.2.1 | Тренировать приемам | Окончание: выдвижная лестница установлена в | |
снятия, переноски,ус | окно третьего этажа учебной башни. Первый | ||
тановки, и подъема по | номер находиться на третьем этаже учебной | ||
выдвижной лестнице. | башни. Выдвижная лестница уложена на АЦ | ||
Команды: | |||
2.2.2 | Преодоление у личного | 1) «Выдвижную лестницу с автомобиля | |
состава боязни высоты, | снять!» | ||
развитие смелости и | 2) «По выдвижной лестнице в окно третье | ||
ловкости при подъеме | го этажа учебной башни - марш!» | ||
на высоты. | 3) «По выдвижной лестнице вниз - марш!» | ||
4) «выдвижную лестницу на автомобиль - | |||
2.2.3 | Тренировка в выполне | уложить!» | |
нии данного упражне | |||
ние на скорость (по | |||
нормативам ПСП). | |||
2.2.4 | Освоение основных | ||
двигательных приклад | |||
ных навыков и их со | |||
вершенствование. | |||
2.2.5: | Развитие физических, | ||
профессиональных и | |||
морально-волевых ка | |||
честв. | |||
2.2.6 | Воспитание способно | ||
сти применять усвоен | |||
ные навыки в сложной | |||
практической обста | |||
новке. | |||
2.3 | Боевое развертывание с | Исходное положение; Личный состав построен | |
установкой автонасоса | согласно номерам боевого расчёта с правой | ||
на гидрант, с установ | стороны автомобиля от оси заднего колеса. | ||
кой АЦ на водоисточ | ПТВ уложено согласно штатных мест. | ||
ник с подачей одного | Окончание: Ствольщик и подствольшик на за | ||
ствола «Б» в окно | данной позиции (.3 -и этаж), АЦ установлена на | ||
третьего этажа по вы | водоём, личный состав находится по рабочим | ||
движной лестнице. | местам согласно табеля боевого расчета. АНР | ||
установлен на гидрант. | |||
2.3.1 | Отработка действий | Команды: | |
боевых расчетов отде | 1) «Караул автонасос на гидрант, автоцистерну | ||
лений караула по при | на водоём со стволом «Б» по выдвижной лест | ||
бытии к месту пожара. | нице на 3-й этаж учебной башни - марш!» | ||
2) «Отбой!» |
,2,3.2 | Отработка действий боевых расчетов отделений караула по проведению полного боевого развертывания по данной теме. | ||
2.3.3 | Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров. | ||
2.3.4 | Приобрести навыки слаженной работы в составе отделения, караула (дежурной смены). | ||
2.3.5 | Обеспечить единство обучения по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке | ||
3. Заключительная часть | |||
3.1 | Приведение организма в относительно спокойное состояние. | Упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием (медленный бег, ходьба). | |
3.2 | Подведение итогов занятия. | Уборка ПТВ и снаряжения, приведение в порядок мест занятий. Построение. Объявление оценок. |