Краткое содержание темы: Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию, их место в педагогическом процессе. Взаимосвязь организованных форм работы и самостоятельной двигательной деятельности детей. Физкультурные занятия - основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Задачи. Типы. Структура. Своеобразие структуры занятий по обучению детей спортивным упражнениям. Принципы подбора физических упражнений для детей раннего и дошкольного возрастов. Нагрузка на занятиях (физическая, психическая, эмоциональная), объективные методы определения, приемы регулирования, индивидуальный подход к определению. Общая и моторная плотность занятия. Контроль за самочувствием и поведением детей на занятии и после его завершения. Место музыки на физкультурных занятиях. Своеобразие методики проведения физкультурных занятий в разных возрастных, смешанных группах в разные сезоны, в помещении и на спортивной площадке. Инновационные подходы к организации и проведению занятий. Способы организации детей. Профилактика детского травматизма. Формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки и физкультурные паузы, прогулка. Значение. Структура, задачи каждой части. Требования к подбору упражнений и дозировке. Методические приемы, специфика использования физкультурных пособий и снарядов в разных возрастных и смешанных группах. Нагрузка и способы ее регулирования. Значение музыки и пения. Сочетание с закаливающими и гигиеническими процедурами. Значение выполнения различных физических упражнений в природных условиях. Подбор подвижных игр, упражнений в соответствии с сезоном, погодой, уровнем физической подготовленности детей, двигательной активности. Индивидуальная работа по развитию движений детей, самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке. Контроль за самочувствием и поведением детей. Прогулки за пределы участка - как форма элементарного туризма. Формы активного отдыха: физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы. Значение, место в педагогическом процессе, задачи, структура, требования к подбору физических упражнений, дозировке нагрузки. Музыкальное, художественное оформление. Сюрпризные моменты. Сочетание индивидуальных и коллективных выступлений, соревнований. Специфика проведения праздников на участке и в зале. Своеобразие содержания двигательной, музыкальной, художественно-творческой деятельности детей во время каникул. Организация выездов за город. Самостоятельная двигательная деятельность. Значение, место в режиме дня. Уровни двигательной активности детей. Организация обстановки, побуждающей детей к двигательной активности в групповой комнате, физкультурном зале, на участке. Принципы руководства самостоятельной деятельностью детей. Профилактика травматизма. Формирование организаторских умений, умений играть самостоятельно. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями Подбор физических упражнений для проведения воздушных, солнечных ванн, воздушных процедур. Нагрузка и ее регулирование. Своеобразие приемов работы в разных возрастных группах. Задания на дом. Задания на дом как форма работы с семьей. Содержание заданий. Способы подготовки родителей к выполнению домашних заданий с детьми: консультации, стендовая информация.
|
|
Дата: пятнадцатая неделя. Название темы и часы на освоение темы: Физкультурные занятия – основная форма обучения детей физическим упражнениям.
(2 часа –л, 2 часа)
Краткое содержание темы: Значение занятий, виды, современные технологии проведения..
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика занятий как основной формы обучения детей движениям:
· Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части;
· Типы физкультурных занятий;
· Общая и моторная плотность занятия;
· Способы организации детей на занятии, приемы страховки;
· Подготовка к занятию (уборка помещения, наличие спортивного инвентаря, одежда детей и воспитателя и др.);
2. Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах.
3. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
4. Особенности содержания и организации занятий в разновозрастных группах.
5. Специфика и организация проведения занятий по развитию движений с детьми второго года жизни.
6. Особенности организации занятий на открытом воздухе.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Задание 1. Проанализировать конспект физкультурного занятия для детей второго года жизни. (конспект представлен в методических рекомендациях для студентов)
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
|
Критерии | Баллы |
Грамотный анализ задач занятия | 1-3 |
Грамотный анализ соблюдения требований к структуре занятия | 1-3 |
Грамотный анализ побора содержания упражнений | 1-3 |
Грамотный анализ способов организации детей на занятии | 1-2 |
Оригинальность предложений | 1-2 |
Задание 2. Проанализировать конспект физкультурного занятия для детей старшей группы детского сада. (конспект представлен в методических рекомендациях для студентов)
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Грамотный анализ задач занятия | 1-3 |
Грамотный анализ соблюдения требований к структуре занятия | 1-3 |
Грамотный анализ побора содержания упражнений | 1-3 |
Грамотный анализ способов организации детей на занятии | 1-2 |
Оригинальность предложений | 1-2 |
Задание 3. Составить план-конспект физкультурного занятия для детей второго года жизни.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соблюдение требований к формулировке и содержанию задач | 1-3 |
Соблюдение требований к структуре занятия | 1-3 |
Соблюдение требований к сочетанию упражнений на занятии | 1-3 |
Соблюдение требований к выбору способов организации детей на занятиях | 1-2 |
Оригинальность содержания | 1-3 |
Задание 4. Составить конспект физкультурного занятия для детей старшей группы детского сада.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соблюдение требований к формулировке и содержанию задач | 1-3 |
Соблюдение требований к структуре занятия | 1-3 |
Соблюдение требований к сочетанию упражнений на занятии | 1-3 |
Соблюдение требований к выбору способов организации детей на занятиях | 1-2 |
Оригинальность содержания | 1-3 |
Подсказка: При изучении этой темы следует понять, что именно на физкультурных занятиях происходит ознакомление детей с большинством предусмотренных программами физических упражнений.Освоение структуры типового физкультурного занятия является очень важным моментом, так как от этого зависит умение педагога варьировать учебный материал при построении занятий различных типов в разных группах.Следует понять, что в основе типизации занятий лежат дидактические задачи. Отсюда существуют занятия, в которых содержание основной части полностью новое; также занятия, которые строятся на знакомом материале и контрольно-учетные занятия.Физкультурные занятия могут различаться и по содержанию, т.е. видам упражнений, и по методам руководства (сюжетные, игровые, сюжетно-игровые, смешанные). При составлении конспекта занятия для детей второго года жизни следует помнить, что деление занятия на части не целесообразно, как это имеет место в старших группах. Занятие строится так, что освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно со всей подгруппой детей вместе с воспитателем.
Рекомендуется выполнить дополнительные задания студентам, пропустившим физкультурные занятия:
1. Перечислите критерии оценки эффективности физкультурных занятий.
2. Назовите приемы создания оптимальной физической нагрузки.
3. Приведите 2-3 примера приемов активизации мышления детей на физкультурных занятиях.
4. Объясните, в чем основные отличия физкультурных занятий в зале и на свежем воздухе?
5. Начертите кривую оптимальной физической нагрузки для детей 3-х, 6-ти лет.
6. Выделите типы и формы проведения физкультурных занятий в детском саду. Назовите наиболее оправданные сюжеты для занятий.
7. Разработайте программное содержание для 4-х занятий в старшей группе по обучению прыжку в длину с разбега.
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Минск: НМЦентр, 1995.
2. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. – Минск.: Берстпринт, 1997.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст. – М.: Владос, 1999.
4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия, 1996.
б) дополнительная
1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях //Дошкольное воспитание, 2000, № 6, с.37.
2. Громова С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами коррегирующей гимнастики //Дошкольное воспитание, 19996, № 6, с.29, № 8, с. 34.
4. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики //Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 51.
5. Зомотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки //Дошкольное воспитание, 2001, с. 36-39.
6. Кудрявцев В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях //Дошкольное воспитание, 2000, № 4, с. 93.
7. Лескова Т.П., Ноткина Н.А. Содержание основной части физкультурных занятий //Дошкольное воспитание, 1998, № 4, с.53.
8. Рунова М., Мещерякова Н., Бурба И. Примерные конспекты игр и упражнений для занятий по физической культуре //Дошкольное воспитание, 2000, № 8, с.43, № 11, с. 12.
9. Усаков В.И. Первые шаги к физическому совершенству: книга для воспитателей, гувернеров, родителей. – Красноярск: КГПИ, 1993.
10. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983.
11. Шарманова С., Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 47
Сроки представления задания: пятнадцатая неделя
Сроки проверки задания: пятнадцатая неделя
Дата: шестнадцатая неделя. Название темы и часы на освоение темы: Малые формы работы по физическому воспитанию в ДОУ. (2 часа п/з)
Краткое содержание темы: Значение малых форм, виды, современные технологии проведения..
Вопросы для обсуждения
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, гимнастика после дневного сна).
2. Формы активного отдыха (физкультурные праздники, физкультурные досуги, день здоровья, каникулы).
3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Задание 1. Сделать подборку физкультминутки для занятий по развитию речи, математике, изобразительной деятельности (по выбору).
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Подборка включает физкультурные минутки для всех перечисленных видов занятий | 1-3 |
Подборка включает не менее 15 физкультурных минуток | 1-3 |
Оригинальность предложений | 1-2 |
Задание 2. Подготовить и провести физкультминутку.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Доказательство целесообразности проведения данной физкультурной минутки | 1-3 |
Эффективность проведения | 1-3 |
Оригинальность | 1-2 |
Задание 3. Разработать сценарии каникул для одной из возрастных групп по выбору (задания выполняется по подгруппам).
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соблюдение требований к содержанию каникул | 1-3 |
Обоснование предложенного содержания | 1-3 |
Использование поликультурного пространства Санкт-Петербурга для отдыха детей, в том числе с целью приобщения к ЗОЖ | 1-3 |
Оригинальность содержания | 1-3 |
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Грядкина Т.С. Влияние гимнастики после дневного сна на умственную работоспособность старших дошкольников //Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб.: Образование, 1994, с. 102-105.
2. Грядкина Т.С. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с тренажерами //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб.: Образование, 1993, с. 84-93.
3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: НМЦентр, 1998.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Пособие для педагогов ДОУ, преподавателей и студентов педвузов и колледжей – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы /В.А. Андерсое, Вике Л.Н., Л.С. Жбанова и др. Сост Ю.Ф. Луури – М., 1991.
6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 2000.
б) дополнительная
1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке //Дошкольное воспитание, 1996, № 2, с.41.
2. Засыпкина Л. Весенние каникулы в детском саду //Дошкольное воспитание, 1995, № 5, с.45.
3. Лескова Т.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей //Дошкольное воспитание, 1983, № 6.
4. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии, медицине. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб: Образование, 1993, с.94-100.
5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000.
6. Филлипова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод.пос. для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
7. Ходаковская н., Краюшкина Т., Марванова Л. Утро начинается с разминки //Обруч, 2001, № 4, с. 22.
8. Шарманова С., Федоров А., Кудрявцева Е. Организация активного отдыха В ДОУ в летний период //Дошкольное воспитание, 1998., № 6, с. 38.
9. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольников. – М.: Владос, 1999.
10. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (дни здоровья, досуги, развивающие игры в течение года) //Дошкольное воспитание, 1997, № 8, с. 36-39, № 11, с. 24-39.
Подсказака: При изучении темы предстоит: разобраться в специфике каждой формы работы. При этом следует обратить внимание, что на утренней гимнастике преимущественно решаются оздоровительные задачи, осуществляется тренировка организма, физкультминутка позволяет снять наступившее утомление и повысить умственную и физическую работоспособность и т.д.; важно понять, что одни и те же физические упражнения, но в разных сочетаниях и объеме могут быть использованы в разных формах работы. Необходимо уточнить, какие возможности имеются в каждой форме работы для осуществление задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, а так же – для развития самостоятельности, элементарного творческого начала.; выделить задачи, содержание физических упражнений, порядок их выполнения, дозировку физических упражнений, содержание и характер взаимоотношений детей и педагогов; уяснить эффективность использования физкультурного оборудования должны соответствовать физической подготовленности детей, целевому назначению формы работы, сезону, климатическим условиям.
Сроки представления задания: шестнадцатая неделя
Сроки проверки задания: шестнадцатая неделя
Дата семнадцатая неделя