По начальной военной и медико-санитарной подготовке
Урок начинается с общего построения класса, доклада командиров отделений о готовности к занятиям с выполнением элементов строевой подготовки, согласно требованиям Строевого Устава. Взаимоотношения между учащимися и учителями предмета «Начальная военная подготовка/ Медико–санитарная подготовка» на уроках по военно-патриотическому воспитанию строятся на основе требований Общевойсковых Уставов.
Формы проведения занятий:
1.изложение (рассказ, объяснение, лекция, устное инструктирование);
2.обсуждение изучаемого материала (беседа, семинар, классно-групповое занятие);
3.показ, демонстрация (личный показ, показ действий подразделений, средства наглядности, показ боевой техники и вооружения);
4.упражнения (вводные, основные, тренировки);
5.самостоятельная работа (работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельное прослушивание и просмотр видеоматериалов).
Объем знаний обучающихся, выполнение упражнений и практических нормативов должны полностью соответствовать учебной программе по предмету «Основы начальной военной и медико-санитарной подготовки».
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«Начальная военная подготовка» № 1 (юноши)
Содержание | Количество часов | |
10 класс | 11 класс | |
Базовая часть | 49,5 | 49,5 |
Тема 1. Основы законодательства в области обороны и национальной | ||
безопасности Донецкой Народной Республики | ||
Тема 2. Основы военной службы и воинские обязанности | 4,5 | 4,5 |
Тема 3. Основы строевой подготовки военнослужащего | ||
Тема 4. Основы тактической и огневой подготовки | 10,5 | 10,5 |
Тема 5. Основы военной топографии | 4,5 | 4,5 |
Тема 6. Основы первой доврачебной помощи в чрезвычайных | 7,5 | 7,5 |
ситуациях мирного и военного характера | ||
Тема 7. Основы гражданской обороны | ||
Тема 8. Основы технической и прикладной физической подготовки | 7,5 | 7,5 |
Обязательная часть (внеурочные учебно-практические занятия | 16,5 | 16,5 |
1 Основы строевой подготовки военнослужащего | ||
2. Основы гражданской обороны | 2,5 | 4,5 |
3. Основы технической и прикладной физической подготовки | ||
4.Учебно-практические занятия по огневой подготовке (стрельбы из | - | |
огнестрельного автоматического оружия) | ||
Всего |
|
«Медико – санитарная подготовка» №2
(девушки и юноши, которые по состоянию здоровья или религиозным взглядам не могут обучаться по первому тематическому плану)
Содержание | Количество часов | ||||
10 класс | 11 класс | ||||
Базовая часть | 49,5 | 49,5 | |||
Тема 1. Основы законодательства в области обороны и национальной | |||||
безопасности Донецкой Народной Республики | |||||
Тема 2. | Основы военной службы и воинские обязанности | ||||
Тема 3. | Основы строевой подготовки военнослужащего | ||||
Тема 4. | Основы медицинских знаний и медико-санитарной | 20,5 | 22,5 | ||
подготовки | |||||
Тема 5. | Основы гражданской обороны | ||||
Обязательная часть (внеурочные учебно-практические | 16,5 | 16,5 | |||
занятияJ | |||||
1 Основы строевой подготовки военнослужащего | |||||
2. Основы гражданской обороны | 2,5 | 4,5 | |||
3. Основы медицинских знаний и медико-санитарной подготовки | |||||
Всего |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс
«Основы начальной военной и медико-санитарной подготовки» № 1 (юноши)
Содержание учебного материала | Требования к уровню и качеству усвоения учебного | ||||||
материала | |||||||
Тема 1. Основы законодательства в области обороны и | Обучающийся: | ||||||
национальной безопасности Донецкой Народной Республики. | понимает роль и место предмета в системе военного | ||||||
Основы начальной военной и медико-санитарной подготовки – составная | образования граждан Донецкой Народной Республики | ||||||
часть военного образования граждан Донецкой Народной Республики | знает цели и задачи обучения,требования к качеству усвоения | ||||||
Цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки | программы; | ||||||
обучающихся: | правила безопасности на занятиях по предмету; | ||||||
Правила безопасности на занятиях по предмету | требования Конституции Донецкой Народной Республики о | ||||||
Требования Конституции Донецкой Народной Республики о защите | защите Родины; | ||||||
Отечества | этапы зарождения и становления Вооруженных Сил Донецкой | ||||||
Этапы зарождения и становления Вооруженных Сил Донецкой Народной | Народной Республики; | ||||||
Республики, их организационная структура и предназначение | требования воинской присяги и военную символику; | ||||||
Боевые традиции вооруженных сил Донецкой Народной Республики, | героические подвиги защитников Донбасса; | ||||||
сложившиеся в ходе боевых действий. Военная присяга и военная | когда появилось международное гуманитарное право, причины | ||||||
символика Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики | его появления, роль и значение организаций Красного Креста и | ||||||
Героические подвиги воинов Донецкой Народной Республики | Красного Полумесяца; | ||||||
Международное гуманитарное право и права человека | субъекты | и | объекты, | находящиеся | под | защитой | |
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, | международного гуманитарного права, правила обращения с | ||||||
различительные знаки этих и других организаций | ними; | ||||||
Лица и объекты, которые находятся под защитой международного | требования к военнослужащим Вооруженных Сил Донецкой | ||||||
гуманитарного права и порядок обращения с ними | Народной Республики по соблюдению норм международного | ||||||
Требования к военнослужащим Вооруженных Сил Донецкой Народной | гуманитарного права и прав человека | ||||||
Республики по соблюдению норм международного гуманитарного права и | |||||||
прав человека | |||||||
Тема 2. Основы военной службы и воинские обязанности | Обучающийся: | ||||||
Понятие о воинских Уставах, их виды и значение в жизни и деятельности | понимает роль распорядка дня в жизни подразделений и | ||||||
военнослужащих, частей и подразделений Вооруженных Сил. Виды | частей; | сущность и значение воинской | дисциплины, |
воинских Уставов | ответственность военнослужащих за нарушение воинской | ||||||
Военнослужащие и взаимоотношения между ними | дисциплины | ||||||
Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и | знает воинские Уставы,их виды и значение в жизни и | ||||||
младшие, их права и обязанности Права и обязанности военнослужащих. | деятельности военнослужащих, частей и подразделений | ||||||
Размещение военнослужащих и распорядок дня, распределение времени и | Вооруженных Сил; | ||||||
внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих | права | и | обязанности | военнослужащих, | порядок | ||
Воинская дисциплина, ее сущность и значение для поддержания | взаимоотношений между ними; | ||||||
постоянной боевой готовности и выполнения боевых задач | организацию внутренней и караульной службы, назначение, | ||||||
Поощрения и взыскания, налагаемые на солдат и сержантов | состав, подготовку и вооружение караулов и внутреннего | ||||||
Организация внутренней и караульной службы - назначение, состав, | наряда, обязанности дневального и часового | ||||||
подготовка и вооружение караулов в суточном наряде | |||||||
Обязанности дневального и их практическое выполнение | |||||||
Тема 3. Основы строевой подготовки военнослужащего | Обучающийся: | ||||||
Элементы строя и их определения | знает элементы строя,их определения; | ||||||
Обязанности солдата при построении и в строю | обязанности солдата перед построением и в строю; | ||||||
правила безопасности на занятиях строевой подготовкой; | |||||||
Выполнение строевых приемов «Становись», «Равняйсь», «Смирно» | |||||||
обязанности солдата при построении и в строю | |||||||
«Вольно», «Вольно. Заправиться» | умеет выполнять строевые приемы и движения без оружия(с | ||||||
Доклад командиру | |||||||
оружием), согласно требованиям Строевого Устава | |||||||
Движение походным и строевым шагом, повороты на месте и в движении, | |||||||
выход из строя и возвращение в строй, подход (отход) к начальнику, | |||||||
отдание воинской чести на месте и в движении | |||||||
Выполнение строевых приемов с оружием: «Автомат на - Грудь», «Автомат | |||||||
на Ремень!», «Автомат - За спину!», «Положить - Оружие!», «В ружье!» | |||||||
Действия в ответ на поздравление и объявление благодарности командиром | |||||||
Походный и развернутый строй отделения, действия солдата при | |||||||
размыкании и смыкании строя отделения и перестроении отделения из | |||||||
одной шеренги в две и наоборот | |||||||
Построение в колонах | |||||||
Тема 4. Основы тактической и огневой подготовки | Обучающийся: | ||||||
Правила техники безопасности на занятиях по огневой подготовке | знает основы стрельбы из стрелкового оружия; | ||||||
История развития стрелкового оружия Основы стрельбы из стрелкового | назначение тактико-технические характеристики основных | ||||||
оружия - явление выстрела и его периодов, начальная скорость пули и ее | частей и механизмов АКМ, малокалиберной и пневматической |
|
влияние на результаты стрельбы, траектория полета пули, ее виды и | винтовок, ручных осколочных гранат и порядок обращения с | ||||
элементы, прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое | ними; | ||||
пространство, их практическое значение, тысячная, измерение угловых и | правила техники безопасности на занятиях по огневой | ||||
линейных величин с помощью тысячных, приборов наблюдения, элементов | подготовке и при проведении стрельб; | ||||
оружия и подручных предметов | характеристику общевойскового боя, действия солдата в бою в | ||||
Материальная | часть | стрелкового | оружия, | тактико-техническая | составе мотострелкового отделения; |
характеристика АКМ (АК 74), малокалиберной и пневматической винтовок, | состав, тактико-технические характеристики вооружения и | ||||
ручных осколочных гранат Устройство и назначение основных частей АКМ | боевой техники мотострелкового отделения | ||||
(АК74), порядок неполной разборки (сборки) АКМ (АК74), порядок чистки | умеет практически выполнять нормативы огневой подготовки | ||||
и смазки оружия | по неполной разборке (сборке) АКМ (АК74), снаряжению | ||||
Боевые и учебные патроны, порядок снаряжения магазина патронами | магазина патронами, ведению огня с места по неподвижным | ||||
Комплексное занятие - выполнение учебных стрельб из пневматической | целям; | ||||
винтовки, норматив по разборке и сборке АКМ, снаряжение магазина АКМ | оборудовать окоп для стрельбы лежа | ||||
учебными патронами, отработка прицеливания с использованием | соблюдает меры безопасности при обращении с оружием, | ||||
прицельного станка | боеприпасами и ручными осколочными гранатами | ||||
Ведение огня с места по неподвижным целям | |||||
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами при | |||||
проведении стрельб | |||||
Понятие о бое | |||||
Характеристика общевойскового боя. Виды боя, его составные части - удар, | |||||
огонь, маневр | |||||
Виды маневра подразделениями и огнем | |||||
Экипировка солдата | |||||
Способы передвижения солдата на поле боя | |||||
Оборудование окопа для стрельбы лежа | |||||
Действия солдата при применении противником артиллерийского огня, | |||||
ударов авиации и оружия массового поражения | |||||
Тема 5. Основы военной топографии | Обучающийся: | ||||
Назначение, устройство компаса и порядок пользования | знает назначение и устройство компаса,определение азимута | ||||
Определение сторон горизонта по компасу и часам | магнитного | ||||
Понятие азимута магнитного, определение по компасу азимута магнитного | определяет направления движения по азимуту магнитному и | ||||
на предмет и направление движения | порядок движения по нему | ||||
Промер местности парами шагов, перевод метров в пары шагов и наоборот | умеет переводить пары шагов в метры и обратно,проводить |
Движение по азимуту магнитному Разведка местности, нахождение целей и | ориентирование на местности | ||||||||
определение расстояния до них | выполняет разведку местности,осуществляет наблюдение | ||||||||
Тема 6. Основы первой доврачебной помощи в чрезвычайных | Обучающийся: | ||||||||
ситуациях мирного и военного характера | знает классификацию ран,переломов,кровотечений; | ||||||||
Периоды терминального состояния, первая доврачебная помощь при | правила использования табельных и подручных средств | ||||||||
нарушении дыхания и остановке сердца - алгоритм искусственной | оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; | ||||||||
вентиляции легких и непрямой массаж сердца | виды радиоактивных, отравляющих и сильнодействующих | ||||||||
Первая доврачебная помощь при переломах и вывихах - алгоритм действий | ядовитых веществ, бактериологические (биологические) | ||||||||
при закрытых и открытых переломах, иммобилизация верхних и нижних | средства поражения | ||||||||
конечностей с помощью табельных и подручных средств | владеет навыками оказания первой доврачебной помощи | ||||||||
Виды кровотечений, остановка кровотечения табельными и подручными | раненым и пострадавшим, эвакуации и транспортировки | ||||||||
средствами | раненого с поля боя; | ||||||||
Помощьприпоражениирадиоактивными,отравляющимиили | навыками наложения различных видов повязок | ||||||||
сильнодействующими | ядовитыми | веществами, | бактериологическими | умеет проводить иммобилизацию верхних и нижних | |||||
(биологическими) средствами | конечностей, остановку кровотечения с помощью табельных и | ||||||||
Первая помощь при ранениях, | наложение повязок на различные части тела | подручных средств | |||||||
при ранениях, эвакуация и транспортировка раненого с поля боя | |||||||||
Тема 7. Основы гражданской обороны | Обучающийся: | ||||||||
Нормативно-правовая база гражданской обороны Донецкой Народной | . имеет понятие о приборах радиационной,химической | ||||||||
Республики | разведки и радиационного контроля | ||||||||
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени | знает | основные | нормативно-правовые | документы | |||||
Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и | гражданской обороны Донецкой Народной Республики; | ||||||||
военное время | классификацию чрезвычайных ситуаций, сигналы оповещения | ||||||||
Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций | и порядок действий по ним при эвакуации; | ||||||||
Оружие массового поражения | (ядерное, химическое, бактериологическое | поражающие факторы оружия массового поражения | |||||||
(биологическое), зажигательное, высокоточное, боеприпасы объемного | умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты | ||||||||
взрыва) | органов дыхания и кожи, коллективными защитными | ||||||||
Индивидуальные средства защиты органов дыхания (ВМП, ПТМ, З-2, ГП-5, | сооружениями | ||||||||
7, ИП-46, промышленные противогазы) | может провести частичную санитарную и специальную | ||||||||
Индивидуальные средства защиты кожи (ОЗК, костюм Л-1, отдельные виды | обработку | ||||||||
гражданской одежды и обуви); Коллективные средства защиты - убежища, | |||||||||
быстровозводимые и простейшие укрытия | |||||||||
Частичная и полная | санитарная | обработка при | поражении оружием |
массового поражения, частичная дезактивация и дегазация | |
Ознакомление с приборами радиационной, химической разведки и | |
радиационного контроля | |
Тема 8. Основы технической и прикладной физической | Обучающийся: |
подготовки | владеет техникой выполнения упражнений по легкой |
Меры безопасности на занятиях прикладной физической подготовкой; | атлетике, на гимнастических снарядах, при преодолении |
Комплексы вольных упражнений №1, №2 | полосы препятствий, самозащите |
Подтягивание, выход силой, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, | выполняет программные нормативы, соблюдает меры |
бег 100 м., 1000 м., 3000 м., метание гранаты Ф1 на дальность, преодоление | безопасности на занятиях |
полосы препятствий по элементам и в целом | |
Приемы защиты от удара руками и ногами, ножом и при угрозе пистолетом | |
Боевая стойка и ее виды, приемы самостраховки |
«Основы начальной военной и медико-санитарной подготовки» №2
(девушки и юноши, которые по состоянию здоровья или религиозным взглядам
не могут обучаться по первому тематическому плану)
Содержание учебного материала | Требования к уровню и качеству усвоения учебного | |
материала | ||
Тема 1. Основы законодательства в области обороны и | Обучающийся: | |
национальной безопасности Донецкой Народной Республики. | понимает: роль и место основ начальной военной и медико- | |
Ознакомление с целью и задачами предмета, основными требованиями к | санитарной подготовкив системе военного образования | |
учащимся при изучении предмета «Начальная военная подготовка/ Медико- | граждан Донецкой Народной Республики | |
санитарная подготовка» | знает: цели и задачи обучения, требования к качеству | |
Правила техники безопасности на занятиях | усвоения программы, правила техники безопасности; | |
Требования Конституции Донецкой Народной Республики о защите | требования Конституции Донецкой Народной Республики о | |
Отчизны | защите Родины; | |
Этапы зарождения и становления Вооруженных Сил Донецкой Народной | этапы зарождения и становления Вооруженных Сил Донецкой | |
Республики, их организационная структура и предназначение | Народной Республики; | |
Боевые традиции Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, | требования воинской присяги и военную символику; | |
сложившиеся в ходе боевых действий Героические подвиги воинов | международное гуманитарное право и права человека | |
Донецкой Народной Республики. Военная присяга и военная символика | раскрывает традиции Вооруженных Сил Донецкой Народной |
Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики | Республики; | ||||||||||
Международное гуманитарное право и права человека | деятельность международного движения Красного Креста и | ||||||||||
Лица и объекты, которые находятся под защитой международного | Красного Полумесяца | ||||||||||
гуманитарного права и порядок обращения с ними | знает о героических подвигах защитников Донбасса | ||||||||||
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца | характеризует лица и объекты,которые находятся под | ||||||||||
защитой международного гуманитарного права и порядок | |||||||||||
обращения с ними | |||||||||||
Тема 2. Основы военной службы и воинские обязанности | Обучающийся: | ||||||||||
Понятие о воинских Уставах, их виды и значение в жизни и деятельности | понимает роль распорядка дня в жизни подразделений и | ||||||||||
военнослужащих, частей и подразделений Вооруженных Сил; Виды | частей; сущность и значение воинской дисциплины, | ||||||||||
воинских Уставов | ответственность военнослужащих за нарушение воинской | ||||||||||
Военнослужащие и взаимоотношения между ними | дисциплины | ||||||||||
Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и | знает воинские Уставы,их виды и значение в жизни и | ||||||||||
младшие, их права и обязанности Права и обязанности военнослужащих. | деятельности военнослужащих, частей и подразделений | ||||||||||
Размещение военнослужащих и распорядок дня, распределение времени и | Вооруженных Сил; | ||||||||||
внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих | права | и | обязанности | военнослужащих, | порядок | ||||||
Воинская дисциплина, | ее сущность и значение для | поддержания | взаимоотношений между ними | ||||||||
постоянной боевой готовности и выполнения боевых задач | |||||||||||
Поощрения и взыскания, налагаемые на солдат и сержантов | |||||||||||
Тема 3. Основы строевой подготовки военнослужащего | Обучающийся: | ||||||||||
Элементы строя и их определения; Обязанности солдата при построении и в | знает элементы строя,их определения; | ||||||||||
строю | обязанности солдата перед построением и в строю; | ||||||||||
Выполнение строевых | приемов «Становись», | «Равняйсь», | «Смирно», | правила безопасности на занятиях строевой подготовкой; | |||||||
«Вольно», «Вольно. Заправиться». | обязанности солдата при построении и в строю | ||||||||||
Движение походным и строевым шагом, повороты на месте и в движении, | умеет выполнять строевые приемы и движения без оружия(с | ||||||||||
выход из строя и возвращение в строй, подход (отход) к начальнику, | оружием) согласно требованиям Строевого Устава | ||||||||||
отдание воинской чести на месте и в движении | |||||||||||
Доклад командиру | |||||||||||
Действия в ответ на поздравление и объявление благодарности командиром | |||||||||||
Походный и развернутый строй отделения, действия солдата при | |||||||||||
размыкании и смыкании строя отделения и перестроении отделения из | |||||||||||
одной шеренги в две и наоборот Выполнение строевых приемов с оружием | |||||||||||
«Автомат на - Грудь», | «Автомат на Ремень!», | «Автомат | – | За спину!», |
«Положить – Оружие!», «В ружье!» | |
Тема 4. Основы медицинских знаний и медико-санитарной | Обучающийся: |
подготовки | Называет основные системы организма человека; |
Основные системы организма, их функции | основные виды ранений |
Оценка состояния критических систем организма человека, терминальное | Поясняет особенности строения основных систем организма; |
состояние | понятия «реанимация», «клиническая смерть»; |
Первая помощь при острых нарушениях дыхания и во время остановки | алгоритм действий при проведении реанимационных |
сердца | мероприятий; |
Травмы систем и их последствия | влияние окружающей среды на возникновение травм; |
Раны, виды ран, возможные осложнения при ранениях, оказание | понятие раны и их классификацию; |
доврачебной помощи при различных видах ранений | способы остановки различных типов кровотечений; |
Виды кровотечений, их характеристика, осложнения кровотечений, первая | причины возникновения травматического шока |
доврачебная помощь при кровотечениях | Определяет критические и некритические системы организма |
Виды повязок, основные правила наложения повязок, наложение повязок на | человека; |
различные участки тела | признаки кровотечений соответственно их классификации; |
Вывихи, растяжения, переломы, виды переломов, первая доврачебная | вид повреждений |
помощь при вывихах и переломах Травматический шок | Характеризует последствия повреждений и взаимодействие |
Транспортная иммобилизация пострадавших с повреждениями различных | критических систем; |
отделов скелета | основные задачи реанимации потерпевшего в состоянии |
Первая помощь при острых нарушениях дыхания и во время остановки | клинической смерти; |
сердца | классификацию травм в зависимости от степени тяжести |
Основные способы транспортировки пострадавших в чрезвычайных | повреждения; |
ситуациях | возможные осложнения при ранениях; |
порядок оказания первой доврачебной помощи при ранениях; | |
порядок оказания первой помощи при наружных и внутренних | |
кровотечениях; | |
признаки травм костей и суставов; фазы развития и виды шока | |
Владеет навыками оценки состояния критических систем | |
(измерение частоты пульса, частоты дыхания, высоты | |
артериального давления); | |
навыками транспортировки пострадавших в чрезвычайных | |
ситуациях; | |
методикой накладывания иммобилизующей шинной повязки: |
при травмах бедра, колена, таза, предплечья, ключицы,
голеностопа, позвоночника
Понимает, как сделать выбор средств транспортировки
пострадавших
Практически моделирует реанимационные действия;
первичную обработку ран при различных видах ранений;
первую помощь при вывихах и переломах
Знает определение термина«травма»;
основные правила асептики и антисептики;
причины возникновений кровотечений и их классификацию;
порядок оказания первой помощи при ранениях;
классификацию травм костей и суставов;
правила транспортировки и иммобилизации пострадавших с
повреждениями различных отделов скелета
Практически умеет накладывать давящие повязки
Имеетнавыки наложения иммобилизующих и
поддерживающих повязок, косыночных повязок на голову,
плечо, бедро, пах, стопы; бинтовые повязки на голову, шею,