Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации.
В 2001 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он установил, что система исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации формируется ими самостоятельно.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации введена должность его высшего должностного лица субъекта, которое возглавляет высший исполнительный орган государственной власти этого субъекта.
Конституциями и уставами субъектов Российской Федерации установлены наименования их высших должностных лиц с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. В настоящее время таковыми являются:
• президент республики;
• глава республики;
• губернатор (края, области, города федерального значения, автономного округа);
• председатель правительства:
• глава администрации края, области;
• мэр.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации либо избирается населением субъекта РФ либо наделяется полномочиями такового по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Он имеет следующие полномочия:
- представляет возглавляемый им субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связен, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени возглавляемого им субъекта Федерации;
- обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Федерации с правом совещательного органа;
- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации (правительство, администрацию);
- назначает руководителей центральных органов специальной компетенции субъекта Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта.
Высшим исполнительным органом субъекта Федерации является его правительство (кабинет министров) или администрация, действующее на основе принимаемого самим субъектом РФ специального закона. Возглавляет этот орган высшее должностное лицо соответствующего субъекта Федерации или назначаемый им председатель правительства. Всех членов высшего исполнительного органа назначает высшее должностное лицо субъекта Федерации.
В состав правительства входят председатель правительства, его заместители, министры и руководители иных центральных органов субъекта Федерации.
Как орган общей компетенции высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально-экономического развития этого субъекта, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Он:
- обеспечивает исполнение бюджета своего субъекта и готовит отчеты о его исполнении и о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
- формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации;
- управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации;
- заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами этого субъекта.
Наряду с перечисленным указанный орган как орган общей компетенции руководит деятельностью центральных органов субъекта Федерации. К ним относятся министерства (главные управления, департаменты, отделы), которые руководят отдельными сферами жизни в пределах этого субъекта. Это органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. Их можно условно поделить на две группы:
во-первых, органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции, которые создаются в каждом субъекте - министерство (главное управление) финансов, здравоохранения, образования, культуры, государственного имущества, социальной защиты и др. для руководства сферами, общими для всех субъектов Федерации;
во-вторых, органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции, создание которых обусловлено спецификой хозяйства отдельных субъектов Федерации. Это например, министерства, главные управления, отделы металлургии, рыбного хозяйства.
Руководители министерств и ведомств субъекта РФ в пределах своей компетенции издают на основании и во исполнение федерального и субъекта Федерации законодательства приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением. В случае необходимости принятия нормативных правовых актов общего значения по вопросам, входящим в предметы их ведения, они разрабатывают соответствующие проекты и вносят их на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) или Правительства данного субъекта РФ по принадлежности. Приказы, распоряжения и иные акты управления руководителей этих органов исполнительной государственной власти могут быть отменены Главой Администрации (Президентом, Губернатором) субъекта РФ.
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ вправе также издавать по предметам их ведения акты рекомендательного характера для исполнительных органов местного самоуправления.
В районах и городах формируются местные органы государственной власти: сельского хозяйства, социальной зашиты и др. Они линейно подчинены центральным органам своего субъекта Федерации.