Конспект для ученика
Романсы
Романс - это произведение для голоса с сопровождением, слово испанского происхождения. В России романс, исполнявшийся на русском языке, назывался «российская песня». Ее источником стали городские песни-канты. В эпоху царствования Петра I(1689 - 1725 г.г.) установился обычай домашнего музицирования для проведения досуга. Репертуар музыкантов-любителей, помимо инструментальных сочинений, включал канты (большей частью чувствительного, любовно-лирического содержания) или песенки и «арии», нередко певшиеся под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента на мелодии популярных танцев. Канты (от латинского - «пение», «песня») по характеру были различны: приветственные, патриотические, бытовые и другие.
Российская песня стала непосредственной предшественницей русского романса. В начале XIXвека завершается формирование этого жанра. Первая половина XIXвека является периодом расцвета русской романсовой лирики. Исполняемый под аккомпанемент фортепиано или гитары, романс прочно входит в городской музыкальный быт.
Формирование основных разновидностей (жанров) русского романса относится к началу XIXвека:
русская песня, элегия, баллада, застольная песня, баркарола и другие. Продолжателями традиции русской вокальной лирики стали А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. Свой вклад внесли также композиторы XXвека: С.И. Танеев, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов и другие.
Романсы группируются по литературно-поэтическим признакам, указывающим на содержание: драматические, эпические, лирические, комические и так далее. Это произведение лирическое по характеру, передающее внутреннее состояние человека, его чувства, отношение к человеку, природе. К лирическим жанрам относятся также серенада и элегия.
|
2. С.В. Рахманинов - крупнейший русский композитор рубежа XIX- XXвеков, пианист, дирижер. Большое влияние на формирование индивидуального стиля композитора оказало творчество Чайковского.
Романсы Рахманинова, оставаясь лирическими по своей природе, они внутренне усложняются, отражают драматизм и смятенность времени.
Мир образов в романсах Рахманинова широк. Это и глубокая скорбь романсов-размышлений, и страстный обличительный пафос бунтарских романсов, и устремленность к весеннему обновлению жизни, и обостренное до боли чувство красоты русской природы. В ранних романсах — лирика пылких любовных признаний, позже — настроения тоски, печали, тема трагического одиночества.
Круг авторов, к творчеству которых обращается Рахманинов, разнообразен. Это поэты первой половины XIXвека Жуковский, Пушкин, Кольцов, Тютчев, Вяземский, Лермонтов; современники — Бальмонт, Бунин, Сологуб, Мережковский. Встречаются и прозаические тексты — в романсах из "Евангелия Иоанна", "Мы отдохнем" (из пьесы Чехова "Дядя Ваня' "Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова").
Романс приобретает свойственную фортепианным жанрам концертность, превращается в открытое яркое высказывание. Пианистически сложна и разнообразна фактура фортепианной партии. Ей отводится важная роль в раскрытии образа. Характерны развернутые постлюдии, в которых досказывается то, что не подвластно слову.
|
"Не пой, красавица". Он написан на слова Пушкина, которые использовали многие русские композиторы, начиная с Глинки. Композитор услышал и передал в музыке всю глубину и сложность чувства, раскрытого в гениальном стихотворении.
Романс начинается с фортепианного вступления. Монотонно повторяется в басовом голосе звук ля. Он воспроизводит звучание восточного инструмента и в то же время настраивает на печальное воспоминание. На его фоне прихотливо вьется узорчатая мелодия — песня грузинской красавицы, в которой все время повторяется мотив малой секунды. Эта инструментальная "песня" вызывает чувство нежной, щемящей печали. Вокальная мелодия на словах "Не пой, красавица, при мне" начинается с типично русской интонации — хода на VIIнатуральную ступень минора в сопровождении широких аккордов арпеджиато. Мелодия звучит как голос души, в которой томный восточный напев вызывает жгучую тоску.
Шедевром вокальной лирики Рахманинова является "Вокализ". Он стал высшим выражением рахманиновской мелодийности, самым совершенным воплощением творческой идеи композитора: "Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки».
"Вокализ" можно считать соединяющим звеном между фортепианной и вокальной музыкой.
Мелодия развертывается долго, свободно, как бы импровизационно. Она звучит то сдержанно-строго, то печально, порывисто, страстно. В многоголосной ткани использованы полифонические приемы (имитации, контрапунктирование).
Сергей Рахманинов, Екатерина Бекетова. Романс «Сирень».
|
Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» воссоздает события одного лета, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка: «В то странное лето сирень расцвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
Характер музыки романса лирико-созерцательный, так как выражено восхищение природой. Музыка светлая, чистая, как цветенье весеннего сада. Романс написан в двухчастной форме: А В. Мелодия (вокальная партия) выражает чувство восторга, сопровождение (партия фортепиано) играет изобразительную роль, дополняя основной образ.
