Цели освоения дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП




Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Методы полевых экологических исследований» – подготовка бакалавров по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование» способных методически грамотно планировать и проводить полевые экологические исследования.

Основные задачи дисциплины «Методы полевых экологических исследований» связаны с освоением студентами:

– знаний об основных методах определения обилия живых организмов различных систематических и экологических групп и интегральных методах изучения состояния биотических сообществ;

– знаний об особенностях различных сред обитания живых организмов;

– навыков выбора различных подходов к исследованию, а так же планирования и организации полевых экологических исследований;

– навыков анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации;

– навыков работы с орудиями лова живых организмов, инструментами, приборами, а так же другими техническими средствами для проведения полевых экологических исследований.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Методы полевых экологических исследований» для направления подготовки 05.03.06 – Экология и природопользование относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Биология», «География», «Геология», «Биоразнообразие», «Основы почвоведения», «Почвоведение и экология почв», «Органическая и биологическая химия», «Гидрохимия», «Ландшафтоведение», «Прикладные программные системы в экологии», «Биоиндикация и биотестирование», «Методы обработки и анализ геоэкологической информации».

Дисциплина «Методы полевых экологических исследований» является базовой для освоения дисциплин: «Экологический мониторинг», «Инженерно-экологические изыскания», «Моделирование экосистем», «Банки и базы данных в геоэкологии», «Геоинформационные системы в экологии и природопользовании», «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности», а так же для практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Код компетенции Компетенция
ОПК-2 (частично) владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-21 владением методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации

В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «Методы полевых экологических исследований» обучающийся должен:

 

Знать:

– теоретические основы методов определения обилия живых организмов и интегральные методами изучения состояния биотических сообществ;

– особенности эмпирических методов познания в экологии и природопользовании;

 

Уметь:

– ставить адекватные цели и задачи и выбирать соответствующие им методы исследования экологических систем различного уровня;

– обрабатывать, анализировать и обобщать исходные данные полевых экологических исследований;

– использовать разнообразные источники информации (литературные, архивные, материалы наблюдений и экспериментов в природе, а также электронные базы данных и пр.) для составления обоснованных, логично выстроенных и аргументированных отчетов о результатах проводимых исследований;

– обнаруживать связи между знаниями, полученными при изучении разных тем курса «Методы полевых экологических исследований», а также между экологическими знаниями и знаниями смежных наук, и сводить их в единую картину функционирования биоценозов в естественных условиях и при антропогенной нагрузке;

 

Владеть:

– терминологией и понятийным аппаратом в области методологии экологических исследований;

– базовыми навыками проведения и организации полевых экологических исследований;

 

Должен иметь представление о разнообразии современных методов полевых экологических исследований, об особенностях использования автоматических комплексов и самописцев (логгеров) температуры и других важнейших параметров для функционирования водных и наземных экосистем.

 

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Методы полевых экологических исследований» сведены в таблице.

 


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)
1. 2. 3. 4. 5.
минимальный не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи способен показать основную идею в развитии способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике понимает специфику основных рабочих категорий способен выделить характерный авторский подход
базовый не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок может изложить основные рабочие категории знает основные отличия концепций в заданной проблемной области способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области
продвинутый не владеет ориентируется в терминологии и содержании в общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа

 


4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: