Особенности организации финансов предприятий торговли




Торговля обеспечивает доведение произведенной продукции, после того как она поступила в сферу обращения от производителя до потребителя, и от состояния торговли зависит превращение капитала из товарной формы в денежную

Особенностью торговых предприятий является высокий удельный вес оборотных средств в структуре активов предприятия. Структура оборотных средств торговли характеризуется высокой долей товарных запасов – около 90% от общей стоимости оборотных средств и денежных средств – 10%. Особенностью оборота оборотных средств торговли является отсутствие производственной стадии, т.е. движение оборотного капитала происходит по формуле Д - Т - …- Т* - Д*. Таким образом, особенностью также является отсутствие НЗП в составе оборотных средств, что значительно сокращает операционный и финансовый циклы предприятий.

Источники формирования оборотных средств торговли характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.

Товарооборот торговли отражает процесс распределения созданного продукта, национального дохода, изменения объемов и структуры потребления товаров, состояние денежного обращения.

Прибыль торговых предприятий определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Валовой доход формируется как разница между розничной ценой без НДС и ценой приобретения товаров без НДС (рис. 4.5.2.1).

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя.

Издержки обращения планируются и учитываются по следующим статьям:

1) расходы на перевозку товаров

2) расходы на оплату труда

3) расходы на аренду и содержание помещений

4) амортизация

5) расходы на хранение, маркировку, упаковку товаров

6) расходы на рекламу

7) проценты за кредит

8) отчисления на социальное страхование

9) прочие расходы.

Розничный товарооборот (розничная цена)
Оптовая цена Наценка (валовой доход)
  Издержки обращения Прибыль

Рисунок 4.5.2.1 – Особенности формирования прибыли торговли

 

Финансы строительства

Специфика организации финансов строительства обусловлена следующими особенностями данной отрасли:

1) для строительства характерен более длительный цикл производства;

2) строительство объектов осуществляется в различных климатических и территориальных зонах, что отражается на их сметной стоимости;

3) характер строительно-монтажных работ обуславливает различную степень материалоемкости и трудоемкости выполняемых работ в отдельные периоды строительства, что определяет неравномерную потребность в оборотных средствах;

Особенностью строительства является также то, что значительная часть работ выполняется подрядным способом. По договору подряда одна сторона – подрядчик – обязуется выполнить по заданию другой стороны – заказчика – определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), заключив с ними договор субподряда.

В связи с этим финансы строительства включают в свой состав финансы заказчика и финансы подрядчика, причем ведущее место в системе строительных финансов принадлежит финансам заказчика (инвестора).

Финансы инвестора представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконст-руируемые, модернизированные основные фонды и для наделения вновь создава-емых производств оборотными средствами. Источниками формирования средств инвестора являются:

1) Амортизационный фонд.

2) Часть прибыли от основной деятельности.

3) Экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом.

4) Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

5) Долгосрочные кредиты банков.

6) Налоговый инвестиционный кредит.

7) Ассигнования из бюджета.

В структуре основных фондов строительства наибольший удельный вес (60%) приходится на машины и оборудование, около 20% – на здания и сооружения.

Индивидуальный характер изготавливаемой продукции, длительность производственного цикла определяют особенности кругооборота и структуру оборотных средств строительно-монтажных организаций и источников их формирования. В структуре оборотных средств значительный удельный вес занимает незавершенное производство. В составе оборотных средств нет готовой продукции. Значительный удельный вес в оборотных средствах имеют денежные расчеты и денежные средства. Потребность подрядных организаций в оборотных средствах определяется путем их нормирования.

Выполнение подрядными организациями всех видов строительно-монтажных работ осуществляется за счет средств, получаемых от заказчика (инвестора). Полученные денежные средства должны не только покрывать все затраты на производство строительно-монтажных работ, но и обеспечивать определенный размер прибыли.

Для определения плановой себестоимости составляется смета затрат на производство строительно-монтажных работ. При планировании и учете эти затраты группируются по следующим статьям: материалы, основная заработная плата рабочих, затраты по эксплуатации строительных работ и механизмов, накладные расходы. Смета затрат на производство вместе с плановой прибылью представляет собой полную сметную стоимость работ.

Выручка подрядных организаций от реализации продукции слагается из сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполненных и сданных заказчику в течение года.

 

Финансы транспорта

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

1) транспорт не участвует в создании новой продукции, в связи с чем особенностью движения и оборота капитала является отсутствие нового товара. На транспорте продается сам производственный процесс (т.е. сама перевозка), связанный с перемещением продукции, созданной на предприятиях других отраслей;

2) при перевозках транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы (они принадлежат отправителям и получателям грузов);

3) условием нормальной работы транспорта является создание резервов локомотивов, вагонов, других транспортных средств, что обеспечивает непрерывность и бесперебойность процессов перевозок;

4) в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажирокилометры, грузооборот и пассажирооборот;

5) наличие «сезонных пиков» обуславливает неравномерность использования в течение года транспортных средств, что обязывает формировать транспортные резервы.

6) экономико-географическое расположение объекта, специализация районов, что влияет на выбор транспорта при перевозках.

Финансы транспорта включают: финансы железнодорожного транспорта, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного транспорта. Организация финансов зависит от особенностей каждой отрасли

Железнодорожный транспорт не зависит от климатических условий, времени года и суток, обладает высокой пропускной и провозной способностью, сравнительно невысокой себестоимостью перевозок грузов и пассажиров., высокой эффективностью при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния. Автомобильный транспорт характеризуется более высокой скоростью доставки грузов по сравнению с железнодорожным и морским транспортом, более высокой маневренностью, возможностью доставки грузов от склада отправления до склада получателя без перегрузочных операций. Его наиболее выгодно использовать для перевозки грузов на короткие расстояния, срочных и скоропортящихся грузов на расстояния от 100 до 300 км. Речной транспорт характеризуется высокая провозная способность на глубоководных реках, сравнительно невысокой себестоимостью перевозок. Используется преимущественно для доставки массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных и строительных грузов. Во многих случаях эффективны перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Морской транспорт предназначен для межконтинентальных массовых перевозок грузов и пассажиров. Трубопроводный транспорт обеспечивает низкую себестоимость для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Воздушный транспорт наиболее эффективен для перевозки пассажиров, для доставки особо ценных и скоропортящихся грузов, а также для доставки грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.

В структуре активов для всех отраслей транспорта характерно преобладание основных фондов (90%) над оборотными. В структуре основных фондов около 95% всех средств приходится на подвижной состав. Незначительная величина оборотных средств отражает специфику транспортного производства: отсутствие сырья и материалов, НЗП и готовой продукции.

Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозок, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг.

Выручка зависит от объемов оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. Цены зависят от спроса на данный вид транспорта, а также уровня затрат. Затраты транспорта связаны непосредственно с обеспечением процесса перевозок: затраты на топливо, энергию, содержание парка подвижного состава, наибольший удельный вес – заработная плата сотрудников.

Цены в транспорте в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов определяются на основе франкирования. Цена-франко означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: