Функции науки административного права




Вопрос

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, принципах административного права, истории и перспективах развития, зарубежном административном праве.

Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: обшей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское,коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды) части.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов государственного управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и др.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Теоретической основой науки административного права служат другие науки (философия, наука социального и государственного управления, общая теория государства и права, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного нрава способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой административного права, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей административного права, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Вопрос

Предмет и содержание науки административного права неразрывно связаны с ее методом познания. Метод правовой науки - это система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. На методологическую основу опирается также наука административного права.

Наука административного права использует прежде всего специально юридический и сравнительно-исторический методы.

С помощью специально юридического метода осуществляется изучение норм права и правоотношений. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ административно-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификацию. Это логические приемы исследования. В рамках формально-догматического метода особенно значительна роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки административно-правовых явлений и понятий сопоставляются эти понятия, что помогает составить более полное представление о каждом из них в отдельности и об исследуемом предмете в целом.

Сравнительно-исторический метод исследования представляет собой исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий государственного управления и административно-правовых институтов. Наука административного права не может игнорировать все то ценное и позитивное, что было накоплено административным законодательством России и что представляет собой ее вклад в общий потенциал мировой правовой культуры.

Охарактеризованные методы связаны между собой и каждый из них может применяться в сочетании с другими. Все эти методы имеют общее основание, которое определяется общим свойством того предмета (объекта), который изучается и познается, - административного права.

Вопрос

Важной частью предмета науки административного права является практика государственного управления, правоприменительная деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц). Наука административного права изучает действующее административное законодательство в тесной связи с жизнью граждан, с работой аппарата управления. Изучая жизнь, ученый может заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых дополнительных норм и попытаться их сформулировать.

Предмет науки административного права тесно связан с предметом административно-правового регулирования. Предмет административно-правового регулирования - это вид управленческих общественных отношений, требующий административно-правовой формы регулирования. В свою очередь правовые нормы, регулирующие эти отношения и образующие отрасль права, являются предметом познания, в процессе которого формируются знания об административном праве.

Предмет познания науки административного права охватывает следующие основные элементы: предмет отрасли права, административно-правовые категории, практику органов исполнительной власти, историю развития административного права как отрасли права и как науки, а также метод науки административного права. Все эти элементы изучаются в единстве, поскольку они тесно взаимосвязаны и образуют целостный, системный предмет науки (его можно интерпретировать и как объект, исследуемый наукой административного права).

Вопрос

Функции науки административного права

Известны шесть основных функций науки: аналитическая, объяснительная, синтетическая, методологическая, прогностическая (предсказательная), практическая. Все они находят соответствующее преломление в науке административного права.

Аналитическая функция.

В многочисленных научных исследованиях предмет науки административного права анализируется, т.е. расчленяется на составные части и тем самым подвергается изучению. Например, в связи с необходимостью познания категории административного правоотношения исследователь вынужден выделять в нем стороны (субъектов, участников), субъективные права и обязанности сторон (юридическое содержание), административно-правовые юридические факты, объекты, материальное содержание, выраженное в поведении конкретных субъектов. Без анализа невозможно получить адекватное и глубокое представление, знание об административном правоотношении и любом другом понятии.

Объяснительная функция.

Она требует и обеспечивает нахождение объяснений любым административно-правовым явлениям, процессам, связям, попадающим в поле зрения науки. За иллюстрацией вновь обратимся к административному правоотношению. Без данной функции едва ли можно попять, как через административное правоотношение "работают", реализуются первичные административно-правовые веления, как их регулятивная сила переходит в фактическое поведение субъектом административного нрава и тем самым достигается предусмотренный законодателем результат административного управления и административно-правового регулирования. Реализуя объяснительную функцию, наука административного права, ученые-административисты показывают, как заложенные в велениях идеальные регулярность и порядок "перетекают", "проникают" через административные правоотношения в сферу административного управления и административно-правового регулирования, поведение субъектов административных правоотношений и становятся реальными.

Синтетическая функция.

Она позволяет накапливать и объединять разрозненные достоверные знания об отдельных составных частях предмета административного права, полученные различными учеными, исследователями из многих и многих городов большой страны, работающими в многочисленных научных и образовательных учреждениях, в единую и целостную систему. Именно благодаря синтетической функции мы имеем возможность писать и говорить о науке административного права как едином целом, системе знаний, информационной системе.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!