Индивидуальные:
1. Цель занятия:
Создание положительного эмоционального настроя на труд, снятие эмоционального напряжения.
Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятии.
2. Цель занятия:
Создание положительного эмоционального настроя.
Развитие логического и образного мышления, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики и координации движений.
Формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
3. Цель занятия:
Развитие эмоционально-волевой сферы и общих интеллектуальных способностей ребенка.
Развитие умения ребенка логически и грамматически правильно рассуждать и высказывать свои мысли, формировать элементарные образные представления об окружающем мире, развитие мелкой моторики руки.
Подрупповые:
1. Тема: закрепление представлений о форме предметов на материале учебной темы «Квадрат. Треугольник. Круг».
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг), их свойствах.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие зрительно-тактильного восприятия.
• Развитие слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти.
• Развитие мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение).
• Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
• Закрепление навыков произвольного поведения на занятии.
2. Тема: «Фрукты».
Тип занятия: подгрупповое развивающее
Цель: Закрепить представления ребенка о фруктах.
Задачи: коррекционные, обучающие, развивающие.
Коррекционно-образовательные: расширение, активизация словарного запаса, закрепление счета в пределах 5, закрепление обобщающего понятия «Фрукты».
Коррекционно-обучающие: Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Коррекционно-развивающие: развивать различные виды памяти (слуховую, зрительную, вкусовую). Продолжать развивать логическое мышление.
Материал: демонстрационные картинки (груша, яблоко, киви, банан, лимон), свежие фрукты, тарелочка с нарезанными фруктами, тарелочка с нарисованными фруктами.
Словарная работа: груша, яблоко, банан, киви, лимон, фрукты, кислый, сладкий, желтый, красный, зеленый.
3. Тема: «Обувь».
Цель: Продолжать формировать представление об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года, погодных условий, возраста, пола человека. Учить ухаживать за обувью.
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- расширять, уточнять и систематизировать представления об обуви, уточнить понятие «обувь»; познакомить с деталями обуви; учить ухаживать за обувью;
- продолжать учить выделять лишний предмет;
- развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; улучшать координацию движений обеих рук
Речевые задачи:
- пополнять активный словарь за счет усвоения названий обуви и её деталей, их сезонной принадлежности, названий действий с обувью;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитательные задачи:
- учить действовать по очереди, выслушивать педагога и детей до конца, не перебивать;
- продолжать формировать простые навыки опрятности;
- вызывать интерес и любопытство к окружающей среде.
Оборудование: детали костюма Бабы-Яги, картинки с изображением обуви, разрезные картинки по количеству детей, мешок, обувь (по возможности – сапог на молнии, туфля на каблуке, сандалия с «липучкой», ботинок с шнуровкой). Клеёнка, ведро или таз с водой, бутылка с водой, губки, щётки, тряпки, фартуки и перчатки по количеству детей.
Групповые коррекционно-развивающих занятия:
Занятие №1
Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей.
Занятие №2
Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.
Занятие №3
Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально-выразительных движений.
См. Приложение 2.
ВЫВОДЫ
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
- причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.
В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднознач- но складывается формирование социально зрелой личности.
В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР.
Многочисленные исследования показали, что дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.
Отмечается отставание в речевом развитии.
У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Таким образом, коррекционная работа по преодолению ЗПР в условиях ДОУ оказывается более эффективной, чем в условиях школы. Преодоление ЗПР у детей до поступления в школу позволит снять проблему школьной дезадаптации.
Для детей с задержкой психического развития создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7 вида.
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода.
Список литературы
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // - М.: Начальная школа. - 1997. № 6, с. 60-64.
2. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // - М.: Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2.
3. Венгер М. А. Диагностика умственного развития дошкольников. / М.А. Венгер. //– М.: Педагогика, 1978. – 248 с
4. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. // – М., Просвещение, 1973. – 175 С.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. // - М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии.// - СПб., Союз, 1997. – 140 с.
7. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколов// – М., Просвещение, 1986. – 72 с.
8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики, учебные пособия для студентов высших педагогических заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева // – М.: Академия, 2004. – 272с.
9. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, В. А. Шипициной // – М., Просвещение, 1984. – 47 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. //- М.: Аркти, 2001. - 224 с.
11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сборник научных трудов / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер// – М.: НИИ ОПП, 1981. – 157 с.
12. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная // – М.: Просвещение, 1988. – 94 с.
13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. // – М.: Творческий Центр Сфера, 2007. – 126 с.
14. Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. – Л.: Медицина. – 1982. – 224 с.
15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В. В. Ковалев.// - М.: Медицина, 1985. - 286 с.
16. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики // Народное образование, 2007. – № 8. – С. 184 – 192.
17. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития /Г. П. Бертынь, З М. Дунаева, К. С. Лебединская и др./ Под ред. К. С. Лебединской.// - М.: Педагогика, 1982. - 127 с.
18. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.
19. Лубовский В.И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский и др.; / под ред. В. И. Лубовского. - 3-е изд., стер.// - М.: Academia, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат). – 460 с.
20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика)// - М., Компенс-центр, 1993. — 198 с.
21. Марковская И.Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза // Дефектология. - 1993. - № 1.
22. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // - М.: АПН СССР, 1991. - 160 с.
23. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика/ Е. М. Мастюкова.// - М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - 303 с.
24. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов./ В. Б. Никишина.// - М.: ВЛАДОС, 2003 (Великолук. гор. тип.). - 126 с
25. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. //- Ярославль, Междунар. Акад. Психол. Наук, 2000. – 200с.
26. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. //М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.
28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
29. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР/ Метод. пособие / Н. П. Подъячева, Л. Н. Панкина; Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - 119 с.
30. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 2.
31. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.
32. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития//- М.: Педагогика, 1990.
33. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР// - Минск: Нар. асвета, 1989. – 62 с.
34. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 6.
35. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3// - М., Медгиз, 1955-1965
36. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1982. - № 4.
28. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР // Дефектология. - 1980.
37. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4.
38.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. // - М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1