ПОДГОТОВКИ СЕМИНАРСКИХ, ЗАЧЕТНЫХ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
Характеристика музыкальной культуры эпохи
1. Временные границы рассматриваемого периода, их обусловленность. Связи музыкальной культуры данной эпохи с предыдущими и последующими периодами.
2. Особенности социально-политической и экономической ситуации, их влияние на культуру рассматриваемого периода.
3. Основные художественные направления (тенденции) в различных видах искусств. Жанровая панорама.
4. Тенденции развития музыкального искусства рассматриваемого периода. Круг характерных идей, тем, образов.
5. Картина музыкальных жанров.
6. Традиции и новаторство в системе выразительных средств музыки данного периода. Стилевые черты эпохи и их преломление в индивидуальных стилях различных авторов.
7. Особенности музыкальной жизни рассматриваемого периода (профессиональное исполнительство, бытовое музицирование, критическая и научная мысль о музыке, музыкальное образование и организации).
8. Значение рассматриваемого периода в истории музыки, искусства, культуры вообще.
Характеристика творческого пути композитора*
1. Характеристика эпохи: социально-политическая, экономическая, культурная ситуации.
2. Формирование творческого облика:
а) семья; национально-культурные корни;
б) общее воспитание и образование;
в) музыкальное образование (учителя, ориентиры);
3. Сферы деятельности, кроме композиторской: исполнительская, критическая, педагогическая, просветительская, организаторская и пр.
4. Ведущие идеи, темы, образы творчества композитора, их связь с характерными тенденциями эпохи.
5. Связь творчества композитора с фольклором и музыкальными традициями.
6. Периодизация творчества. Направление эволюции.
7. Основные жанры. Важнейшие произведения. Стилевые черты.
8. Значение творчества композитора в истории музыки и культуры. Ученики и последователи.
* По этому плану дается и характеристика творчества композитора (с сокращением разделов 2 и 6).
Характеристика оперного творчества композитора*
1. Опера в жанровой картине творчества композитора
2. Характерные идеи, темы, сюжеты.
3. Жанровые разновидности опер.
4. Особенности драматургии:
а) авторы либретто, степень участия композитора в их создании.
Типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;
б) соотношение текста, музыки и драмы;
в) характерные музыкально-драматургические линии;
г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;
д) характеристика вокальных партий;
е) характер и функции массовых сцен, их соотношение с
сольными и ансамблевыми сценами;
ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие. Соотношение инструментальной и вокальной партий;
з) особенности композиции и структуры; наличие принципов музыкальной драмы. Значение принципов музыкального формообразования.
5. Эволюция оперного творчества.
6. Значение работ данного автора в истории развития оперного жанра.
Связь с традициями. Последователи.
* По этому плану строится и анализ отдельной оперы (с соответствующей корректировкой плана, например, в пункте 5: Место данной оперы в эволюции творчества композитора). Это относится и к образцам планов характеристики ораториального, симфонического, камерного вокального творчества.
Характеристика ораториального (кантатного) творчества композитора
1. Оратория (кантата) в жанровой картине творчества композитора
2. Характерные идеи, темы, сюжеты.
3. Жанровые разновидности ораторий (кантат).
4. Особенности драматургии:
а) авторы либретто; типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;
б) соотношение текста и музыки. Степень театрализации.
в) характерные музыкально-драматургические линии;
г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;
д) характеристика вокальных партий;
е) трактовка хора, характер и функции массовых сцен, их соотношение с сольными и ансамблевыми сценами;
ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Соотношение инструментальной и вокальной партий;
з) особенности композиции. Значение принципов музыкального формообразования.
5. Эволюция ораториального (кантатного) творчества.
6. Значение работ данного автора в истории развития ораториального (кантатного) жанра.
Связь с традициями. Последователи.
Характеристика балетного творчества композитора*
1. Балет в жанровой картине творчества композитора
2. Характерные идеи, темы, сюжеты.
3. Жанровые разновидности балетов.
4. Особенности драматургии:
а) авторы либретто, степень участия композитора в их создании.
Типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;
б) соотношение пластики, музыки и драмы;
в) характерные музыкально-драматургические линии;
г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;
д) характер и функции массовых сцен, их соотношение с сольными и
ансамблевыми сценами;
ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие.
з) особенности композиции и структуры. Значение принципов музыкального формообразования.
5. Эволюция балетного творчества.
6. Значение работ данного автора в истории развития балетного жанра.
Связь с традициями. Последователи.
* По этому плану строится и анализ отдельного балета (с соответствующей корректировкой плана, например, в пункте 5: Место данного балета в эволюции творчества композитора). Это относится и к образцам планов характеристики ораториального, симфонического, камерного вокального творчества.
Характеристика симфонического творчества композитора*
1. Симфония в жанровой картине творчества композитора.
2. Характерные идеи, темы.
3. Типы симфонизма. Жанровые разновидности.
4. Наличие программных элементов.
5. Трактовка симфонического цикла:
а) своеобразие трактовки традиционных разделов симфонического цикла;
б) особенности драматургии и композиции;
в) характерные образы, их развитие;
г) соотношение эпических, драматических и лирических элементов;
д) характеристика тематического материала, его жанровых и стилевых особенностей.
е) приемы развития;
ж) лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие;
з) приемы объединения частей в цикле;
и) оркестровая фактура; трактовка тембров или тембровых групп.
6. Эволюция симфонического творчества.
7. Значение работ данного автора в истории развития симфонического жанра. Связь с традициями. Последователи.
* По схожему плану может быть дана и характеристика инструментального творчества с соответствующей корректировкой.
Характеристика камерного вокального творчества композитора
1. Камерная вокальная музыка в жанровой картине творчества
композитора.
2. Характерные идеи, темы, сюжеты.
3. Жанровые разновидности.
4. Принципы соотношения словесного текста и музыки. Авторы
текстов.
5. Соотношение вокальной и инструментальной партий.
6. Характеристика вокальной партии. Преобладающий тип мелодики.
7. Характеристика аккомпанемента. Фактурно-ритмические
формулы.
8. Особенности композиции.
9. Эволюция камерного вокального творчества.
10. Связь камерного вокального творчества автора с произведениями
других жанров.
11. Значение работ данного автора в истории развития жанра. Связь
с традициями. Последователи.
Анализ сонатно-симфонического цикла*
1. Образное содержание, степень его характерности для творчества композитора. Идея, наличие программных элементов.
2. Трактовка симфонического цикла:
а) своеобразие трактовки традиционных частей симфонического цикла;
б) особенности драматургии и композиции;
в) приемы объединения частей в цикле;
г) соотношение эпических, драматических и лирических элементов.
3. Характеристика каждой части цикла:
а) образы, их развитие;
б) тематический материал, его жанровые и стилевые особенности;
в) приемы развития;
г) форма и тональный план;
д) лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие;
е) оркестровая фактура; трактовка тембров или тембровых групп;
ж) роль данной части в концепции всего цикла.
4. Значение произведения для творчества данного автора и истории развития симфонического жанра. Связь с традициями.
* По аналогичному плану дается анализ и крупного инструментального произведения.