По утру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать...
Мелодия первого раздела нежная, светлая, выражает лирические чувства, затаенное восхищение природой на фоне утренней зари. Вокальные фразы распевные, спокойные, звучат тихо, в мажорном ладу. Мелодия строится на чередовании коротких и продолжительных фраз. Выразительные фигурации в партии фортепиано, начинающие романс (равномерное чередование восьмых длительностей), имитируют легкое дуновенье утреннего ветерка, шелест листьев.
В связи со сменой текста, в музыке меняется настроение, характер музыки (звучит минор) - начинается второй раздел романса.
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях, на душистых кистях,
Мое бедное счастье цветет.
Мелодические фразы второго раздела отличаются большей теплотой, задушевностью,широтой распева. Кульминация на фразе «Мое бедное счастье» выделена ферматой и самымвысоким звуком в вокальной партии. Мелодическая линия поддерживается инструментальнымподголоском. Завершается романс проведением мелодии первого раздела в партии рояля.
Вывод по характеру музыки романса «Сирень».
Романс лирико-созерцательный. Образ пробуждающейся природы, ее красоты, совершенства, тихое созерцательное настроение, которым пронизано стихотворение
Е. Бекетовой, нашли яркое и выразительное воплощение вмузыке Рахманинова. Романс «Сирень» одна из самых тонких и изумительных музыкальных пейзажных зарисовок.
Романс С.В. Рахманинова на стихи Ф.И. Тютчева «Весенние воды» носит иной характер.
Этоодин из самых восторженных романсов Рахманинова. Он звучит как ликующая "песня освободившейся земли". Он рисует картину русской весны, воплощает бурные, страстные, восторженные, радостные и ликующие чувства, вызванные в человеке пробуждением природы, ее обновлением. Активность, устремленность характерна для всех музыкальных компонентов романса. Мелодия, пронизанная звонкими "трубными гласами", соединяется с бурлящими "лавинами" пассажей фортепианной партии, которые преобразуются затем в колокольно-аккордовые раскачивания.
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег, бегут и плещут, и гласят...
Они гласят во все концы: «Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед».
Это настроение композитор передает соответствующими элементами музыкальной речи.
Вокальная партия романса основана на призывных интонациях, мелодию составляют энергичные восходящие фразы со скачкообразными окончаниями, в быстром темпе, в сочетании различных длительностей с преобладанием восьмых и пунктирного ритма. Динамика – форте. Окончания почти всех мелодических фраз восходящие, что соответствует основному настроению романса. Создается впечатление, что музыка содержит гораздо больше восклицаний, чем стихотворение Тютчева.
Особую роль в создании радостного, ликующего характера произведения, его живописного картинного облика играет партия фортепиано. Короткое вступление вводит слушателя в атмосферу романса: стремительно взлетающие пассажи, заканчивающиеся аккордами в высоком регистре, передают взволнованный и, в то же время, приподнятый характер. На протяжении всего романса выразительный аккомпанемент способствует воссозданию атмосферы весны: образа пенящихся потоков, водной лавины, несущейся с необыкновенной силой, сметающей на своем пути все старое, отжившее, очищая, обновляя природу. Сопоставления мажорных тональностей можно уподобить игре яркими красками, которыми наполняется природа весной. Музыкальное развитие приводит к двум кульминациям.
Первая кульминация приходится на слова «Весна идет!». Вокальная партия построена по звукам восходящего секстаккорда и носит утвердительный, призывный характер. Ликующая, устремленная вверх фраза «Она нас выслала вперед!» становится вершиной музыкального развития первой части романса. Партия фортепиано поддерживает мелодию бурными взлетами аккордов.
Смена поэтического образа влечет за собой смену настроения в характере музыки романса, то есть смену музыкального образа.
Весна идет, весна идет:
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Развиваясь по нисходящим секвенциям, мелодия становится более сдержанной, распевной, происходит замедление темпа, смена динамики с форте на пиано.
Во втором разделе облегчается фортепианная фактура, подготавливается новая, кульминация романса. Она намечается ускорением темпа, изменением ритмического рисунка сопровождения (восьмые сменяются триолями). Восходящие энергичные секвенции фортепиано приводят к инструментальной кульминации. Небольшая инструментальная постлюдия очень выразительна. В ней подводится своеобразный итог всему предшествовавшему музыкальному развитию.
Вокальная партия и партия фортепиано равнозначны. Партия фортепиано является участницей действия: по силе выразительности и изобразительности она, порой, даже превосходит солирующий голос. При этом происходит полное «слияние» поэзии Тютчева и музыки Рахманинова, чутко следующей за словом. Выразительные интонации и звукоизобразительные приемы ярко воссоздают поэтический образ, вследствие чего композитор достигает соответствия музыкального пейзажа литературному.