Характеристика музыкальной культуры эпохи




ПОДГОТОВКИ СЕМИНАРСКИХ, ЗАЧЕТНЫХ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

 

Характеристика музыкальной культуры эпохи

1. Временные границы рассматриваемого периода, их обусловленность. Связи музыкальной культуры данной эпохи с предыдущими и последующими периодами.

2. Особенности социально-политической и экономической ситуации, их влияние на культуру рассматриваемого периода.

3. Основные художественные направления (тенденции) в различных видах искусств. Жанровая панорама.

4. Тенденции развития музыкального искусства рассматриваемого периода. Круг характерных идей, тем, образов.

5. Картина музыкальных жанров.

6. Традиции и новаторство в системе выразительных средств музыки данного периода. Стилевые черты эпохи и их преломление в индивидуальных стилях различных авторов.

7. Особенности музыкальной жизни рассматриваемого периода (профессиональное исполнительство, бытовое музицирование, критическая и научная мысль о музыке, музыкальное образование и организации).

8. Значение рассматриваемого периода в истории музыки, искусства, культуры вообще.

 

Характеристика творческого пути композитора*

1. Характеристика эпохи: социально-политическая, экономическая, культурная ситуации.

2. Формирование творческого облика:

а) семья; национально-культурные корни;

б) общее воспитание и образование;

в) музыкальное образование (учителя, ориентиры);

3. Сферы деятельности, кроме композиторской: исполнительская, критическая, педагогическая, просветительская, организаторская и пр.

4. Ведущие идеи, темы, образы творчества композитора, их связь с характерными тенденциями эпохи.

5. Связь творчества композитора с фольклором и музыкальными традициями.

6. Периодизация творчества. Направление эволюции.

7. Основные жанры. Важнейшие произведения. Стилевые черты.

8. Значение творчества композитора в истории музыки и культуры. Ученики и последователи.

 

* По этому плану дается и характеристика творчества композитора (с сокращением разделов 2 и 6).

 

Характеристика оперного творчества композитора*

 

1. Опера в жанровой картине творчества композитора

2. Характерные идеи, темы, сюжеты.

3. Жанровые разновидности опер.

4. Особенности драматургии:

а) авторы либретто, степень участия композитора в их создании.

Типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;

б) соотношение текста, музыки и драмы;

в) характерные музыкально-драматургические линии;

г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;

д) характеристика вокальных партий;

е) характер и функции массовых сцен, их соотношение с

сольными и ансамблевыми сценами;

ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие. Соотношение инструментальной и вокальной партий;

з) особенности композиции и структуры; наличие принципов музыкальной драмы. Значение принципов музыкального формообразования.

5. Эволюция оперного творчества.

6. Значение работ данного автора в истории развития оперного жанра.

Связь с традициями. Последователи.

 

* По этому плану строится и анализ отдельной оперы (с соответствующей корректировкой плана, например, в пункте 5: Место данной оперы в эволюции творчества композитора). Это относится и к образцам планов характеристики ораториального, симфонического, камерного вокального творчества.

 

 

Характеристика ораториального (кантатного) творчества композитора

 

1. Оратория (кантата) в жанровой картине творчества композитора

2. Характерные идеи, темы, сюжеты.

3. Жанровые разновидности ораторий (кантат).

4. Особенности драматургии:

а) авторы либретто; типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;

б) соотношение текста и музыки. Степень театрализации.

в) характерные музыкально-драматургические линии;

г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;

д) характеристика вокальных партий;

е) трактовка хора, характер и функции массовых сцен, их соотношение с сольными и ансамблевыми сценами;

ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Соотношение инструментальной и вокальной партий;

з) особенности композиции. Значение принципов музыкального формообразования.

5. Эволюция ораториального (кантатного) творчества.

6. Значение работ данного автора в истории развития ораториального (кантатного) жанра.

Связь с традициями. Последователи.

 

Характеристика балетного творчества композитора*

 

1. Балет в жанровой картине творчества композитора

2. Характерные идеи, темы, сюжеты.

3. Жанровые разновидности балетов.

4. Особенности драматургии:

а) авторы либретто, степень участия композитора в их создании.

Типичные черты либретто: характеристика героев, темп развития действия, соотношение эпических, драматических и лирических элементов;

б) соотношение пластики, музыки и драмы;

в) характерные музыкально-драматургические линии;

г) приемы характеристики главных действующих лиц, особенности развития образов;

д) характер и функции массовых сцен, их соотношение с сольными и

ансамблевыми сценами;

ж) роль оркестра в раскрытии концепции. Лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие.

з) особенности композиции и структуры. Значение принципов музыкального формообразования.

5. Эволюция балетного творчества.

6. Значение работ данного автора в истории развития балетного жанра.

Связь с традициями. Последователи.

 

* По этому плану строится и анализ отдельного балета (с соответствующей корректировкой плана, например, в пункте 5: Место данного балета в эволюции творчества композитора). Это относится и к образцам планов характеристики ораториального, симфонического, камерного вокального творчества.

 

 

Характеристика симфонического творчества композитора*

 

1. Симфония в жанровой картине творчества композитора.

2. Характерные идеи, темы.

3. Типы симфонизма. Жанровые разновидности.

4. Наличие программных элементов.

5. Трактовка симфонического цикла:

а) своеобразие трактовки традиционных разделов симфонического цикла;

б) особенности драматургии и композиции;

в) характерные образы, их развитие;

г) соотношение эпических, драматических и лирических элементов;

д) характеристика тематического материала, его жанровых и стилевых особенностей.

е) приемы развития;

ж) лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие;

з) приемы объединения частей в цикле;

и) оркестровая фактура; трактовка тембров или тембровых групп.

6. Эволюция симфонического творчества.

7. Значение работ данного автора в истории развития симфонического жанра. Связь с традициями. Последователи.

 

* По схожему плану может быть дана и характеристика инструментального творчества с соответствующей корректировкой.

 

 

Характеристика камерного вокального творчества композитора

 

1. Камерная вокальная музыка в жанровой картине творчества

композитора.

2. Характерные идеи, темы, сюжеты.

3. Жанровые разновидности.

4. Принципы соотношения словесного текста и музыки. Авторы

текстов.

5. Соотношение вокальной и инструментальной партий.

6. Характеристика вокальной партии. Преобладающий тип мелодики.

7. Характеристика аккомпанемента. Фактурно-ритмические

формулы.

8. Особенности композиции.

9. Эволюция камерного вокального творчества.

10. Связь камерного вокального творчества автора с произведениями

других жанров.

11. Значение работ данного автора в истории развития жанра. Связь

с традициями. Последователи.

 

 

Анализ сонатно-симфонического цикла*

 

1. Образное содержание, степень его характерности для творчества композитора. Идея, наличие программных элементов.

2. Трактовка симфонического цикла:

а) своеобразие трактовки традиционных частей симфонического цикла;

б) особенности драматургии и композиции;

в) приемы объединения частей в цикле;

г) соотношение эпических, драматических и лирических элементов.

3. Характеристика каждой части цикла:

а) образы, их развитие;

б) тематический материал, его жанровые и стилевые особенности;

в) приемы развития;

г) форма и тональный план;

д) лейтмотивы и другие лейтобразования, их развитие;

е) оркестровая фактура; трактовка тембров или тембровых групп;

ж) роль данной части в концепции всего цикла.

4. Значение произведения для творчества данного автора и истории развития симфонического жанра. Связь с традициями.

 

* По аналогичному плану дается анализ и крупного инструментального произведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: