Экологические исследования популяций




Особенности популяций животных, растений, грибов, протистов и бактерий. Унитарные и модулярные организмы. Пространственно-временные масштабы изучения популяций. Особенности метаболизма различных организмов и их связь распространением в естественных условиях. Различные типы жизненных стратегий организмов (r и K; виаленты, патиенты). Основные типы распределения особей в популяции. Определение границы популяции при экологических исследованиях. Понятие репродуктивного ареала. Радиус индивидуальной активности. Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей. Выбор необходимых для конкретного исследования показателей. Продолжительность исследования. Примеры.

 

Исследования сообществ и биоценозов

Определение понятий биоценоз, сообщество и консорция. Сообщества, как единицы биоценотического покрова.Топографические и экологические единицы. Биологическая и статистическая концепции сообщества. Методы изучения компонентного состава и таксономической структуры сообщества и биоценоза. Подвижные организмы в биоценозе. Временная структура сообщества и биоценоза. Методы определения продукции сообществ. Определение первичной продукции и деструкции. Изучение взаимодействий между популяциями. Примеры. Эксперименты «in situ»: микро-, мезо- и макрокосмы. Эксперименты по питанию. Биоманипулирование. Примеры биоманипулирования на озерах и других водных объектах.

 

4.3. Практические занятия, их содержание

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий Форма проведения Формируемые компетенции
    История экологических исследований. Значение и этика полевых экологических исследований. устный опрос, дискуссия   ОПК-2 ПК-21
    Формулировка цели, задач и методов исследования и их соответствие. Обоснование актуальности поставленных цели и задач (форма – написание гипотетического введения к работе). семинар, дискуссия, обсуждение практической работы ОПК-2 ПК-21
    Подготовка аннотация научной публикации в периодических изданиях с целью анализа адекватности использованных методов и соответствия цели и выводов. Тематика публикаций – геоэкология и общая экология (по желанию учащегося из подготовленного перечня). семинар, дискуссия, обсуждение практической работы ОПК-2 ПК-21
    Экосистемный и популяционный подходы к исследованию. Основные алгоритмы составления плана работ. семинар, дискуссия ОПК-2 ПК-21
    Сравнение особенностей водной и наземной сред обитания. семинар, дискуссия ОПК-2  
    Знакомство с методами экспресс исследований и мониторинговых исследований абиотических факторов в водной и наземной средах обитания семинар ОПК-2  
    Особенности популяций животных, растений, грибов, протистов и бактерий. Основные популяционные показатели. семинар, дискуссия ОК-7 ПК-8
    Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей (1). семинар, дискуссия, обсуждение практической работы ОК-7 ПК-8
    Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей (2) семинар, дискуссия, обсуждение практической работы ОПК-2 ПК-21
    Комплекс методов учета обилия и распределения в пространстве особей конкретных популяции живых организмов. семинар ОПК-2 ПК-21
    Изучения принципов эксплуатации оборудования и приборов для полевых исследований популяций в водных и наземных средах. семинар ОПК-2 ПК-21
    Методы изучения таксономической структуры сообщества и биоценоза. Определение продукционных показателей сообщества. Информативность структурно-функциональных показателей сообществ. семинар ОПК-2 ПК-21
    Эксперименты «in situ»: микро-, мезо- и макрокосмы. Эксперименты по питанию. Биоманипулирование. семинар, дискуссия ОПК-2 ПК-21
    Разработка комплекса методов полевого исследования конкретного сообщества или биоценоза. Семинар, дискуссия ОПК-2 ПК-21

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

Аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);

− проверка выполнения заданий на практические занятия;

– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;

– проверка отчётов по выполнению практических работ, собеседование по теоретической части;

– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий - реферат;

− письменное тестирование;

– контрольная работа.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.

Текущий контроль по дисциплине включает разработку и написание трех практических работ: Практические работы №1 (репродуктивного уровня) и №2, №3 (реконструктивного уровня)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: