Плавание вдоль берегов этого района особых трудностей не представляет, так как большинство опасностей находится вблизи них. Район этот хорошо обеспечен зрительными и радиотехническими средствами навигационного оборудования. На побережье имеется много приметных пунктов: вершины гор, замки, башни, церкви и монастыри, многочисленные сооружения в городах и селениях.
Берега описываемого района преимущественно приглубы, особенно в его северной и южной частях. Наиболее отмелы берега Лионского залива и район между устьем реки Эбро и мысом Палос.
Все опасности лежат в небольшом удалении от берегов, причем на значительном протяжении вблизи отдельных участков берега их мало, что дает возможность при благоприятной погоде приближаться к таким местам на расстояние до 1 мили.
Отсутствие удаленных от берега опасностей дает возможность использовать рельеф дна у этих берегов моря для опознания места судна и определения близости берега в плохую видимость, но во многих местах, где большие глубины подходят близко к берегу, это сопряжено с известным риском.
В районе средства навигационного оборудования обеспечивают плавание судов как вдали от берега, так и на подходах к заливам, портам и устьям рек. В нормальную видимость определить место судна можно по маякам, светящим и несветящим знакам. Для ориентировки в ограниченную видимость в некоторых местах имеются звукосигнальные установки.
При плавании вдали от берегов для определения места можно использовать спутниковые навигационные системы, радионавигационные системы, морские радиомаяки и радиолокационные маяки-ответчики.
Плавучими средствами навигационного оборудования могут ограждаться выступающие от берега отмели, банки и затонувшие суда, а также фарватеры, ведущие к портам и гаваням, расположенным в этом районе.
|
Непосредственно вблизи берегов Франции установлены знаки, ограждающие устричные садки, районы купания, зоны, предназначенные для быстроходных плавсредств. Эти знаки (иногда временные) не всегда показаны на картах.
В районе имеются многочисленные районы боевой подготовки, а также районы, опасные от мин, запретные для плавания, лова рыбы и постановки на якорь, районы затопления взрывчатых веществ и глубинных бомб, районы свалки грунта, морские заповедники.
У французского побережья описываемого района для судов, перевозящих углеводороды и другие опасные грузы, установлены фарватеры, системы разделения движения и районы регулируемого плавания.
Гибралтарский пролив.
Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном; длина его 32 мили. Ширина восточного входа в пролив 13 миль, а западного 24 мили. Самое узкое место пролива шириной 7.8 мили находится в его восточной части между мысами Оливерос и Сирес.
Рельеф обоих берегов пролива гористый. На северном его берегу горные цепи простираются перпендикулярно его береговой черте, а на южном - перпендикулярно ей. В северный берег моря вдается бухта Альхесирас, а в южный берег - Сеутская и Танжерская бухта. Остальные бухты пролива важного значения не имеют.
Гибралтарский пролив глубок и, если не считать отмелей и банок, лежащих в пределах изобаты 50 м, чист от опасностей. Глубины в проливеуменьшаются с востока на запад. Приблизительно посредине пролива проходит глубокая ложбина, выходящая в Средиземное море. Грунт в глубоководной части моря преимущественно скала, коралл и ракушка; в обоих входах в пролив встречается песок. На отмели, окаймляющей берега пролива, разбросано много надводных и подводных скал; мористее отмели также имеются опасности, причем большинство их лежит у северного берега пролива.
|
В Гибралтарском проливе преобладают западные и восточные ветры. Западные ветры, как правило, приносят с собой облака, дождь и туман, при восточных ветрах погода обычно ясная. Весной и осенью иногда одновременно наблюдаются ветры противоположных направлений. Такие ветры часто сопровождаются грозами, ливневыми дождями, а временами даже смерчами. Сила ветра в различных частях пролива неодинакова.
Штормовые ветры в проливе бывают как западными, так и восточными. В Гибралтарском проливе наблюдаются постоянные, ветровые и приливные течения. На поверхности постоянное течение направлено из Атлантического океана в Средиземное море. В тоже время на глубинах это течение несет воды Средиземного моря в Атлантический океан. Сильные ветры, особенно западные и восточные, Вызывают в проливе ветровые течения. Приливное течение в проливе направлено на восток, а отливное на - запад.
Атлантический океан:
Атлантический океан- это часть Мирового океана, расположенный между Европой, Африкой, Северной и Южной Америками. Протяженность по меридиану (более 8 тыс. миль) более чем в 3 раза больше средней протяженности по параллели.
|
Атлантический океан имеет общую площадь с морями 91,6 км. Западные берега низки, образованы аллювиальными отложениями. Атлантический океан наиболее узок в экваториальной части- 2830 км.
Преобладающие глубины в Атлантическом океане 3-6 км. Наибольшая глубина 8742 м в желобе Пуэрто-Рико (близ Больших Антильских островов). Климат определяется взаимодействием 4 основных климатических центров действия атмосферы Азовского антициклона, Южно-Атлантического антициклона.
Туманы характерны для районов, где встречаются теплые и холодные течения. Приносимая северо-восточным пассатом пыль из Сахары часто вызывает пылевые бури, которые затрудняют навигацию.
Из природных условий, оказывающих значительное воздействие на судоходство, следует отметить: тропические ураганы, возникающие с июня по октябрь в тропической зоне 20° С.Ш. и 20° Ю.Ш.; частые и густые туманы с повторяемостью 10-20% в районах острова Ньюфаундленда и у входа в залив Ла-Плата.
Бискайский залив:
Северо-восточный и восточный берега Бискайского залива невысокие, песчаные и местами поросли лесом. Берега однообразны, приметных пунктов на них почти нет. Между мысом Пенмарк и рекой Жиронда в северо-восточный берег Бискайского залива вдается много заливов и бухт. Берега Бискайского залива окаймлены материковой отмелью с глубинами менее 200 м. Ширина этой отмели у северо-восточного берега залива 60 -90 миль, у южного берега 5 - 35 миль. Мористее кромки материковой отмели возрастают и посредине залива они более 5000 м. Между мысом Пенмарк и рекой Жиронда рельеф дна на прибрежной отмели с глубинами менее 20 м неровный. Полоса мелководья со множеством опасных скал и банок достигает здесь ширины 15 миль, вблизи берега грунт-песок.
В Бискайском заливе имеется несколько бывших опасных от мин районов, открытых для надводной навигации, но опасных для подводного плавания, траления и остановки на якорь.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Бискайском заливе неблагоприятны с октября по март. В этот период наблюдается пасмурная дождливая погода, часты сильные ветры и штормы, вызывающие в заливе сильное волнение. Вследствие штормовой деятельности и сильного волнения, особенно с декабря по февраль, многие небольшие порты бывают закрыты для эксплуатации судов, а в открытой части залива прекращается навигация. С апреля по сентябрь гидрометеорологические условия для плавания более благоприятны. В этот период реже отмечаются штормы, осадки и сильное волнение.
Описываемый район расположен в основном в субтропической зоне, и только крайняя северная его часть, прилегающая к полуострову Бретань, находится в умеренной зоне. Для климата Бискайского залива характерны небольшие колебания температуры воздуха, большая влажность и облачность, значительное количество осадков, выпадающих преимущественно в холодный период года и преобладание ветров западной половины горизонта.
Штили в открытой части залива редки. На побережье штили наблюдаются чаще. Штормы в открытой части залива наиболее часты с ноября по февраль. Шквалы наблюдаются в течение всего года, но чаще зимой. Грозы наблюдаются преимущественно с мая по сентябрь.
Пролив Ла-Манш:
Дно пролива Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад от обоих берегов к его середине. Посередине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в пролив Ла-Манш, наименьшая глубина 30 м. Почти на всем протяжении пролива Ла-Манш опасностей не обнаружено. Только посередине западной части пролива Па-де-Кале расположено несколько длинных мелководных банок. Грунт на банках - крупный песок и битая ракушка. Эти банки делят узкий пролив Па-де-Кале на два прохода, которые затрудняют плавание по нему. У северного берега пролива Ла-Манш дно довольно ровное, а у южного — неровное. Грунт в проливе – песок, гравий, камень, ракушка, мел и ил. Лоцманская проводка обязательна для всех транспортных судов. Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе пролива Ла-Манш неблагоприятны с сентября по март и более благоприятны с мая по сентябрь.
Температурный режим довольно однороден, только зимой температура воздуха заметно повышается. В самые холодные месяцы года средняя температура воздуха 6-8 градусов. В открытой части пролива Ла-Манш в течении всего года господствуют ветры с юго-запада и запада. Средняя скорость ветра в открытой части пролива в течение года – 6-8 м/с, штили наблюдаются редко. Продолжительность туманов наблюдается от 4 до 7суток, иногда и более.
В течение всего года преобладает видимость более 5 миль. Средняя месячная облачность – 6-7 баллов. Среднее годовое количество осадков в районе – 645-1100 мм. Больше всего осадков выпадает с октября по январь.
Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров. В течение года преобладают волны высотой менее 1.25 м. Лед у берегов пролива Ла-Манш не образуется. В проливе Па-де-Кале возможно медленное обледенение судов в очень суровые зимы. От мыса Антифер до залива Сен-Мало южный берег пролива Ла-Манш простирается на 82 мили к западу. Между мысами Антифер и Парфлер в берег вдается обширный залив Сены. Побережье залива Сены преимущественно холмистое и покрыто лесом в тех местах, где холмы близко подходят к береговой линии, берег сравнительно высокий и скалистый, а там, где они удалены от нее, берег низкий и песчаный. Глубины в заливе Сены около 50 метров. Лишь на подходе к устью реки Сена находится отмель.
Северное море:
Северное море принадлежит Дании, Федеративной Республике Германии, Нидерландам и Бельгии. Условия плавания у восточного берега Северного моря сложны. Подходы к берегу на участке от мыса Бловансхук до мыса Кап-Хофд загромождены островами и отмелями.
Восточный берег Северного моря низкий и песчаный. Только вдоль западного берега полуострова Ютландия на участке между мысом Ханстхольм и отстоящим в 95 милях к югу от него мысом Бловансхук непрерывной цепью тянутся однообразные дюны высотой 20-60 м.
Берег почти везде окаймлен островами. Растительность на побережье и близлежащих островах скудная. Берега в основном покрыты травой, и только в некоторых местах растут рощи и отдельные деревья. На побережье и на некоторых островах для укрепления почвы высаживаются кустарники и деревья.
Берег от мыса Ханстхольм до мыса Бловансхук изрезан мало. Остальное побережье прорезано устьями рек Эйдер, Эльба, Везер, Эмс и общей дельтой рек Рейн, Маас и Шельда. В берег вдаются заливы Яде и Эйселмер.
Восточный берег Северного моря на участке от мыса Бловансхук до мыса Кап-Хофд отмелей. От берега здесь простираются частично отсыхающие отмели и банки, которые тянутся вплоть до прибрежных островов. От некоторых прибрежных островов в сторону моря также выдаются довольно обширные отмели.
Реки, впадающие в Северное море, судоходны. Река Эйдер доступна для малых судов, реки Эльба, Везер, Эмс, Маас и Шельда — для больших судов. Эти реки, связанные между собой притоками и сетью каналов, образуют единую систему внутренних водных путей. Река Эльба соединена с Балтийским морем Кильским каналом.
Пролив Лим-фьорд пересекает полуостров Ютландия и соединяет Северное море с проливом Каттегат; западный вход в пролив находится в 30 милях к SSW от мыса Ханстхольм. Пролив отделяет северную часть полуострова Ютландия от южной части и используется главным образом для плавания к расположенным на его берегах многочисленным гаваням.
Между мысом Бловансхук и полуостровом Эйдерштедт вдоль берега на расстоянии до 15 миль от него лежат Северо-Фризские острова. Наиболее значительны среди них острова Фанё, Мане, Реме, Зильт, Фёр, Амрум, Пельворм и Нордштранд.
На подходах к рекам Эльба и Везер в 25 милях к WSW от полуострова Эйдерштедт лежит остров Гельголанд высотой около 60 м. Берега острова обрывисты и сложены из глинистых пород красноватого цвета.
Между устьями рек Везер и Эмс вдоль берега в расстоянии 4—5 миль от него лежат Восточно-Фризские острова. Наиболее значительными из них являются острова Вангероге, Спикерог, Лангеог, Нордерней, Юйст и Боркум.
Несколько островов лежит в дельте рек Рейн, Маас и Шельда. Берега этих островов во многих местах защищены от затопления дамбами.
Наиболее приглубым является западный берег полуострова Ютландия между мысом Ханстхольм и входом в залив Рингкёбинг-фьорд. Изобата 20 мпроходит здесь в 3—4 милях от береговой черты и лишь в некоторых местах удаляется от берега на расстояние до 6 миль. Южнее входа в залив Рингкёбинг-фьорд эта изобата удаляется до 25 миль от береговой черты. Далее до устья реки Эльба изобата 20 м проходит в 30—40 милях от берега, а западнее устья — в 6-15 милях от прибрежных островов.
Южная часть Северного моря имеет очень неровный рельеф дна. Здесь лежит много банок, удаленных на расстояние до 20 миль от берега. Особенно много банок против устьев рек Маас и Шельда и далее до пролива Ла-Манш.
Грунт в юго-восточной и южной частях Северного моря – ил, песок, гравий, мелкие и крупные камни; в районе острова Гельголанд местами встречается скала.
На распределение грунтов большое влияние оказывают приливо-отливные и постоянные течения. Там, где действуют сильные придонные течения, грунт преимущественно крупный песок. В тех районах, где скорость течений часто изменяется, грунт в основном мелкий песок; там же, где придонные течения слабые или вовсе отсутствуют, осаждается ил, песчанистый ил, илистый песок.
На многих банках под воздействием сильных приливо-отливных течений и волнения грунт сильно уплотняется.
На восточном берегу Северного моря установлено достаточное количество маяков и светящих знаков. Плавучими средствами навигационного оборудования ограждаются наиболее важные в навигационном отношении опасности (далеко выдающиеся в море отмели, банки и затонувшие суда), а также фарватеры, ведущие к главнейшим портам, расположенным в этом районе.