ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .




Институт педагогики

Кафедра специального дефектологического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Специальная психология»

на тему «Психологические особенности дошкольников с ЗПР»

Выполнил:

студент 2 курса, гр. О-СДО-20/1А

Дмитриева София Антоновна

Научный руководитель:

Ассистент кафедры специального дефектологического образования

Савенкова Юлия Яковлевна

Дата защиты 27 мая 2022года

Оценка ___________________ Подпись руководителя_ _____

 

Донецк – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………...6

1.1. История изучения.......................................... 6

1.2. Причины задержки психического развития...................... 9

1.3. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития.......................................................................... 12

1.4. Задержка психического развития соматогенного происхождения...21

1.5. Задержка психического развития психогенного происхождения........... 21

1.6. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. 23

1.7. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний.................................................................................... 24

2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ........................ 29

2.1. Методы и методики диагностики детей с ЗПР………………………….31

2.1.1 Психолого-педагогические характеристики на троих детей дошкольников…………………………………………………………………..32

2.1.2 Диагностические методики для психолого-педагогического изучения детей с ЗПР……………………………………………………………40

2.2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР…………………..41

2.2.1 Подбор методик, которые можно провести, ориентируясь на характеристики детей с аргументацией выбора методик…………………..43

ВЫВОДЫ......................................................................................................47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................50 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................54

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза.

В конце XX века специальная психология и педагогика располагают рядом исследовании, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР: памяти (Н.Г. Лутопян, 1977; В.Л. Подобед, 1981; Н.Г. Поддубная, 1975); речи (Ш.О. Борякова, 1983; В.И. Лубовский, 1978; Е.С. Слепович, 1978); мышления (С.А. Домишкевич, 1987; Т.В. Егорова, 1975; И.А. Коробейников, 1980; Т.А. Стрекалова, 1982); игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1990); учебной деятельности (Г.И. Жаренкова, 1975; С.Г. Шевченко, 1994); личности (Е.Н. Васильева, 1994; Е.Е. Дмитриева, 1990; Г.Н. Ефремова, 1997). И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжает оставаться мало разработанным.

Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития изучались недостаточно. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Однако мы не можем сказать, что эта научная область обладает меньшей важностью, чем вышеперечисленные. Эмоциональная сфера формируется не сама по себе, она затрагивает волевую сферу, а вместе с ней когнитивную и личностную. Эмоционально незрелого ребенка сложно научить игровым действиям со сверстниками, его сложно усадить за парту и быть активным на протяжении всего урока.

Причиной задержки психического развития является не тотальное недоразвитие мозговых структур, а лишь их более позднее созревание. Таким образом, мы можем сказать, что все психические функции у таких детей находятся в рабочем состоянии, их особенность - несоответствие возрасту - задержка. В большинстве случаев такие дети с помощью правильно выстроенной коррекционной работы могут догнать своих сверстников.

Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития, по мнению В.И. Лубовского, “важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания”.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Но, не смотря на это, проблема задержки психического развития и трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод и структуру изучения данной проблемы.

Цель: Изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Объектом данной работы является задержка психического развития

Предмет: психологические особенности детей с задержкой психического развития.

Задачи:

раскрытие сущности основных понятий;

выявление состояния вопроса о задержке психического развития в литературе;

формулировка вывода, опираясь на теоретический анализ литературы.

Метод: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме.

Гипотеза: Если дети дошкольного возраста имеют задержку психического развития, то они обладают специфическими особенностями эмоциональной сферы.

 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

История изучения

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 - 1910 гг. Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости.

ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Комплексное изучение детей с ЗПР сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и С.Г. Шевченко, а также др. исследователями: Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др, показало, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен приём и переработка информации.

Причины неусᴨȇваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими ᴨедагогами и психологами, такими как: М.А. Данилов, В.И. Зыков, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А Смирнов, Л.С. Смирнов. В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучение, в крайней своей форме выступающая как социальная и ᴨȇдагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный ᴨȇриод; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

Изучение детей с ЗПР началось в конце 50-х в начале 60-х годов. В 50 - 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер,ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

Начиная с 1965-1967 г.г. велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости школьников в специальной педагогике. Многие исследователи констатируют связь между ЗПР и резидуальными (остаточными) состояниями после ᴨȇренесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Слабо выраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению. Последнее понятие включает физическую, физиологическую и психологическую готовность детей к осуществлению новой по отношению к ᴨȇриоду дошкольного детства деятельности

Симпсон, сужая данную группу, описала клинику психического инфантилизма и отметила, что, кроме незрелости эмоционально-волевой сферы, у таких детей обнаруживается и некоторое отставание в развитии познавательных способностей (не достигающее степени олигофрении), внимания, памяти, что создает им определенные трудности при обучении в школе. Впоследствии клинические представления о данных состояниях углублялись и уточнялись в работах А. Ф. Мельниковой, Г. Е. Сухаревой, И. А. Юрковой, М. С. Певзнер и др. Позднее это направление исследований плодотворно развивалось в работах К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской и др.

Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребёнка, как основную и важную цель. Сегодня его идеи сохраняют свою актуальность и приобретают всё большее значение.

В 70-е годы родилось новое направление в специальной психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с ЗПР.

В 1981г. Появляется особый тип школ для детей с задержкой психического развития.

Необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена нуждами педагогической практики

К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической природе ЗПР школьники, обучающиеся в специальных коррекционных школах для детей с ЗПР или в классах выравнивания в общеобразовательной школе, могут успешно освоить общеобразовательный стандарт в объёме неполной средней школы и продлить обучение после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее профессиональное образование.

Ю.А. Разенкова – специальный педагог разработала пути коррекционной работы с детьми первого года жизни группы риска в условиях Дома ребёнка. Приезжала в г. Хабаровск центр реабилитации.

Под руководством С.Г. Шевченко ведётся работа по раннему выявлению ЗПР у детей и проведение с ними коррекционно-развивающих занятий по специально разработанным программам в специальных дошкольных учреждениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: