Лекция: : Тема: «Ресурсы пресной воды»




Г География 01.СД Слюсарь Л.Ф.

Моя почта: slyusar.20@mail.ru.

Дисциплина: География

Тема: «Ресурсы пресной воды».

Занятие № 24: Лекция

Ход урока: Изложение лекции, изучение нового материала:

Домашнее задание:

1. написать лекцию в рабочую тетрадь в полном объеме,

2. Изучить лекционный материал

3. подготовиться к контрольной и практической работе по данной теме.

Срок выполнения задания до 27.05.21год.

5. При отправке на мою электронную почту выполненной работы, обязательно укажите за какое число задание, ваша фамилия и группа (например: За 26.05.21 01СД Дегесова М.)

Лекция:: Тема: «Ресурсы пресной воды»

Водные ресурсы – это ежегодно возобновляемая часть пресных вод, которая пригодна для использования по техническим и экономическим условиям. Получается, что далеко не любая вода может служить в качестве водного ресурса.

Человек может использовать, во –первых, только пресную воду, а во-вторых, только воду, которая проходит быстрый естественный оборот (быстро сменяется в водном источнике, а значит, быстро очищается). Этим двум условиям полностью удовлетворяет только вода рек. Остальные водные источники (озера, ледники, подземные воды и тем более моря и океаны) имеют весьма серьезные ограничения. Таким образом, при характеристике мировых водных ресурсов следует различать общее количество воды на земном шаре и количество воды, доступной для использования человеком.

Подавляющую часть общего объема гидросферы Земли (около 1421,5 млн. км3) составляют соленые воды Мирового океана (97,5 %), в то время как на пресные воды приходится всего 2.5%. При этом объем доступной для использования человеком воды составляет лишь 43659 км3, или только 0,003% общего объема гидросферы и 0,12 % объема пресных вод.

Из них на долю полного речного стока приходится 38830км3 (почти(89%),

Среди регионов мира по речному стоку лидируют Азия и Латинская Америка, существенно отстают от них Северная Америка, Африка и Европа. Среди отдельных стран первое место занимает Бразилия (25,5%), за ней (причем с большим отрывом) следует Россия (11%), Канада, Китай и США.

В оценке обеспеченности ресурсами полного речного стока большую роль играет их размещение на территории. Например, основная часть речного стока Бразилии приходится на Амазонку, которая течет на севере страны, в районах где почти никто не живет. То же можно сказать и о России – 83% речного стока приходится на азиатскую часть страны, где проживает менее 20% общей численности её населения. Чтобы решить проблему водоснабжения густозаселенных районов, на реках сооружают водохранилища. Так, в Бразилии крупные водохранилища построены на реках бассейна Параны (Паранаиба, Риу-Гранди, Тьете) и на реке Сан – Франсиску, в России – на реках Волга, Кама и Дон. Вода водохранилищ широко используется в сухой сезон в странах с муссонным климатом (Китай, Индия и др.).

Большую часть изымаемой из природы воды (около 6000км3) человечество использует в сельском хозяйстве (60%), для сравнения в промышленности – 30 %, в коммунально-бытовом секторе – 6%. В 2008г. дефицит воды испытывали 2млрд человек, свыше 870 млн. человек (13% мирового населения) не имели доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. чел. (39% мирового населения) использовали воду, которая не соответствовала установленным санитарным нормам.

Самый крупный водопотребитель в мире – сельское хозяйство (почти 2/3 общего объема). Подавляющая часть воды здесь используется на полив орошаемых угодий, причем лишь незначительная ее доля усваивается растениями, остальная вода испаряется с поверхности поливных земель, транспирируется растительностью и дренируется в подземные горизонты.

Особенно остро проблема чистоты питьевой воды стоит в тропических странах, где водоемы часто служат средой размножения паразитов. Так, не менее 50 млн. африканцев пользуются для питья водой, которая по медико-санитарным нормам не считается питьевой. Не случайно более 80% заболеваний в Африке связано с низким качеством воды и плохими санитарно-гигиеническими условиями, отсутствием канализации.

В древности человек потреблял 12-18 л воды в сутки, в XIXв. – 40-60 л, в настоящее время в развитых странах – 200-300л, в крупных городах – 400-500л и более. Житель Нью-Йорка потребляет в сутки 1045л воды, Париж – 500л, Москва и Санкт-Петербург – 600л, включая расходы промышленности и городского населения.

Однако для физического выживания человеку необходимо всего 2л воды в день.

В мире растет дефицит пресной воды. При этом водный голод грозит не только засушливым, но достаточно обеспеченным водными ресурсами странам и регионам. Это связано не только с увеличением расходования запасов пресной воды, но и со всеми возрастающим загрязнением гидросферы.

Одним из путей преодоления нарастающего дефицита пресной воды является ее экономия на производственные и бытовые нужды, а так же прекращение сброса промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых сточных вод во внутренние водоемы и моря.

Другой путь связан с восполнением недостающих водных ресурсов за счет использования других источников. Такими источниками могут быть опресненная морская вода, перераспределенные речные стоки, айсберги, отбуксированные в районы дефицита пресной воды. Значительное количество воды можно получить сбором в подземных в подземных хранилищах дождевых и талых вод.

Слабо используются в мире подземные воды. Между тем во многих районах планеты они расположены достаточно близко к поверхности, как правило, хорошего качества. Даже в пустыне Сахаре обнаружены огромные запасы подземных вод, способных облегчить существование местных жителей.

Ресурсы пресных вод можно увеличить путем использования замкнутого оборотного водоснабжения. При этом можно не только сберечь огромное количество воды, но и утилизировать тепло, которое может пойти на обогрев жилых помещений, производственных зданий и т.д.

Критерии оценки: за выполненное задание в полном объеме получаете плюс один балл, при отрицательном результате получаете минус один балл.

 

 

Методические указания: в рабочую тетрадь следует написать данную тему. Изучить тему и подготовиться к контрольной работе. Можно использовать учебную литературу.

Литература:

1. Е.В. Баранчиков, Учебник «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля», «Академия», М.: 2015.

2.Ю.Н. Гладкий, Учебник «Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение, 2000.

УДАЧИ! Отличных результатов!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: