Не запирайте вашу дверь, 9 глава




Мужчины одеваются кто как, больше склоняясь к европейскому стилю. В столице влияние западной моды очень ощутимо. Джинсы, покорившие весь мир, и в Катманду стали обычными не только для непальцев, но и для непалок. Хотя девушка на мотороллере или за рулём автомобиля выглядит гораздо красивее в сари.

В Непале более ста различных партий и политических движений. Несколько коммунистических партий, чем-то друг от друга отличающихся. Есть маоистская партия. Есть партии солнца, дерева, воды. Но эта кажущаяся политизированность никак не влияет на многовековой уклад жизни. И большинство непальцев беззаветно любят и уважают своего короля.

В Непале конституционная монархия: глава государства — король, высший законодательный орган — парламент. Имя ныне правящего короля — Бирендра Бир Бикрам Шах Дев. Столица государства — город Катманду. Он расположен на высоте тысяча триста тридцать шесть метров над уровнем океана. В Катманду множество великолепных древних храмов и потрясающе красивых старинных дворцов. Поражает изумительная отделка и украшения фасадов дворца, в котором живёт живая богиня Кумари. Она избирается среди пятилетних девочек в соответствии со сложными и даже жестокими требованиями. Претендентки проходят многие испытания — трудные, неприятные и небезопасные. Богиней становится лучшая из них. Её поселяют во дворце, наглухо оградив от общения с обычными людьми. Живая богиня общается лишь с духовенством, близкими родственниками и несколькими избранными сверстницами из своей касты. Достигнув половой зрелости, богиня сдаёт свои полномочия юной преемнице и старается уехать из Непала, потому что (по сведениям из местных, хорошо информированных источников) бывшая богиня, став женой, приносит в дом несчастье. А за границей, где её никто не знает, есть шанс счастливо выйти замуж.

Многие потрясающе красивые древние скульптуры стоят прямо на улицах города. Вокруг них с оглушительным шумом кишат пешеходы, такси и рикши, собаки и обезьяны. И гордо, невозмутимо стоят всегда поперек пути коровы, считающиеся в Непале, как и в Индии, священными животными. Корова олицетворяет здесь земные воплощения богини плодородия и благополучия Лакшми, жены бога Вишну. За убийство коровы, даже неумышленное, преступник наказывается тридцатью тремя годами тюрьмы. Но эта священность ощутима лишь в городе. А в деревне корова и есть корова — её и лозиной стегают, и землю на ней пашут. Однако говядину не едят. И коров и яков не убивают — шкуры с них снимают, когда они погибают или умирают естественной смертью.

Основную статью государственных доходов составляет туризм. Туристский бум, начавшийся в восьмидесятых годах, внёс в почти средневековый уклад жизни Непала большие перемены, заметно осовременив страну. Многочисленные туристские агентства предлагают желающим любые путешествия — от скромного катания на слонах в Национальном парке Читван до восхождений на вершины гималайских восьмитысячников. Цены в Непале низкие, преступности нет, и десятки тысяч туристов с удовольствием едут сюда со всех сторон света.

Из Катманду начинаются все трекинги и экспедиции: восхождения, сплавы, велосипедные и джипинговые путешествия.

Дорог в Непале очень мало, и передвижение происходит в основном по тропам. И большинство грузов в стране не перевозится, а переносится на спинах носильщиков — портеров. Грузы они носят в плетённых из тростника конических корзинах, которые на спине удерживаются не наплечными ремнями, а широкой лямкой, проходящей через лоб. Мы попробовали – очень неудобно.

Непал страна пешеходная. Тропы здесь являются национальным достоянием и поддерживаются в идеальном порядке. Они аккуратно вымощены камнями и на крутых участках сделаны ступеньки. Расстояния здесь измеряются не километрами, а временем для их прохождения. Через каждые 25-30 минут пути рядом с тропой встречаются специальные скамьи для отдыха. Скамья, это два разновысоких уступа, сделанные из камней или из дерева, либо выкопанные в склоне. На нижний уступ садится путник, на верхний встаёт его корзина или рюкзак.

Ещё на тропе часто встречаются стены из камней с высеченными на них словами молитв. В этих местах тропа раздваивается, огибая святыню с обеих сторон. Обходить нужно всегда слева. Дело в том, что у непальцев «чистой» считается правая рука, а левая - «грязная». Потому только правой рукой можно касаться религиозных святынь.

В Непале государственная религия — индуизм. Но не менее широко распространён буддизм. Ещё бы! Великий Будда (в юности - принц Сиддхартха Гаутама) родился именно здесь, в Непале в 6 веке до нашей эры в местечке Лумбини. Став взрослым, наследный принц неожиданно ушёл из королевского дома, чтобы постичь реальную жизнь. Много скитался, голодал, двенадцать лет провёл в состоянии медитации, обрёл просветление и достиг высшего совершенства. В центре его учения — четыре «благородные истины»: желание, которое порождает страдание; само страдание; путь к освобождению от страдания; и – нирвана, когда дух и материя едины — само освобождение.

Буддизм и индуизм мирно сосуществуют. И в повседневной жизни непальцев, в их празднествах и ритуальных обрядах даже перемешиваются. И не мешают друг другу, а помогают и друг друга дополняют. Может быть, именно поэтому непальцы так оптимистичны и всегда веселы — при такой-то мощной многобоговой поддержке!

Непальцы с одинаковой почтительностью относятся и к буддистским, и к индуистским божествам. Ведь и бог Вишну в своей девятой инкарнации был Буддой. Тут полное взаимопонимание и нет никаких религиозных распрей ни между людьми, ни между божествами. В Гималаях места хватает всем; в Непале всем хватает любви, внимания, уважения и понимания.

Непальцы — люди глубоко верующие, и это им помогает в жизни. Они твёрдо знают, что всё происходит по высшей воле. Они убеждены, что жизнь совершенна и всё в ней устроено именно так, как должно быть. У них строгая кастовость. И если кто рождён грузчиком, то ему полицейским или учителем никогда не стать. Обижаться на судьбу и стараться её улучшить — страшный грех. Надлежит жить так, как живётся. И этому радоваться. Изменить своё социальное положение в Непале никто не вправе. Потому никто и не тратит на это ни время, ни нервы. И все живут радостно.

И на молитвы они много времени не тратят. Процесс моления предельно упрощён и механизирован. Произносить мантры необязательно. Достаточно крутнуть молельный барабан с вложенным в него священным текстом. Или вывесить на ветер молитвенные флаги, с начертанными на них мантрами. Голубые флаги символизируют небо, белые — облака, зелёные — воду, жёлтые — землю, а красные — огонь. Молитвы сами собой слетают с трепещущих флагов и возносятся с ветром к божественным небесам, отстаивая там интересы молящихся. Религия здесь не запугивающая, не давлеющая, не требовательная. Она добра, приветлива и заботлива. И в людях живёт не вера в Бога, а знание и понимание его, прямое, достоверное его ощущение. От нас требуется жить под девизом «Делай добро». А они живут по закону «Не сделай зла».

Тела своих покойников непальцы не предают земле, а сжигают. В прошлом многие женщины после смерти мужа совершали самосожжение на его погребальном костре. Лишь в 1920 году этот жестокий обычай был упразднён особым декретом. Непальцы верят в инкарнацию — в то, что со смертью жизнь не заканчивается, что она — цепь превращений, перерождений. Потому все очень легко, без трагизма относятся к смерти, как родственников, так и своей собственной. Траурный цвет в Непале — белый.

Никому не дано знать, кем ему предстоит возродиться в следующей жизни, может быть кроликом, а может удавом. Или даже королём. Но можно стать деревом. Или даже камнем. Всё зависит от того, как ты прожил прошлую жизнь, какова твоя карма, много ли нагрешил. Потому здесь никто никого не обижает. И не только людей, а и священных коров, и вовсе не священных, но тоже полезных коз, свиней, собак и кур. И даже совсем бесполезных, противных обезьян не обижают.

Непальцы очень радушны, приветливы, доброжелательны, уважительны и терпимы. Произносимое при встрече и расставании традиционное непальское приветствие «Намастэ» в переводе означает «Я приветствую в твоем лице Бога».

Их жизнь сурова, трудна и полна лишений. Но хотя их страна официально признана одной из беднейших в мире, их никак нельзя назвать людьми несчастными. Потому что у них есть великие Гималаи и самобытная многовековая культура, вдохновлённая красотой природы, и создавшая новую красоту вокруг людей и внутри них. И ещё потому их невозможно считать несчастными, что сами непальцы себя несчастными вовсе не ощущают. Они наслаждаются каждым днём своей жизни, радуются каждой минуте и постоянно улыбаются, весело смеются и поют. Смеются и поют, купая детей под водопроводной колонкой, готовя на дымном костре свою скудную пищу. Поют и смеются, шагая с грузом босиком по глубокому снегу через высокий перевал, устраиваясь на ночлег под камнем на леднике, укрываясь лишь звёздным небом. И, обрабатывая землю тяжёлой мотыгой, непальцы смеются и поют...

Возделывание земли в Непале поднято на уровень искусства. В течение многих столетий оно воздействует на лик земли, меняя его неузнаваемо. На горных склонах созданы тысячи тысяч террас и бесчисленное множество каналов для орошения посевов риса. Вся эта огромная работа выполнена примитивной мотыгой — трудолюбие у непальцев потрясающее. Причём земля преобразуется разумно, без нанесения ей вреда. Здесь нет нашей родной гигантомании и гордыни — никто не покоряет природу. Человек и природа сосуществуют в тесном созидательном взаимодействии.

В сухой сезон года тёмно-серые тона террас контрастно выделяются на белом фоне горных вершин, поражая сложной и совершенной ритмической соразмерностью. Потом проливные муссонные дожди заливают окрестности, превращая их в водный ландшафт с множеством маленьких зеркальных озёр, поднимающихся по крутым уступам террас к отражающемуся в них небу. Затем очень скоро появляются всходы риса, похожие издалека на светлый мох. Они заполняют всё великое пространство бесконечным количеством оттенков зелёного цвета. Наконец наступает пора созревания, и рис приобретает все оттенки пламени — от жёлтого цвета до оранжевого и красного.

И сами непальские посёлки, построенные из естественных природных материалов, меняют свой облик от сезона к сезону, всегда сохраняя гармонию с окружающим пейзажем.

Очень многие непальцы — мужчины, женщины и даже маленькие дети — заядлые курильщики. Бывает, что расплакавшегося грудного младенца мать успокаивает, сунув ему в ротик дымящуюся сигарету.

Главное среди ежедневных детских занятий — помощь матерям в обеспечении семьи водой, сбор топлива для костра и сбор корма для скота.

Лишь после того, как сделаны запасы воды, дров и кормов, начинается приготовление завтрака. Это сугубо женское дело. Часто завтракать семья садится уже в полдень. Первыми еду получают мужчины, затем мальчики, лишь потом женщины и девочки. Хозяйка ест после всех.

Горячую пищу готовят лишь утром и вечером. Днём ограничиваются жареной кукурузой и пивом из проса.

Мытьё посуды опять-таки сугубо женская обязанность. В качестве моющих средств используются зола из костра и мокрый песок.

У мужчин свои дела. В зависимости от сезона они пашут, сеют, пропалывают, пересаживают рассаду, убирают урожай и готовят его для хранения, строят, кроют крыши, сооружают загоны, делают ограды, плетут корзины и маты, торгуют. Торгуются непальцы вдохновенно. Если покупатель не торгуется, то продавец недоволен.

Вечером опять нужно принести воду и дрова. А после ужина, когда посуда вымыта, взрослые и дети усаживаются вокруг огня, курят, беседуют, смеются и поют, пока их не сморит сон.

Долины и горы Непала заселены уже несколько тысячелетий. Многие народы «первопоселенцы» живут здесь до сих пор: невари, таманги, гурунги, магари, лимбу, рай. Благодаря постоянной миграции из Тибета и Индии население страны представляет собой сложную мозаику рас, культур, каст, языков.

В самой большой долине Непала Катманду уже много столетий живёт многочисленная народность — невари. Они не только земледельцы и животноводы, но и резчики по камню, по металлу и кости, прекрасные зодчие. Бесчисленные архитектурные и скульптурные памятники — истинные шедевры в Катманду, Патане, Бхактапуре, Нагаркоте сделаны их руками. Именно они создали пагоду, ставшую архитектурным символом всей Юго-Восточной Азии.

Не менее знамениты гуркхи. Они зарекомендовали себя потрясающе мужественными воинами. Во время войны 1814—1816 года они настолько поразили англичан своим воинским искусством и бесстрашием, что те, после победы над Непалом, стали рекрутировать его стойких защитников в свою армию. До сей поры сдача в наём солдат-гуркхов приносит Непалу ежегодно тридцать миллионов долларов.

Гуркхи прославились не только на полях сражений, но и в горах — именно им принадлежит слава первовосходителей на многие вершины. И не только в Гималаях. В 1894 году два британских солдата — гуркхи Амор Сингх и Кхарбир Буратоки прошли по Альпам горный маршрут протяжённостью тысяча шестьсот километров, преодолев 39 перевалов и взойдя на 21 вершину. В Швейцарии одну из гор, на которую совершили первовосхождение, они назвали пиком Гуркха. Позже, уже в начале 20 века, в 1907 году именно Кхарбир Буратоки вместе с англичанами Лонгстаффом и двумя братьями Брокерель впервые в мире вступил на вершину высотой более семи тысяч метров — пик Трисул в Гималаях (7123). В общем, не случайно любимое оружие гуркхов — грозный боевой нож «кукри» стал, фактически, национальным символом Непала и самым популярным сувениром.

Из всех каст, племён и народностей, обитающих в Непале, альпинистам чаще всего приходится общаться с шерпами. Это монголоидная раса. Шер-па — «люди с востока» — ближайшие родственники тибетцев. Они широкоскулы, узкоглазы. Это одна из народностей этнической группы бхотия, населяющей район Высоких Гималаев, прилегающий к Китаю. Около четырёх столетий тому назад перешли шерпы из Тибета на южный склон Гималайского хребта и живут здесь в небольших селениях, расположенных на высотах от трёх до четырёх с половиной тысяч метров. Там, где обитают шерпы, в верховьях рек Имджа-Кхола, Арун-Кхола, Бхотеко-Си и моей однофамилицы – реки Дудко-Си, зимой выпадает до двух с половиной метров снега, свирепствуют бураны, мороз достигает тридцати градусов. Потому зимой шерпы из своих высокогорных посёлков спускаются пониже, пережидая стужу и метели в долинах.

В суровом климате Гималаев — причина того, что шерпы всегда занимались в основном скотоводством и торговлей. Но и скромное земледелие у них есть. Пшеница даёт урожай на высоте до трёх тысяч метров, ячмень и картофель — до четырёх тысяч двухсот метров.

Шерпы разводят яков — самых выносливых из вьючных животных. Без них жизнь людей в горах была бы немыслима.

Тенцинг Норгей в своей книге «Тигр снегов» писал: «Як основа существования всех жителей Гималайского высокогорья. Он даёт почти всё необходимое для того, чтобы накормить человека и согреть его: шерсть для одежды, кожу для обуви, навоз для топлива, молоко, масло и сыр для питания, а иногда даже и мясо — хотя мне, возможно, не следовало говорить об этом, потому что более строгие буддисты осудят нас». Используются и кишки животных — из них изготавливают чрезвычайно прочные, не намокающие верёвки. А из костей и рогов делают украшения и всевозможные поделки.

И вспаханные террасные поля на крутых склонах тоже результат труда яков. Ну и, конечно, лишь яки способны проходить с грузом через снежные перевалы высотой более пяти тысяч метров. Но, к слову сказать, и страшные же они, эти яки, жуткие, в своей угрюмой могучести. Встречаться с ними, остророгими, на тропе очень неприятно. Испытываешь сильную тревогу и внутреннее напряжение.

У шерпов нет фамилий в нашем понимании. Их ребёнок получает имя не по какой-либо связи с отцовским именем, а по названию дня недели, когда родился. Дава — понедельник, Мингма — вторник, Пасанг — пятница... Часто к имени добавляют слово «Анг», что значит парень. Позже можно имя изменить без особых формальностей.

Шерпы — горцы. Правильнее сказать – высокогорцы. Суровый климат и скудная природа высокогорья наложили чёткий отпечаток на уклад жизни этих людей, на их характер и даже на их физиологию. Они бесстрашны на горной крутизне, неутомимы и почти неподвержены гипоксии — воздействию кислородной недостаточности. С первых альпинистских экспедиций в Гималаи шерпы зарекомендовали себя несравненными и бесценными помощниками восходителей. И ныне они успешно работают в экспедициях высотными носильщиками, получая зарплату и ещё дополнительно специальные премии, которые увеличиваются со сложностью и высотой маршрута, с весом поднимаемых грузов.

Руководит работой шерпов сирдар. Это опытный человек, имеющий хорошую репутацию у местного населения и у официальных властей. Он обязательно грамотен, свободно говорит по-английски и, конечно, обязательно высококлассный альпинист. Он нанимает портеров и высотных носильщиков, управляет караваном, отвечает за график движения, за дисциплину, за сохранность экспедиционных грузов. Работа напряжённая, трудная, ответственная и, в здешних местах, очень почётная.

Многие сирдары воистину легендарны, прославлены в истории Гималайских экспедиций. Шерпа Тенцинг Норгей обрёл всемирную известность после того, как вместе с сэром Эдмундом Хиллари впервые в мире взошёл на Эверест в составе британской экспедиции в 1953 году. Шерпа Наванг Гонбу стал первым человеком, побывавшим на высочайшей вершине планеты дважды — в 1963 году с американцами и в 1965 году в составе индийской экспедиции. Шерпа Анг Фу впервые поднялся на Эверест дважды по разным маршрутам — в 1978 году с австрийской экспедицией с Южного седла, и в 1979 году с югославами по Западному гребню. А шерпа Мингма в 1982 году стал первым в мире человеком, побывавшим на вершине Эвереста трижды.

Поднимаясь в Гималаи, мы за две недели пересекли Непал с юга на север. От высоты четыреста пятьдесят семь метров в посёлке Тумлингтар до Базового лагеря у подножия Макалу на высоте 5700. От субтропиков до вечных снегов. При этом наблюдали жизнь непальцев, находясь в самой гуще этой жизни.

Конечно, наш цивилизованный быт богаче, комфортнее, сытнее, разнообразнее. И, конечно, для многих гораздо интереснее. Но жизнь непальцев проще, бесхитростнее и спокойнее. И, если вам понятно о чём я говорю, то поверьте, что я им завидую. Здесь осознаёшь, — чтобы быть уверенным, спокойным и весёлым вовсе не обязательно иметь много денег.

Но горечь и радость, знание и неведение, осознание и ощущение - у каждого человека абсолютно индивидуальны и неповторимы. Каждый понимает мир посвоему. И каждый прав.

Красота древней самобытной культуры Непала восхищает. Убогость и нищета жизни поражают. Трудолюбие, доброжелательность и жизнерадостность, жизнестойкость и высокое собственное достоинство людей рождают к ним глубокое уважение. Мы, в своей цивилизованной жизни, лишь теоретически знаем, что нельзя быть добрым и злым одновременно — добрым для одних и злым для других. Непальцы не раздваиваются. Они действительно искренне добры для всех. И постоянно устремлены вверх — по своим горным тропам, по своей религии, по жизни, по судьбе.

...Вращаются молельные барабаны и трепещут флаги, вознося к небесам мантры. «Ом мани падмэ хум!» — «О, божество в цветке лотоса!»— так звучит буддистская молитва.

 

 

Кто есть кто: Гималаи

 

Влачился день по выжженным лугам.

Струился зной. Хребтов синели стены.

Шли облака, взметая клочья пены

На горный кряж. (Доступный чьим ногам?)

 

М. Волошин.

 

Непал расположен на южных склонах Главного Гималайского хребта. Отделяя Декан и Индо-Гангскую низменность от Тибетского нагорья, Гималайская горная система протянулась в широтном направлении на две тысячи километров. Это не так уж и много — по длине Гималаи не превышают Тянь-Шань и почти в четыре раза короче Анд. Но, по высоте, Главный Гималайский хребет не имеет себе равных. В переводе с санскрита название «Гималаи» означает «Обитель снегов».

Высочайшая вершина высочайшего хребта — Эверест. По-тибетски — Джомолунгма — «Богиня-мать Земли». По-непальски — Сагарматха — «Небесная вершина». Существует ещё несколько переводов названия: «Богиня-мать ветров», «Богиня-мать Вселенной», «Гора такая высокая, что через неё ни одна птица не может перелететь». Это самая высокая гора на Земле, её высота восемь тысяч восемьсот сорок восемь метров над уровнем моря.

Сэр Джордж Эверест (1790—1866 гг.) — британский генерал - военный инженер, топограф, географ, исследователь. С 1818 года участвовал в проведении топографических съёмок на протяжённом отрезке меридиональной дуги в Индостане. Опубликовал большой подробный отчёт об итогах этой сложной, важной работы. С 1830 по 1843 год возглавлял Геодезическую службу Индии. Самоотверженный и мужественный труд Джорджа Эвереста высоко оценили современники: он был избран членом ряда национальных академий наук, многих научных обществ, а в 1856 году его имя было присвоено высочайшей вершине планеты.

Парадоксально, но факт: грандиозный Гималайский хребет не является водораздельным. Реки здесь текут в сторону более высоких гор и рассекают их. Феномен объясняется относительной молодостью Гималаев. Русла непальских рек более древни, чем горы. Реки текли с Тибетского нагорья на юг к Индийскому океану ещё до начала поднятия Гималайского хребта. И, в процессе тектонического вздымания горных масс, реки успевали их размывать, углубляя свои долины, постепенно превращая их в глубокие каньоны с отвесными стенами.

Считается, что миллионы лет тому назад на месте нынешних Гималаев и Тибета плескалось море. Поверить в это трудно, но приходится – мы с Эдиком Гончаровым находили в Тибете, по пути к Эвересту, древние окаменелые морские ракушки. Гималайский хребет возник в результате надвига друг на друга материковых платформ: одной со стороны Индии, другой — со стороны Китая. Тибетское плато оказалось севернее этого поднятия. Нынешние тибетские озёра — остатки древнего моря, вот почему они солёные. Встречное движение материковых платформ ещё не закончилось, Гималаи продолжают расти, поднимаются всё выше и здесь часты землетрясения. Даже слабые сейсмические толчки, совсем не заметные внизу, на высоте опасны камнепадами, лавинами, обвалами льда, фирна, падением карнизов и сераков.

Муссонные ветры бушуют здесь с мая по сентябрь, налетая на Гималаи с юго-востока. Они несут колоссальную массу влаги, которая на долины выливается ливнями, а на горы выпадает обильными снегопадами. Но высота снеговой линии здесь выше, чем в Альпах, в Саянах, на Кавказе, Тянь-Шане, Памире. Она колеблется в пределах 4500—5000 метров, повышаясь в районе Эвереста до 6000. Стена Гималаев является естественным барьером на пути муссонных ветров на север. Потому Тибетское нагорье представляет собой суровую безводную пустыню, исхлёстанную свирепыми ветрами, врывающимися сюда сквозь гималайские седловины.

Климатические особенности определяют здешнюю флору и фауну. На северных склонах растительность скудна и животных мало. Но на склонах, обращённых к югу, животный мир богат и разнообразен, и растений насчитывается почти 22 тысячи видов. Южные склоны Высоких Гималаев покрыты джунглями. На высоте 2500—3600 метров множество рододендронов. Они цветут с февраля по май. У нас рододендрон – низкорослый кустарник. А здесь – полноценное дерево. Рододендроновые деревья часто покрывают целые склоны, образуя цветущий лес. Каждое дерево похоже на гигантский букет красного, розового или белого цвета.

Рододендрон — Лали Гурас — национальный цветок Непала. Его изображение входит в государственную эмблему, его силуэт присутствует на монетах, марках, конвертах и открытках. Цветы рододендрона используются для религиозных ритуалов и при свадебных обрядах.

А выше рододендронов – по склонам россыпи эдельвейсов. В Европе эдельвейс считается одним из редчайших цветов и внесён в международную «Красную книгу». У нас на Тянь-Шане по эдельвейсам пасутся коровы. На южных склонах Гималаев эдельвейсов множество, здесь они покрывают долины сплошным ковром.

Почти все высочайшие горы планеты находятся в Гималаях. Здесь место стыка Земли с Космосом, здесь сильнейшая положительная энергетика. Здесь место физических и духовных путей величайшей трудности, место проявления высочайшего мужества и отваги, выносливости и увлечённости.

Первое альпинистское восхождение в Гималаях состоялось в 1818 году. Группа англичан под руководством Д. Джерарда поднялась на вершину высотой 5916 метров.

В начале второй половины 19 века, во время геодезических работ, британскими военными топографами совершено 37 восхождений на вершины, превышающие 6000 метров.

Имеются неподтвержденные сведения, что первое восхождение на семитысячник было совершено группой британских военнослужащих-гуркхов и офицером-англичанином из состава Военно-топографической службы Индии, ещё в шестидесятых годах 19 века. С целью установки на вершине геодезического знака, они поднялись на пик Шиллу (7025), одну из вершин Пенджабских Гималаев.

В этот период предпринимаются и первые попытки восхождений на восьмитысячники. В 1892 году английская экспедиция во главе с М. Конвеем провела разведку и наметила путь восхождения на гору

К2 - Чогори (8611) в Каракоруме — вторую вершину мира. В 1902 году сюда прибыла международная экспедиция во главе с О. Эккенштейном. Восходители из Англии, Швейцарии и Австрии, предприняв попытку подъёма на К2 по Юго-Западному гребню, сумели достичь высоты 6000. При этом обе экспедиции обследовали также пути возможных восхождений на расположенный рядом Броуд-Пик (8047). В 1895 году английская экспедиция, возглавляемая А. Муммери, пыталась взойти на Нангапарбат (8125) и достигла высоты 6100. Следующая английская экспедиция, руководимая Д. Фрешфильдом, нацелилась на Канченджангу (8583) по Северо-Восточному гребню но, несмотря на героические усилия, отступила перед непреодолимыми трудностями.

Первая зарегистрированная победа над семитысячником отмечалась в 1907 году, через 120 лет после возникновения альпинизма — известный британский восходитель Том Лонгстафф с опытными альпийскими гидами братьями А. и Х. Брохерель и с местным проводником гуркхом Карбиром Буратоки взошли на пик Трисул (7123). Они открыли эпоху великих гималайских восхождений 20 века. С этого момента и началась, собственно, борьба за восьмитысячники. Её история насчитывает более ста экспедиций, окончившихся безрезультатно. Многие из них, к сожалению, завершились трагически. Наибольшего успеха добились британцы на Эвересте. В 1924 году Джордж Меллори и Эндрю Ирвин достигли на нём высоты более 8600, а Е. Нортон — 8565. В 1933 году П. Уин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит также поднялись на Эвересте до высоты 8565. Восьмикилометровая высотная отметка была преодолена уже не раз, но ни один из штурмов не приводил пока восходителей на вершину восьмикилометровой горы.

Лишь в 1950 году удалось победить первый восьмитысячник. На вершину Аннапурна (8078) взошли французские альпинисты Морис Эрцог и Луи Ляшеналь. Великое это достижение потребовало от них колоссальных усилий и огромных страданий. За счастье осуществления давней мечты всех альпинистов Земли, французы заплатили жестокими обморожениями и ампутациями.

В 1953 году участники британской экспедиции, руководимой полковником Джоном Хантом, новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей взошли на Эверест (8848). В этом же году австриец Герман Буль в одиночку взошёл на Нангапарбат (8125).

В 1954 году итальянцы А. Компаньоне и Л. Лачеделли достигли вершины К2 - Чогори (8611). А члены австрийской экспедиции Г. Тихий, С. Йохлер и шерпа Пасанг Дава Лама поднялись на Чо - Ойю (8189).

И в 1955 году две экспедиции добились успеха. Французские альпинисты под руководством Жака Франко стали победителями Макалу (8463), причём на вершину взошли девять человек: Ж. Кюзи, Л. Террай, Ж. Франко, Г. Маньон, шерпа Гиальцен Норбу, Ж. Бувье, С. Купэ, П. Леру, А. Виалат. А участники руководимой Чарльзом Эвансом британской команды, Г. Бенди, Д. Браун, Н. Харди и Т. Стречел победили Главную вершину Канченджанги (8597).

Стремление восходить на восьмитысячники всё нарастало. В 1956 году на милость победителей сдались уже несколько гигантских вершин. Швейцарцы Э. Рейсс и Ф. Лухсингер взошли на Лхоцзе (8511), а их соотечественники и товарищи по экспедиции Э. Шмид, Ю. Мармет, А. Рейст и Г. Гунтен повторили восхождение на Эверест с Южного седла. Упорные японские альпинисты в четвертый раз штурмовали Манаслу (8156), и на этот раз добились успеха: на вершину поднялись Т. Иманиси, К. Като, М. Хингета и шерпа Гиальцен Норбу. В это же время австрийцы Ф. Моравец, С. Ларх и Х. Вилленпарт достигли вершины каракорумского гиганта Гашербрум-2 (8035).

В 1957 году австрийские восходители М. Шмук, К. Димбергер, Ф. Винтершталлер и Г. Буль победили Главную вершину Броуд - Пика (8047).

В 1958 году наконец-то добились успеха и американцы, уже давно включившиеся в борьбу за восьмитысячник. На каракорумскую вершину Гашербрум-1 (Хидден-пик) (8068) взошли П. Шенинг и А. Кауфман.

В 1960 году большого успеха добились швейцарские альпинисты А. Шельберт, Е. Фурер, П. Диннер, К. Димбергер, М. Ваушер, Н. Вебер и шерпы Ньима Дорье и Наванг Дорье, взошедшие на пик Дхаулагири (8172). Он сопротивлялся атакам восходителей 10 лет.

В 1964 году многолюдная китайская экспедиция в количестве 195 человек штурмовала последний непобеждённый восьмитысячник Шиша-Пангма (Гозаинтан) (8013). Десяти восходителям ценой неимоверных усилий удалось достичь вершины.

Так за 15 лет, со дня первого восхождения на гору такой высоты, все восьмитысячники планеты оказались побеждёнными. На некоторые из них за это время было совершено несколько восхождений. Напряжённая борьба за их достижение оказалась длительной — на покорение четырнадцати высочайших вершин Земли потребовалось более 70 лет, считая с экспедиции М. Конвея. Обморожениями, травмами, увечьями, болезнями и десятками жизней самых сильных и смелых людей заплатило человечество за выход на Крышу Мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: