год набора: 2016 очная форма обучения;
Заочная форма обучения
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
Объём дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоёмкость дисциплины | - | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: | - | ||
в том числе: | - | ||
лекции | - | ||
практические занятия | - | ||
семинарские занятия | - | - | - |
Самостоятельная работа (СРС) – всего: | - | ||
в том числе: | - | ||
курсовая работа | - | - | - |
контрольная работа | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | зачет | - | зачет |
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
год набора: 2017 очная форма обучения;
Заочная форма обучения
Объём дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоёмкость дисциплины | - | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: | - | ||
в том числе: | - | ||
лекции | - | ||
практические занятия | - | ||
семинарские занятия | - | - | - |
Самостоятельная работа (СРС) – всего: | - | ||
в том числе: | - | ||
курсовая работа | - | - | - |
контрольная работа | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | зачет | - | зачет |
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
год набора: 2018 очная форма обучения;
Заочная форма обучения
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
Объём дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоёмкость дисциплины | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: | |||
в том числе: | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) – всего: | |||
в том числе: | |||
курсовая работа | - | - | |
контрольная работа | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | зачет | зачет |
Структура дисциплины
Очная форма обучения
Годы набора: 2016
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Введение | устный опрос, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Планирование и организация полевых исследований | практическая работа | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Среды обитания: основные особенности | тест | ОПК-2 | ||||||
Экологические исследования популяций | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Исследования сообществ и биоценозов | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
ИТОГО |
Очная форма обучения
Годы набора: 2017
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Введение | устный опрос, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Планирование и организация полевых исследований | - | практическая работа | ОПК-2 ПК-21 | |||||
Среды обитания: основные особенности | тест | ОПК-2 | ||||||
Экологические исследования популяций | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Исследования сообществ и биоценозов | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
ИТОГО |
Очная форма обучения
Год набора: 2018
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Введение | устный опрос, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Планирование и организация полевых исследований | практическая работа | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Среды обитания: основные особенности | тест | ОПК-2 | ||||||
Экологические исследования популяций | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Исследования сообществ и биоценозов | доклады, дискуссия, практическая работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
ИТОГО |
Заочная форма обучения
Годы обучения: 2015 - 2017
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Введение | устный опрос | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Планирование и организация полевых исследований | практическая работа | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Среды обитания: основные особенности | тест | ОПК-2 | ||||||
Экологические исследования популяций | доклады, контрольная работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Исследования сообществ и биоценозов | доклады, контрольная работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
ИТОГО |
Заочная форма обучения
Год обучения: 2018
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Введение | устный опрос | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Планирование и организация полевых исследований | практическая работа | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Среды обитания: основные особенности | тест | ОПК-2 | ||||||
Экологические исследования популяций | доклады, контрольная работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
Исследования сообществ и биоценозов | доклады, контрольная работа, тест | ОПК-2 ПК-21 | ||||||
ИТОГО |
Содержание разделов дисциплины
Введение
Цели и задачи экологических исследований как основа для выбора подхода и методологии. Специфика живых организмов, как объектов исследования. Фундаментальные свойства живого. История экологических исследований. Роль полевых (описательных) экологических исследований для проведения экологической экспертизы. Этика экологических исследований.
Планирование и организация полевых исследований
Особенности эмпирических методов познания. Наблюдения и эксперимент. Проведение экспериментов в природных условиях. Примеры. Экосистемный и популяционный подходы к исследованию. Основные алгоритмы составления плана работ. Знакомство с современными приборами, используемыми при полевых исследованиях. Выбор необходимого оборудования и методик. Примеры. Особенности использования автоматических комплексов и самописцев (логгеров) температуры и других важнейших параметров для функционирования водных и наземных экосистем. Ведение полевых дневников, составление рабочих схем и планов.
4.2.3 Среды обитания: основные особенности
Вода как среда обитания. Приспособления к водному образу жизни. Классификация водных объектов и их особенности. Основные водные сообщества. Пелагос (планктон, нектон, нейстон), бентос (фито- и зообентос), перифитон. Наземная среда. Жизненные формы организмов. Почвенная среда обитания и ее особенности. Сравнение особенностей фауны и флоры водной и наземной сред обитания. Взаимосвязь важнейших абиотических факторов в различных природных средах. Связь основных сред обитания. Основные различия водных и наземных биотопов.