Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.




 

В постприватизационный период перед акционерными обще­ствами возникает ряд новых проблем. Эти проблемы вытекают из особенностей, специфики акционерного общества, они связаны с практической деятельностью этих обществ и естественной необ­ходимостью совершенствования управления действующим акцио­нерным обществом.

Эти проблемы, на наш взгляд, включают следующие вопросы:

• замену типовых учредительных документов, в первую оче­редь устава акционерного общества, в соответствии со специфи­ческими устремлениями акционеров;

• регламентацию трудовых отношений на основе принятия комплекта трудовых контрактов с руководителем, специалистами, другими работниками акционерного общества;

• движение акций в акционерном обществе, порядок ведения реестра акционеров;

• выплату доходов по акциям, положение о дивидендах;

• имущественные споры в акционерном обществе, права акци­онеров и общества по распоряжению акциями;

• бухгалтерский учет в акционерных обществах, вопросы нало­гообложения;

• создание дочерних предприятий и холдингов. Один из наиболее актуальных вопросов постприватизационно­го периода — адаптация типового устава акционерного общества к индивидуальным особенностям предприятия, устремлениям акционеров и органов управления общества. Типовой устав акционерного общества утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 с последующими изменения­ми и дополнениями (утверждены Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392). Типовой устав позволил осуществить массовую приватизацию государственных предприятий, результа­ты которой очевидны.

Однако последующее развитие каждого отдельно взятого ак­ционерного общества, имеющего свою правовую, имуществен­ную, структурную, отраслевую, территориальную и прочую спе­цифику, выдвигает объективную необходимость переработки ус­тава. Так, в типовом уставе отсутствует регламент последствий неисполнения обязательства по выкупу акций и порядок распре­деления прибыли. В уставе предприятия должны быть указаны созданные им филиалы и представительства, а также дочерние предприятия. Устав необходимо дополнить регламентом форми­рования резервного фонда общества.

Изменение ряда пунктов типового устава связано с развитием законодательной базы, регламентирующей деятельность акцио­нерных обществ, в частности предъявляются новые требования к перечню данных, включаемых в реестр акционеров; акционерные общества открытого типа с числом акционеров более 1000 лиша­ются прав вести реестр самостоятельно. В акционерных обществах гражданин может иметь различный правовой статус. Статус акционера дает ему право на участие в управлении делами общества (в соответствии с видом и количест­вом имеющихся у него акций), право на участие в распределении прибыли, на ликвидационную квоту. Статус наемного работника, заключившего трудовой договор (контракт) и взявшего на себя при этом определенные обязанности, предполагает включение гражданина в трудовой коллектив, занятие им определенной должности согласно штатному расписанию, подчинение внутрен­нему трудовому распорядку, выполнение работ личным трудом. Соответственно в сфере труда на такого работающего акционера будут распространяться все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере не влияет на изменение статуса акционера. Граж­данин остается владельцем законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные права акционера.

Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея­тельности" и сама идея ее введения для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно использовать для при­влечения способных, компетентных, мыслящих и лично заинте­ресованных руководителей. Система вознаграждения, социально­го страхования и различных льгот, зафиксированная в контрак­тах, дает возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления. Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях различных организацион­но-правовых форм и различных отраслей народного хозяйства.

Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверж­денная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел, посвященный защите ин­тересов работников приватизируемых предприятий. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо до момента продажи более 75% акций привати­зируемого предприятия запрещается без согласия соответствую­щего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осу­ществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять штатное расписание предприятия, сокра­щать численность его работников без решения трудового коллек­тива либо уполномоченного им органа и переводить на другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников, которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия (акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила, установленные трудовым зако­нодательством.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземпля­рах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой — у работника. Контракт являет­ся основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в контрак­те. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку. Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный срок контракта и его содержание определя­ются соглашением сторон. С истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного согласия сторон после окон­чания срока данного контракта они могут заключить новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за опреде­ленное время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекраще­ния, то действие договора считается продолженным на неопреде­ленный срок.

Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке — здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.

При заключении трудового договора (контракта) рекомендует­ся указывать обязательные условия:

· место работы — наименование предприятия, куда принимает­ся работник;

· трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен вы­полнять работник;

· дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;

· обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на

предприятии.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалифи­кации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме ра­бочего времени и времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотрен­ных законодательством. Если работник принимается с испыта­тельным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания.

Поскольку представителем работодателя в трудовых отноше­ниях является администрация (включая руководителя), некото­рые обязанности по контракту возлагаются на администрацию. К их числу относятся: обязанности эффективно организовать труд работников, создавать условия для безопасного и высокопроизво­дительного труда, оборудовать рабочие места в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать работникам обусловленную договором заработную плату. В контракт могут быть внесены обязательства работника по повышению квалификации, уровня профессионализма и компе­тентности, а при необходимости и переобучению под будущее развитие производства, а также обязательства работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении ши­роких возможностей для получения знаний и навыков, созданию соответствующих условий для их приобретения. Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непо­средственно на предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в коллективном договоре либо ином норматив­ном акте. Установленные на предприятии тарифные ставки (скла­ды), формы и системы оплаты труда могут периодически пере­сматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хо­зяйственных результатов и финансового положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государством минимума.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников, занятых в органах представительной и исполнитель­ной власти, осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников. Однако в отдельных случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглаше­нию о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д. В этом случае в контракте производится соответствующая запись. В контракте целесообразно указать продолжительность еже­годного отпуска работника. При предоставлении работнику дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда профессиональной спецификой в договоре (контракте) может указываться продолжительность основного и дополнительного отпусков.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. № 1769 установлены общие правила ведения реестра акцио­неров акционерного общества.

Внесению в реестр подлежат данные об этом обществе, вклю­чая размер установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о выплате дивидендов, о документах, подтверждающих совершение сделки с акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества осуществляется не­посредственно акционерным обществом либо по его поручению банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а также специализированным регистратором, деятельностью которого яв­ляется исключительно ведение на коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные общества с чис­лом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитари­ям или специализированным регистраторам. Регистрация акцио­неров осуществляется на бумажных носителях или в виде элек­тронной записи с обязательным дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется двумя подпися­ми должностных лиц и печатью держателя акции (табл.).

 

Таблица. Данные, вносимые в реестр

Сведения об акционерном обществе Сведения о каждом акционере
Юридический адрес Данные о государственной регистрации Размер уставного капитала Полное имя Адрес Количество и тип акций

 

Первый этап акционирования завершен: акционерная ком­пания создана и начала жить. Но появляются новые проблемы, складываются новые ситуации. В частности, работники предпри­ятия — владельцы акций начинают увольняться или, оставаясь работником предприятия, расстаются с его акциями.

Каковы права акционеров и общества в этой ситуации, как они могут распорядиться акциями, рассматриваются далее.

Например, акционер — работник предприятия прекратил трудовые отношения с предприятием (уволился по собственному желанию, ушел на пенсию, уволен за нарушения и т.д.). Может ли общество в этом случае принудительно выкупить принадлежащие ему акции, разъясняется далее. Акционер, приобретший акцию на законных основа­ниях, обладает ею на основе права собственности. Никакой обя­зательной связи между правом собственности на акции и необхо­димостью работы на данном предприятии не существует. Есть только обязательства — своевременно оплатить эту акцию. Можно быть владельцем акций десятков и сотен компаний и, естественно, не работать на всех этих предприятиях. Очевидно, что невозможно лишить акционера права собственности на акцию (в том числе принудительно ее выкупить) в силу расторже­ния его трудовых отношений с предприятием. При этом не имеет никакого значения причина, по которой были расторгнуты трудо­вые отношения. К сожалению, уставы или иные документы мно­гих акционерных обществ часто содержат положения о принуди­тельном выкупе акций, принадлежащих уволенным работникам. Эти положения учредительных документов противоречат требова­ниям закона, и действия, основанные на них, являются неправо­мерными. Лишить собственника права собственности, в том числе и на ценные бумаги, можно только по решению суда, арбитража или другого правомочного государственного органа.

Это относится к акционерным обществам как открытого, так и закрытого типа. Дело не меняется от того, эмитирована акция в форме особого документа или существует в форме записи на счетах.

Размер дивидендов может различаться по акциям различных видов (категорий), например, обыкновенным и привилегирован­ным, но он не может дифференцироваться в зависимости от статуса собственников акций.

Работнику, уволившемуся с предприятия, нельзя принудитель­но, без его согласия, заменить акцию одной категории акцией другой категории. Если общество в такой замене заинтересовано, оно может стимулировать процесс конвертации: ввести премию за конвертацию, установить ежеквартальный порядок выплаты ди­видендов по привилегированным акциям, при ежегодном — по обыкновенным и т.п.

Одной из основ успешной деятельности акционерного об­щества (далее АО) является широкое информирование контраген­тов, включая акционеров, об этой деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским уче­том и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является годовой отчет общества.

Количество, номинальная стои­мость, категория (тип) акций, их дробление и консолидация Сведения о выплате дивидендов Количество, категории акций, выкупленных АО Номинальные держатели акций (при их наличии) Фонд имущества Банк Инвестиционный институт (кроме консультантов) Внесение записей о новом соб­ственнике акции осуществляется по его требованию не позднее трех дней с момента представле­ния документов Держатель При числе акционеров до 1000 Само акционерное общество Держатель обязан: Вносить в реестр записи о каж­дом акционере и данные о номи­нальных держателях акций Выдавать выписки из реестра по требованию акционеров Дата внесения последнего платежа за акции Дата, когда данное лицо перестало быть акционером Основания для внесения записи Документы, подтверждающие оплату акций учредителями Документы, подтверждающие сделки с акциями, и иные основания приобретения права собственности на акции Факты обременения акций обязательствами Письменное поручение акцио­нера или АО реестра При числе акционеров свыше 1000 Специальный институт по поручению акционерного общества Банк Инвестиционный институт (кро­ме консультантов) Депозитарный регистр Специализированный регистр

 

Значение годового отчета АО можно рассматривать в несколь­ких аспектах. Во-первых, он обеспечивает отчетность админи­страции перед акционерами об эффективном использовании и сохранности вверенного обществу имущества. Во-вторых, годо­вой отчет является информационным источником разного рода аналитических исследований и расчетов: анализа результатов ра­боты за несколько лет, выявления положения общества среди предприятий отрасли, сравнительных исследований по конкрет­ным проблемам, статистических данных и др. В-третьих, он может способствовать укреплению и поддержанию соответствую­щей репутации АО на фондовом рынке, поскольку включенная в отчет информация позволяет определиться потенциальным ин­весторам при выборе направлений вложения средств. Сведения, почерпнутые из отчета, могут подтолкнуть контрагентов общества к принятию определенных управленческих решений. Наконец, годовой отчет — своеобразный способ рекламы деятельности об­щества и его продукции.

Обычно годовой отчет АО состоит из пяти частей: отчета администрации (дирекции), бухгалтерского отчета, аудиторского отчета, статистических данных, справочной информации. В сово­купности все они позволяют внешнему пользователю составить достаточно полное представление об имущественном и финансо­вом положении общества, перспективах и проблемах его разви­тия. Основным принципом формирования годового отчета следу­ет считать то, насколько информация, включенная в него, спо­собствует благоприятным решениям и действиям в отношении к обществу со стороны юридических инвесторов, кредиторов, по­ставщиков, покупателей, а также общественности в целом.

10 января 1992 г. Министерство экономики и финансов РФ утвердило Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Положением определено, что дивиден­дом является часть чистой прибыли акционерного общества, под­лежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. В расчете на одну простую акцию по итогам истекшего квартала или полугодия так называемый промежуточный дивиденд объяв­ляется Советом директоров акционерного общества. Размер окончательного дивиденда, приходящегося на одну простую акцию, объявляется общим собранием акционеров по результатам года на основе предложения Совета директоров общества. При этом размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного Советом директоров, но может быть уменьшен общим собранием акционеров.

Несколько иной порядок выплаты дивидендов установлен для привилегированных акций. Здесь фиксированный дивиденд (либо его минимальная величина) устанавливается акционерным обществом при выпуске этих акций. Очередность выплаты диви­дендов установлена следующая: в первую очередь выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, затем — дивиденды по простым акциям. В случае недостаточности прибыли или убыточности общества дивиденды по привилегированным акци­ям выплачиваются за счет и в пределах специальных фондов общества, созданных для этой цели. Выплата же дивидендов по простым акциям не является конкретным обязательством общест­ва перед акционерами. Общее собрание акционеров и Совет директоров общества вправе принимать решения о нецелесооб­разности выплаты дивидендов по простым акциям по итогам того или иного периода и года в целом. Более того, если в годовом балансе общества имеются убытки, то Совет директоров или общее собрание акционеров не вправе объявлять и выплачивать дивиденды по акциям до тех пор, пока не будут покрыты убытки или не будет уменьшен уставный капитал (фонд) общества. Надо отметить, что по решению Совета директоров или общего собра­ния акционеров дивиденд может оплачиваться акциями (капита­лизация прибыли), облигациями и товарами.

При выборе той или иной формы предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо отдать предпочтение определенному режиму налогообложения, сопутствующему этой форме предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что действующее законодательство еще не отказалось от абстрактного понятия — предприятие, каждой организационно-правовой форме предприятия соответствует определенный режим налого­обложения. Так, пунктом 9 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством пред­приятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. Создание резервного фонда предусмотре­но законодательством для акционерных обществ и кооперативов. Право создавать резервный фонд в какой-то степени относится и к товариществам с ограниченной ответственностью. Что касается остальных организационно-правовых форм, то право создавать резервные фонды законодательство для них не предусмотрело.

Эти обстоятельства, помимо всех прочих, следует учитывать при выборе той или иной организационно-правовой формы пред­приятий. Если предприятие ставит перед собой цель — создание нового коммерческого юридического лица либо сети юридичес­ких лиц и получение части прибыли от деятельности этих пред­приятий, то более благоприятный налоговый режим при достиже­нии этой цели будет в том случае, когда учредителем (участни­ком) вновь созданного предприятия будут физические лица. Это объясняется тем, что Закон РФ "О налоге на прибыль предпри­ятий и организаций" не относит физических лиц к плательщикам налога на прибыль и налога на отдельные виды доходов предпри­ятий (ст. 10 Закона), в том числе такие, как доходы от дивидендов и от долевого участия в других предприятиях. Поэтому, несмотря на то, что налог на указанные виды отдельных доходов взимается у источника выплат, предприятия, являющиеся этим источником, не начисляют этот налог (ставка 15%) при выплате дохода физи­ческим лицам. В итоге, с точки зрения собственника, наиболее привлекательными организационно-правовыми формами являются акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, учредителями и участниками которых являют­ся физические лица. По статистике именно этим формам предприятий принадле­жит лидирующее место в российском бизнесе.

Особое место среди организационно-правовых форм зани­мает полное товарищество. Полная неопределенность его статуса в законодательстве предоставляет возможность использовать эту форму и для минимизации налоговых выплат. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организа­ций" полное товарищество не представлено в качестве платель­щика этого налога. Полное товарищество является плательщиком НДС, но в связи с тем, что реализация товаров (работ, услуг) производится от имени одного из членов товарищества, никто не имеет никакого представления о том, как его исчислять.

Используя все преимущества, данные предприятиям, и избегая отрицательных сторон статуса юридического лица, форма пол­ного товарищества с успехом может быть использована в россий­ском бизнесе.

Одной из форм предприятий могут быть полные товарищест­ва, которые не являются юридическими лицами, но имеют свое наименование (печать) и подлежат регистрации в установленном порядке. Пункт 3 ст. 2 и ст. 26 этого Закона предусматривают право предприятий привлекать наемный труд. Следовательно, данная категория предприятий вправе выплачивать своим работ­никам заработную плату в иностранной валюте.

После выхода в свет Указа Президента от 22.12.93 г. № 2270 и без того привлекательная форма предпринимательской деятель­ности — индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) — оказа­лась просто в налоговом раю. Видимо, из-за того, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имущест­вом, эта форма не привлекла предпринимателей первой волны. Большинство из них были очень рискованные. Другой же части предпринимателей просто необходимо было спрятаться за статус юридического лица. Несмотря на то, что такая форма предприни­мательской деятельности, как ИТД, возникла раньше других ор­ганизационно-правовых форм предприятий, основанных на праве частной собственности, для многих статус гражданина-предпри­нимателя остается неопределенным. Объясняется эта неопреде­ленность тем, что государство, в котором живет и работает граж­данин-предприниматель, все еще бюрократическое и до правово­го ему еще далеко.

Основные постулаты бюрократического государства живы и поныне: запрещено все, что не предусмотрено нормативным актом; основное право гражданина — иметь обязанности. Законодательство развитых зарубежных стран не предусматри­вало и не предусматривает какой-либо специальной регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятель­ностью от своего имени. Российское законодательство о предпринимательской деятель­ности обязывает физических лиц — предпринимателей зареги­стрироваться в местных органах власти. С момента регистрации гражданин обретает особый статус предпринимателя, позволяю­щий ему на равных правах с предприятиями, учреждениями и организациями участвовать в хозяйственной деятельности.

Важным аспектом деятельности акционерных предприятий является создание дочерних предприятий и холдингов.

Понятие "дочерняя организация" отражает фактическую подчи­ненность, подконтрольность одного хозяйствующего субъекта другому (материнской организации). Дочерняя организация, как правило, действует в интересах материнской, поскольку послед­няя имеет возможность направлять и контролировать ее деятель­ность. Однако в отношениях с другими хозяйствующими субъек­тами дочерняя организация выступает формально самостоятель­но. Законодательство закрепляет два различных вида дочерних организаций — "дочернее предприятие" и "дочернее общество". Термин "предприятие" в данном случае используется в значении самостоятельной организационно-правовой формы — унитарного предприятия, т.е. предприятия-несобственника, имущество кото­рого не делится на вклады (доли, паи) участников и принадлежит предприятию на особом ограниченном вещном праве (по терми­нологии действующего законодательства — праве полного хозяй­ственного ведения). Чаще всего в этом качестве выступают государственные муниципальные предприятия общественных органи­заций (объединений) и индивидуальные частные предприятия.

Дочерним предприятием признается то, которое создано дру­гим предприятием-несобственником путем передачи ему своего имущества в полное хозяйственное ведение. Иначе говоря, в этом случае одно предприятие-несобственник создает другое предпри­ятие-несобственника, передавая ему часть своего имущества.

Иное дело — правовое положение дочернего общества. По действующему российскому законодательству в этом качестве вы­ступает только такое акционерное общество, в котором другое акционерное общество имеет 50% плюс одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет (п. 149, 150 "Положения об акционерных обществах"). В качестве дочернего может выступать и акционерное общест­во закрытого типа, и товарищество (общество) с ограниченной ответственностью. Поэтому-то и следует говорить о дочерних обществах вообще, а не только о дочерних акционерных общест­вах. К сожалению, даже из такого далеко не безупречного опреде­ления дочернего общества действующее российское законода­тельство не делает никаких выводов, признавая дочернее общест­во абсолютно самостоятельной коммерческой организацией (п. 151 Положения). Тем самым понятие дочернего общества лишается какого-либо юридического смысла. Хуже того, для ма­теринского общества сохраняются все давно известные предпри­нимательской практике возможности злоупотребления своим гос­подствующим положением.

Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за рубежом. При этом, однако, следует учесть, что кате­гория "дочернее предприятие" в отечественном понимании неиз­вестна зарубежному законодательству. Это неизбежное порожде­ние особого развития и организации российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.

16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации госу­дарственных предприятий" было утверждено "Временное положе­ние о холдинговых компаниях", создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соот­ветствии с этим Положением "холдинговой компанией признает­ся предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут быть созданы:

- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

- при учреждении новых акционерных обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние пред­приятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинго­вой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдин­говой компании — содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими согласованной инвестицион­ной политики.

Холдинговые компании — весьма эффективные системы уп­равления в условиях рыночной экономики. Они способны объ­единять разнопрофильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово-трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального "холдингового законодательст­ва", регулирующего создание холдинговых компаний, не сущест­вует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных об­ществах".

В России создание холдингов идет своеобразным путем: недо­верие или неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата, обусловленного тем, что наряду с "минис­терскими" холдингами (бывшее отраслевое министерство, объ­единившее подчиненные ему предприятия) существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не явля­ющимися таковыми (этот статус получен из-за амбиций создате­лей компаний). В концепции управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово-хозяйственных групп, кото­рые будут находиться под жестким административным контро­лем. Речь идет о возрождении государственного контроля над собственностью — промышленными предприятиями — и форми­ровании в структуре национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная структура управления собст­венностью склоняется к итальянской схеме. В рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подоб­ному разрешению проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания холдинговых копаний и финансо­во-промышленных групп государством в сочетании с корректи­ровкой процесса приватизации.

При всех преимуществах и положительных чертах переход на акционерные формы хозяйствования порождает ряд проблем, вы­двигает ряд условий успешной их деятельности. Главное — это квалифицированно, компетентно подготовить и вести дела. Необ­ходимо грамотно, заинтересованно провести широкую разъясни­тельную работу в коллективе, дойти до каждого работника, каж­дого потенциального акционера с тем, чтобы вовлечь в общество как можно больше работников предприятия. Распространять акции надо при максимально возможном соблюдении принципов социальной справедливости. После создания акционерного обще­ства следует постоянно информировать пайщиков о состоянии дел, тщательно контролировать расходование акционерного капи­тала.

Для осуществления всего перечисленного нужны грамотные специалисты, которые, обладая в достаточной степени необходи­мой подготовкой, могли бы возглавить и организовать работу всех подразделений акционерного общества — как производственных, так и функциональных. Прежде всего, это бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы, организаторы производства. Каждый из них должен обладать предпринимательскими навыками. Подготовить всех таких специалистов, организовать их стажи­ровку не только на предприятиях нашей страны, идущих в аван­гарде внедрения новых форм хозяйствования, но и за рубежом — главная задача успешного овладения основами предприниматель­ства, маркетинга и менеджмента, юриспруденции и другими на­уками, столь необходимыми в условиях перехода к рыночным отношениям.

Другой проблемой и важнейшим условием успешного овладе­ния акционерной формой хозяйствования является перестройка психологии людей, участвующих в этом процессе. Необходимо создать условия для широкой демократизации процесса управле­ния производством и реализацией продукции, преодолеть консер­вативную инерцию коллективов. Каждый работник должен усво­ить, что он может реально оказывать влияние на деятельность акционерного предприятия и несет ответственность за результаты этой деятельности.

Следует обратить внимание на неправильное представление об акционерной форме хозяйствования как наиболее важном источ­нике финансирования текущей и перспективной деятельности предприятия. Во-первых, не только этот аспект служит преиму­ществом акционерной формы хозяйствования. Во-вторых, даже в условиях акционерной формы нельзя рассчитывать только на привлечение источников финансирования со стороны. Амортиза­ционные отчисления, нераспределенную часть прибыли и в усло­виях акционерной формы следует широко использовать в качест­ве инвестиций для обновления и расширения производственного аппарата.

Следует воздержаться от массового акционирования государ­ственных предприятий. Практика и зарубежный опыт учат, что единого правила, единого подхода здесь нет и быть не может. В каждом отдельном случае необходимо продумать форму привати­зации, учесть специфику предприятия, выпускаемой им продук­ции, характеристику региона, в котором оно функционирует, состав работников, их реальные финансовые возможности и дру­гие факторы.

Применяемые на многих акционированных предприятиях акции в полном смысле этого слова акциями не являются. Отсут­ствие развитой инфраструктуры акционерного дела не позволяет свободно оп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: