Священномученик Ириней Лионский




УЧЕНИЕ СВЩМЧ. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО И СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО О ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫБОГОМ СЛОВОМ В ВОПЛОЩЕНИИ.

 

Переходя к положительному изложению учения Церкви о Воплощении[1], мы рассмотрим для начала один текст. Этот текст был известен архимандриту Илариону (Троицкому), дававшему на него ссылку[2]. Мы говорим о труде профессора И.В. Попова[3] Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. По всей видимости, труд сей сыграл определенную роль в укреплении уверенности архим. Илариона в верности его учения учению Церкви. Но, независимо от того, какова была эта роль, текст проф. Попова должен быть рассмотрен в любом случае, так как рассмотрение его сможет быть нам весьма полезно в дальнейшем изложении православного вероучения о Воплощении.

Итак. В своем сочинении проф. Попов напрямую касается вопросов, составляющих предмет нашего исследования, сосредоточив внимание преимущественно на учении сщмч. Иринея Лионского и свт. Афанасия Александрийского. Автор пишет:

«<…> среди писателей, верных Церкви, скоро возникла сотериологическая теория, в глубине которой лежало не что иное, как факт действительной жизни Церкви — ее духовные дарования. Я разумею учение св. Иринея о спасении, оказавшее большое влияние на св. Афанасия»[4].

 

Священномученик Ириней Лионский

Вот основные черты, которые выделяет проф. Попов в учении сщмч. Иринея:

«В Лице Иисуса Христа Божество и человечество снова соединились. Божественная нетленная природа проникла в смертное тело и истребила в нем смерть. Смертная человеческая природа Иисуса соединилась “с самим нетлением и бессмертием, когда нетление и бессмертие сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием”».

Последствия соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа распростираются на весь человеческий род, потому что Христос есть духовная глава всего человечества. Он возглавил всех людей в Своей человеческой природе и стал в такое же отношение к ним, в каком находится их родоначальник по плоти — Адам. Возглавление (recapitulatio) всех во Христе — одно из самых употребительных выражений св. Иринея. Recapitulatio, recapitulari имеют много значений, но в данном случае эти слова значат “сводить к единству путем краткого повторения”. Так, термином recapitulatio можно было бы назвать краткое обобщение всех мыслей исследования посредством повторения в конце его общих мыслей и результатов. Христос, по учению св. Иринея, возглавил все человечество, повторив в истории Своей земной жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей ее совокупности;

Христос является как бы суммой всего, пережитого человечеством. Евангелист Лука возводит родословие Христово до Адама и перечисляет семьдесят два рода. Так как на земле существует только семьдесят два народа, то родословие по евангелисту Луке показывает, что Спаситель “восстановил в Себе Самом все народы, происшедшие от Адама, и все языки, и весь род человеческий вместе с самим Адамом”»[5].

Далее проф. Попов говорит:

«...участие всех людей в плодах искупления, которые стоят в связи с Богочеловеческой личностью Искупителя и обусловлены соединением в Нем немощной и смертной природы с сверхфизическим Божественным принципом, основано на идее подобия между Христом и всеми людьми. Необходимо отметить здесь, что это подобие не есть генерическое. Плоды искупительной деятельности Христа усвояются верующим не потому, что, как люди, они имеют общие родовые черты с человеком Иисусом, а, напротив, вследствие совпадения обстоятельств жизни Христа с самыми конкретными и индивидуальными подробностями жизни Адама, которые никоим образом не могут входить в состав общего понятия “человек”.

В Лице Иисуса Христа Бог вошел в существенное общение с человеческой природой вообще. Это имеет важные и благодетельные последствия для всех людей»[6].

Нам представляется, что, если бы текст сщмч. Иринея, отсылающий к словам святого евангелиста Луки, был процитирован проф. Поповым полнее, то сам он и свидетельствовал бы о том, что единство человеческого рода во Христе и есть единство генерическое:

«Лука, показывает, что родословие от рождения Господа нашего до Адама содержит семьдесят два, рода, соединяя конец с началом и давая знать, что Он в Себе самом восстановил все народы от Адама распространившиеся и все языки и (весь) род людей вместе с самим Адамом. Посему-то и Адам назван у Павла “образом будущего” (Рим. 5:14), потому что Создатель всего Слово предобразовал в отношении к Себе Самому будущее устроение рода человеческого чрез Сына Божия, так как Бог предопределил, чтобы первый человек душевный был спасен духовным (человеком). Ибо когда предсуществовал Спасающий, надлежало, чтобы произошло и спасаемое, дабы не попусту был Спасающий» (Против ересей, Кн. 3, XXII, 3)[7].

Единство человеческого рода во Христе сщмч. Ириней видит отнюдь не только в «повторении в жизни Христа частных моментов жизни Адама и всего человечества», но Христос «стал в такое же отношение к ним (людям — Авт.), в каком находится их родоначальник по плоти — Адам» в том, как раз, что все люди «имеют общие родовые черты с человеком Иисусом». Сщмч. Ириней — один из тех свв. отцов, которые отчетливо понимают творение ветхого Адама «по образу Божию» как творение его по образу нового Адама — воплотившегося Бога Сына. Господь воплотился от Девы, чтобы показать

«подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы осуществилось написанное в начале: “Человек по подобию и образу Божию” (Быт. 1:26)» (Доказательство апостольской проповеди, 32)[8].

Что здесь имеется в виду? Несколько выше сщмч. Ириней говорит:

«... образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою » (Доказательство апостольской проповеди, 22)[9].

Есть еще несколько мест, из которых сказанное становится совершенно ясно:

«...чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию » (Против ересей, Кн. 5, VI)[10];

«Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотью, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу» (Против ересей, Кн. 5, XVI)[11].

Что касается до «идеи возглавления (recapitulatio)», то надо сказать, что проф. Попов упускает, к сожалению, очень важный момент. Чтобы нам точнее понять мысль святителя, посмотрим, как он говорит об этом «возглавлении». В русском переводе читаем:

«<...> воплотившись и сделавшись человеком, Он снова начал (recapitulavit) длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т. е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» (Против ересей. Кн. 3, XVIII, 1)[12].

Можно было бы перевести здесь recapitulavit и как «возглавил», и как «собрал воедино» (capitulum — еще и «набор новобранцев»). Но как? Каким образом Спаситель собирает человеческий род воедино? Христос, Который, по учению сщмч. Иринея, есть Первообраз Адама, потенциально содержавшего в себе все будущее человечество, так же содержит в Себе род человеческий потенциально, и, воплотившись, дарует ему спасение, однако собирает и спасает не только в смысле «повторения в истории Своей земной жизни всех подробностей жизни Адама» и «жизни каждого из его потомков и истории человечества во всей ее совокупности», но и в смысле восстановления бытия человечества сообразно Первообразу через понесение наказания, предназначенного Адаму и потомкам его, через принесение искупительной жертвы за всех людей:

«Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго » (Против ересей. Кн. 5, XIX, 1)[13];

«<…> чрез сообщение с Собою Господь примирил человека с Богом Отцем, примиряя нас с Собою чрез тело плоти Своей,искупая нас Своею кровью, как Апостол говорит Ефесянам “в Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов ”; и еще им же: “вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христовою”; и еще: “ упразднив вражду плотью Своею, а закон заповедей учением”. И во всем послании Апостол ясно свидетельствует, что мы спасены плотью Господа нашего и Его кровью » (Против ересей. Кн. 5, XIV, 3)[14].

Добавим, проф. Попов не обратил внимания, что идея recapitulatio взята сщмч. Иринеем из Послания св. ап. Павла к Ефессянам, соответствующее место из которого святитель неоднократно цитирует и толкует. Например, сщмч. Ириней говорит о «воплотившемся для нашего спасения» Слове Божием, о

«явлении Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф. 1:10 (recapitulareomnia)) и воскресить всякую плоть всего человечества, <…> да сотворит Он праведный суд о всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также и нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлет в огонь вечный, напротив праведным и святым, соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу» (Против ересей. Кн. 1, X, 1)[15].

Понятно, что «воскрешение всякой плоти человечества» еще не означает спасения. Воскресение наследуют все люди, и утверждение проф. Попова, что «последствия соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа распростираются на весь человеческий род», верно. Однако, сказав, что через принятие наказания за грех первозданного человека Христос его исправляет, сщмч. Ириней в следующей главе уточняет, приводя слова св. ап. Павла, что спасения Господь удостаивает только тех,

«которые повинуются Его заповеди, “возглавляя в себе все небесное и земное”. Под небесным же разумеется духовное, а под земным — домостроительство относительно человеческой природы. Это Он возглавил в Себе...» (Против ересей. Кн. 5, XX, 2)[16].

У сщмч. Иринея есть более эксклюзивистское понимание воскресения: воскресение, которое наследуют только причастники Тела Христова — те, кто, «принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (Против ересей. Кн. 4, XVIII, 5)[17]:

«...истинно Он искупил нас Своею кровью, <…> истинно сделался человеком. возвращая Своему созданию то, что сказано о нем вначале, т. е. что человек сотворен по образу и подобию Божию <…> Господь <…> искупил нас Своею кровью, и чаша Евхаристии <…> есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, <…> есть общение тела Его. <…> Св. Павел в послании к Ефессянам говорит: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30), — говоря это <…> об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нерв и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его. <…> и питаемые от [Евхаристии] тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром дает нетление» (Против ересей. Кн. 5, II, 2-3).

Из сказанного нами представляется правомочным сделать вывод, что, согласно учению сщмч. Иринея Лионского, во Христе собран воедино весь человеческий род как в Первообразе ветхого Адама, что Христос «примиряет нас с Собою чрез тело плоти Своей, искупая нас Своею кровью»,и актуально собирает в Себе принадлежащих Церкви, в которую, впрочем, включена и некоторая часть живших прежде Его воплощения:

«Ибо Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия кесаря уверовали в Него, и Отец оказал Свое помышление не ради ныне только живущих людей, но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним, и желали видеть Христа и слышать Его голос. <…>Ибо как мы были прообразованы и предуказаны в первых, так они отображаются в нас, т. е. в Церкви, и получают награду за свои труды» (Против ересей. Кн. 4, XXII, 2)[18].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: