Современные псевдорелигии.




Манипулирование сознанием в деструктивных культах, культовые изменения личности. Власть над последователями деструктивного культа. Духовные потребности личности, самореализация и свобода личности.

Когда упал железный занавес, Россию наводнили заморские проповедники и пророки. Одним не хватило славы у себя на родине, другие верно рассчитали, что о подмоченной в родных местах репутации вряд ли кому-то будет известно в России смутных времен. Печально, что образ нашего Отечества позволяет незваным пастырям смотреть на сознание россиян, как на легкую добычу. Ни культурные сокровища, ни художественные творения, ни научные достижения прошлого и настоящего великой страны они не воспринимают как доказательство глубины нашей собственной духовной традиции. Причина этого, скорее всего, в недавней политической истории.

Общаясь с иностранцами (жителями стран Западной Европы) - образованными, умными, доброжелательными, часто приходишь к выводу, что у них очень сильна готовность судить о нашей духовной жизни, оценив материальное существование. Вероятно, им трудно представить, что в домах с неказистыми фасадами и маленькими квартирками, к которым ведут ужасные дороги, могут жить люди, сохранившие способность чувствовать и мыслить, вникать в суть мировых событий, ощущать движение времени.

Сильнее уважения к стране с большой историей, сильнее веры в то, что наше будущее будет общим и светлым, оказываются стереотипы восприятия. Человек, являющийся членом общества потребления привык к тому, в плохой упаковке не бывает качественного товара. Да, насколько же, все-таки и восприятие, и мышление зависимы от образа жизни! Но оценивая степень этого влияния, стоит посмотреть шире, взглянуть на прошлые века и вспомнить, что во времена Декарта, Вольтера, Руссо, Гете не было автомобилей, радиотелефонов, движущихся тротуаров... Однако это не помешало им мыслить, чувствовать, творить. И как творить!

Возможные последствия активной деятельности зарубежных проповедников вызывают тревогу; впрочем, и с доморощенными проблем не мало.

Чаще других употребляют термины тоталитарные секты и деструктивные культы.

В словарях понятие “секта” определяют так: 1) религиозная община, группа, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах. Однако эти определения неточно отражают направленность и суть деятельности тех сект, о которых много говорят в наши дни. Тоталитарными секты называют потому что они стремятся установить (и часто устанавливают) полный (тотальный) контроль над мышлением, сознанием, поведением и всем образом жизни своих последователей.

Культ обычно понимают как полную преданность какому-либо учению (религиозному, философскому) или программе (политической, экономической, художественной), а также преклонение перед кем-либо, почитание кого-либо. Последователи той или иной традиционной религии поклоняются Богу, в этих религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу, способствуют единению всех членов общества, поддерживают семейные ценности. Последователи традиционных культов, как правило, с уважением относятся к государству и его представителям. Служители церкви дают ориентиры духовного развития, не пытаясь регламентировать жизнь каждого прихожанина — кому, где и сколько работать, сколько отдыхать, с кем вступать в брак и т.д.

Традиционные культы достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу. Как правило, лояльны к государству и его представителям.

Деструктивные (псевдорелигиозные) культы не способствуют развитию личности и не сплачивают общество, их влияние деструктивное, разрушающие на личность, семью и общество.

^ Штрихи типового портрета тоталитарной секты.

Сектантство весьма разнообразно и по содержательной направленности, и по форме. Различия между отдельными сектами весьма значительны, что, безусловно, требует внимательного рассмотрения. Тем не менее, большинство сект имеют немало общих черт. Выделить их важно, чтобы понять суть этого явления. Основными чертами сектантства являются: экстремизм (во всем), революционность в суждениях и делах. Последняя предполагает стремительность действий, нежелание учитывать законы природы и общества, нетерпимость к инакомыслию. Сомневающиеся или несогласные должны быть обращены в истинную веру, а противники единственно верного учения - уничтожены. Не желающие стать счастливыми должны быть “осчастливлены” насильно.

Варианты конца света различны: мировая атомная война, страшная эпидемия, тотальная моральная деградация человечества и т.д. Однако конец света наступит не для всех - называются некоторые географические точки, в которых можно будет спастись или предсказываются исключения, разумеется, для образцовых членов секты. Для многих сект ожидание конца света становится организующим принципом и сплачивающим фактором, основой мировоззрения.

Согласно психоаналитическим трактовкам страх конца света есть скрытое желание конца света. По ходу становления секты происходит перенос агрессии изнутри вовне, подавляемая агрессия выплескивается. Это раньше или позже ведет к противоправным действиям, конфликту с властями, антиобщественным деяниям. Такие акции создают у приверженцев секты впечатление угрозы извне, что усиливает групповую сплоченность. Тупик в идейном развитии, неустойчивое состояние общины, ослабление согласованности нередко преодолевается акцентированием ценности смертельного испытания (очищающего). Необходимость группового самоубийства подается как единственный способ защиты перед лицом угрозы, обостряет страдания.

Однако, истории известны случаи групповых самоубийств, совершенных в осажденных городах Римской империи (чтобы избежать рабства), старообрядцами в России, некоторыми африканскими племенами. Таким образом, вряд ли эти поступки связаны лишь со скрытым желанием приблизить конец света.

Конец света фигурирует не только на словах. В 1980 г. массовый суицид совершила политико-религиозная организация “Пиплс Темпл”. В 1994 г. в Швейцарии произошло массовое самосожжение членов тайного оккультного ордена “Храм Солнца”.

Довольно часто целью сектантов является мировое господство. Сектантский дух может быть умело закумуфлирован (чтобы облегчить работу вербовщикам), община и ее руководители имеют достаточно респектабельный облик. “Идейные искания” подчинены стремлению к власти и денежной наживе (цели вполне земные и взаимосвязанные). В других странах уже накоплен опыт анализа подобной деятельности. Например в Германии, Церковь саентологии (Дианетика) государственными органами определена следующим образом: “криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора”. Такие сообщества имеют четкую иерархическую организацию, используют достижения современного менеджмента, приемы тонкого манипулирования людьми. Четкая иерархическая структура и полувоенная дисциплина характерна для многих сект.

В сектах часто проповедуется самоотречение, смирение, подчинение. Особое значение для успешной деятельности организации имеет ее лидер, его личностные особенности (сильно развитое волевое начало, способность к внушению, умение манипулировать людьми и др.).

Лидер внушает пастве, что ему присущ некий дар, сверхъестественные способности. Дар нередко демонстрируется с помощью более или менее тонких трюков. Обычное явление — культ лидера сектантской общины. Большинству лидеров власть над членами секты помогает преодолевать собственные внутриличностные конфликты. Власть, которую они имеют в секте, для большинства из них - специфический способ преодоления собственных личностных проблем. Способ антигуманный, потому что в свое саморазрушающее поведение они вовлекают других. Не задумываясь о судьбе последователей, они делают их инструментом борьбы со своими личностными проблемами. Не имея мужества посмотреть на себя истинного, они закрывают фальшью свое “Я” от себя самого и от всего мира. Душевную неуравновешенность и духовное уродство лидеров выдает отсутствие вкуса и чувства меры в делах и высказываниях.

Однако среди основателей деструктивных культов есть немало людей без комплексов и внутренних конфликтов, умелых практических психологов, весьма талантливых ораторов и организаторов, не слишком щепетильных в выборе средств на пути к власти и богатству. Таких можно встретить, например, среди мунистов, иеговистов, саентологов.

В сектах взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что усиливает обособленность секты от окружающего мира и нарциссизм у приверженцев. Под нарциссизмом в психологии понимают повышенную чувствительность к оценкам со стороны других людей, преувеличенное чувство собственной значимости. Предназначение “спасти человечество” часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным - “кто не с нами, тот против нас”. Членам сект внушают чувство элитарности, высокомерное отношение “к толпе”.

Сектанты глядят свысока на остальных, непосвященных. Эта позиция насаждается среди них особенно усердно, внушением и другими средствами. Если бы ощущение собственного совершенства, высокой духовности, не было бы навязанным, “деланным”, то рядом с верой в то, что ты можешь служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение “к младшим” братьям, отстающим в духовном росте. Верным признаком духовного совершенства является терпимость. Ее-то и нет. Огонь безумства и жестокости танцует в душе истовых последователей деструктивного культа. Лохмотья этого огня могут задеть любого оказавшегося рядом.

В прессе промелькнули сообщения о таком происшествии. Известная в России фотомодель, отдыхавшая в одном из подмосковных пансионатов, подверглась нападению со стороны членов Богородичного центра. Десять особей мужского пола встретили фотомодель на лесной тропинке, их возмутила ее эффектная внешность. С криками “Ведьма! Прислужница Сатаны!” они набросились на молодую женщину и стали избивать ее палками. У сектантов было намерение, по их словам, “изгнать из нее дьявола, а затем сжечь на костре”. Владение каратэ и преданная собака помогли женщине отразить нападение религиозных фанатиков и остаться живой.

Последний шаг - признание необходимости физического уничтожения “неверных” - помраченное сознание не воспринимает как чрезвычайный. В рамках усвоенной логики, принятого в секте мышления и ставшего привычным отношения к окружающим такой шаг закономерен.

Философские доктрины у разных сект различны, сходство их в том, что у подавляющего большинства они эклектичны и убоги. Сплоченность поддерживается не идейным единством, а суггестивным влиянием лидера, его умением манипулировать людьми, эксплуатировать влечение членов организации к мистическим переживаниям.

Если лидеру свойственна достаточная психическая уравновешенность, некоторая общая культура, способность к философским размышлениям, он редко выбирает апокалипсический вариант развития своей организации. Стремясь к расширению влияния, он не теряет чувство меры, ценит достигнутые жизненные блага, преимущества своей сытой жизни и не желает испытывать судьбу.

 

^ Секта как псевдорелигия.

Свобода вероисповедания невозможна без свободы выбора веры. Псевдорелигии этой свободы не дают. Они обманом затягивают в свои сети, формируют эмоциональную зависимость и удерживают на поводке, контролируя каждый день и час, каждое слово и мысль, каждое чувство.

Помощь нужна каждому, желающему идти вперед быстрее и увереннее. Особенно нужна опора ослабевшей душе. Истинная вера протягивает руку помощи, на нее можно опереться. Эта опора тверда и надежна. Это рука без наручников.

Псевдорелигия тоже протягивает руку, но не для того чтобы поддержать, а для того, чтобы схватить душу и держать в кулаке.

В книге Дэвида Рид «За кулисами Сторожевой Башни» есть такие слова: «То, чего ты не знаешь, может тебе повредить». Вся его книга представляет собой напоминание: мир, в котором мы живем полон противоречий. Он одновременно и добр, и жесток, и красив, и ужасен. Стоит ли думать о том, что в каждом новом знакомстве для тебя таится какая-либо опасность. Такое отношение к людям справедливо будет признать очень скучной жизненной философией, при которой меркнут многие краски мира.

Однако реальность такова, что каждый из нас может встретить милых и улыбчивых людей, проявляющих заботу о нашей душе, но скрывающих истинные цели своего внимания к нам. За постоянной улыбкой может скрываться презрение к нашему слабому уму, неспособному понять, что мы общаемся с людьми, которым открылась абсолютная истина. Может таиться глухая обида на весь мир, который не таков, каким должен быть, и нетерпимость к иным взглядам, непохожему мировоззрению, к поклонению другим богам. Их преданность идеям, увлеченность свои делом может многих быстро очаровывает.

^ Технология обращения (вербовки). Почему, анализируя культовое влияние, так часто говорят о контроле над сознанием? Именно в сознании происходят начальные изменения, когда человек оказывается под влияние деструктивного культа. То, что стабильно, по понятным причинам, не может быть изменено быстро. Например, невозможно модифицировать свойства темперамента. Сознанию свойственна пластичность — если бы оно было иным, то не выполняло бы своих функций в психике как целом. Но это свойство имеет свое продолжение («обратную сторону») — податливость влиянию извне.

Сознание — только часть психики, отнюдь не автономная. Его функционирование определяет протекание других психических явлений, а оно в свою очередь зависимо от них. Сознанию свойственна избирательность, его нельзя сравнивать с беспристрастным объективом видеокамеры или другого аналогичного технического устройства. Поступки и все поведение человека направляет содержательная интерпретация наблюдаемых событий, обусловленная потребностями, мотивами, опытом личности. Центральное место в сознании занимает объект, необходимый для удовлетворения потребности.

Таким образом, состояние сознания отражает все, что происходит в личности и межличностном взаимодействии, в ближайшем и широком социальном окружении. Факторов, способствующих тому, что сознание становится объектом манипуляции довольно много. Обратимся к их рассмотрению.

 

^ Объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием.

Углубление стрессового состояния в условиях резкого изменения социально-экономических условий России приводит к возрастанию у сограждан тревоги, растерянности, подталкивает к поиску быстрых решений. В психологических и социологических исследованиях выявлено, что в странах, где выше социальная, экономическая, политическая стабильность реже встречаются психозы, в основе которых лежит внушение, среди населения менее распространена вера в магическое. Усиление веры в магические силы действует как защитный механизм для избавления от повышенной тревоги.

Изменение образа жизни касается не только экономических условий. У многих взрослых и пожилых людей с прежних времен сохранилось ожидание того, что кто-то должен (в городе, районе, на предприятии…) организовывать общение людей. Массовая работа была одной из функций профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Практически всегда мероприятиям придавалась идеологическая окраска. Их целью было решение идеологических задач, демонстрация политической лояльности властям. Вместе с тем, возникали поводы собираться вместе, получать непосредственные свидетельства своей групповой принадлежности. Такое переживание очень значимо для личности.

Образ жизни в этом плане в настоящее время существенно изменился. Уличные празднества не имеют определенной степени закрытости — они абсолютно для всех и не дают возможности удовлетворить потребность в переживании своей принадлежности определенной группе, общине.

Сравним, насколько полны залы на публичных христианских проповедях за рубежом. В нашей общественной жизни нет аналогичных явлений — столь же эмоционально насыщенных действ. Обсуждение проблем веры, нравственности в средствах массовой информации — совсем не то же самое, что живое общение на эту тему. Нравственные установки, духовные ценности не могут быть приняты только умом — это не уроки алгебры. Необходим соответствующий эмоциональный фон (торжественность в лицах, приподнятое настроение…). Такую атмосферу может создать построенное по соответствующим канонам собрание людей.

В отличие от институтов государства и общества лидеры культов уделяют большое внимание тому, чтобы обращаемые и приверженцы могли удовлетворить эти потребности. В деструктивных культах традиция массовых собраний соблюдается неукоснительно.

Деструктивные культы весьма разнообразны и по идейной, мировоззренческой направленности, и по форме. Тем не менее, большинство из них имеет немало общих черт. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям человека — потребностям ощущать смысл жизни, понять свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Отсутствуют общественные институты, которые успешно формировали бы такие ориентиры. Государственное влияние на этот процесс скорее негативное, чем инициирующее.

 

^ Манипулирование сознанием на стадии вербовки

Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает направленная коррекция его психического состояния. Какими субъективными ощущениями новичка характеризуется начальное общение с вербовщиками? Эмоциональным комфортом, удовлетворенностью оттого, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало. Положительное впечатление новые знакомые подкрепляют тем, что от них можно услышать массу приятно звучащих и часто повторяемых слов («правда», «рай», «христианский мир»…). Нетрудно придти к заключению, что люди, у которых эти слова постоянно на языке, заняты каким-то большим, добрым делом. Постепенно формируется установка на ожидание радостных событий, восторженных переживаний.

Природа человека полна противоречий — он слаб в одном и могуществен в другом. Душа его может быть совершенной в одних частях и уродливой — в других. Душевная потребность в тепле, в эмоциональной близости — и слабость, и сила одновременно. Сила, потому что без нее человек не стал бы человеком, без нее не возникло бы человеческое общество. Слабость, потому что будучи неудовлетворенной тоска по эмоциональному теплу лишает человека способности критически воспринимать происходящее, спокойно размышлять, помнить о силах добра и зла.

Вхождение в культ дает адепту ощущение причастности к чему-то большому, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность. Переживать ее помогает властность лидера, его разыгрывание роли отца. Культ также позволяет поверить в свою избранность, приобрести доказательства своего умения найти нечто исключительное, сделать правильный жизненный выбор.

Содержание культовых идей, их конструктивность, стройность логических построений не имеют особого значения. Главное, чтобы они были связаны с какой-либо основной потребностью личности: ощущать свою защищенность, чувствовать уважение со стороны других, потребностью самореализации (самосовершенствования, раскрытия своих способностей). Чем более значима потребность, удовлетворение которой обещают, тем сильнее будет эмоциональный отклик.

Идеи спасения мира, желание осчастливить весь мир, создать совершенно новую духовность, построить идеальные отношения между людьми — все эти идеи родственны многим утопиям, имеющим довольно долгую историю. Какова же судьба дорог к всеобщему счастью, вымощенных благими пожеланиями? Почему, наконец, сами поборники не идут по этим дорогам? Утописты могут жить только среди реалистов — тех самых, которых они так презирают за нежелание увлечься большой идеей, открыть в себе сверхвозможности и т.п. Сколько-нибудь длительное время ни одна культовая община с тоталитарным укладом изолированно от мира не существовала, хотя места на Земле было предостаточно, чтобы удалиться от всех и начать строить свой город Солнца. Тоталитарный режим и в большом, и в малом масштабе нежизнеспособен. Внутренняя логика развития приводит его к неизбежному перерождению.

Назовем ряд других средств установления контроля сознания, описанных в специальной литературе.

^ Принятие культовой лексики и терминологии приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценивания, втиснутого в упрощенные схемы и стереотипы.

Преобразование картины мира, исчезновение полутонов, доминирование черного или белого. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории.

Важнейшая функция сознания — интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации. Эта функция оказывается расстроенной, поскольку отсутствует целостность картины мира, непротиворечивость составляющих ее частей. Противоречия свойственны мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа. Наиболее часто встречается двойная мораль в отношении к «своим» и в отношении к остальным людям. Осознание противоречий находится под запретом. Будучи вытесненными из сознания, они не прекращают своего разрушительного воздействия на психику.

^ Отбор информации из внешнего мира. Практически во всех культах ограничивается информация из внешнего мира, поддерживается установка на восприятие критики культа как лжи, как козней дьявола. Для лидеров культов любые источники информации, способные пробиться к разуму, — конкуренты в борьбе за сознание адептов. Например, Виссарион (основатель Церкви последнего Завета) считает, что «разум является помехой духовного развития, нужные знания духовно развитому человеку будут даны Богом».

В культах намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. С этой целью, например, на семинарах в церкви Муна при вербовке обращаемого его ни на минуту не оставляют одного.

Провозглашаемый тезис на расширение сознания на деле приводит к его деформации. Пространство сознания, занятое социальным миром, сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье, у друзей. Социальное бытие никакой суррогат заменить не может (так человек устроен), поэтому неизбежно наступают негативные личностные изменения. Расширение сознания до масштабов Космоса, слияние с Истиной, с Духом и т.п. является иллюзией личностного развития и совершенствования. Все эти устремления имеют цену лишь тогда, когда тем или иным образом, прямо или косвенно способствует повышению социальной адаптации личности, развитию способностей и потенциалов, как собственных, так и других людей, гармонизации межличностных отношений. Без этого, направленное изменение сознания, по сути, игра с ним, далеко не всегда безвредная для самого человека и для тех, с кем он связан значимыми отношениями.

Слом сознания может быть осуществлен и на психофизическом уровне. Этому способствует сенсорная депривация и монотония (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Переутомление, ограничение множества привычных для человека ощущений любую психику, даже вполне нормальную, может очень быстро привести к расстройствам: галлюцинациям, навязчивым мыслям, суженому сознанию и др. Субъективно же деформация сознания воспринимается иначе, например, как «неописуемое ощущение открывающегося сознания» (С.Хассен, 1988)

Для контроля сознания используются приемы «остановки мышления». Для этого организуется как можно более полная загрузка восприятия (прежде всего зрительного и слухового) в сочетании с каким-то монотонным занятием, например длительным песнопением. Это нарушает нормальное протекание мыслительных процессов, понижает критичность мышления, самостоятельность личности.

Используется групповое давление и сокрытие истинных целей общения. Инструментом манипуляции в этот случае служит появляющееся чувство вины (обращаемый чувствует неудобство: «эти люди ко мне так хорошо относятся, а я их в чем-то подозреваю», «нехорошо отказывать людям, которые не просят от меня многого»…) или чувство своей интеллектуальной недостаточности («окружающие понимают больше меня»). Попытки новичка понять происходящее встречаются явно неодобрительно. Ему с многозначительным видом могут повторять какую-нибудь загадочную фразу, например, «Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину».

 

^ Как затягивают в секты

Решающие значение имеет установление первого контакта. Конкретные приемы для вступления в первоначальный контакт могут быть такими:

- бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации;

бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы;

- предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения;

- предложение принять участие в экологическом форуме, гуманитарном семинаре, школе общения... адресованное лично вам.

Например, сайентологи вначале проводят тестирование, в ходе которого сообщают пришедшему человеку, что у него есть личностные проблемы (не зная, есть ли у него желание, время, деньги для устранения проблем с помощью сайентологов). Этим они наносят психическую травму обследуемому. Далее настойчиво предлагают пройти цикл семинаров, убеждая в том, что это единственно надежный путь решения проблем. Так начинает формироваться психологическая зависимость, которая ослабляет способность личности нести ответственность за себя, свои решения и поступки, мыслить самостоятельно, ограничивает адаптивный потенциал личности.

Психическое здоровье индивида, психологическая устойчивость и душевное равновесие личности определяются закономерностями не только общими для любой психики, но и культурными, историческими, социально-экономическими факторами, а также генетическими, морфологическими, психофизиологическими, типологическими. Без учета характеристик среды, жизненной ситуации, параметров индивидуальности ни эффективное обучение, ни эффективная терапия не возможны. На эти принципы опираются самые разные психологические, психотерапевтические, дидактические теории. В современной науке это стало общепринятым и обязательным для любого, утверждающего, что он разрабатывает научные методы.

Вербовщики рекламируют захватывающие перспективы исцеления от недугов и развития скрытых способностей. При этом беззастенчиво используется сильнейшая потребность человека в сохранении здоровья.

Вербовщики могут предложить красиво оформленные брошюры или книги, лекции или развивающие занятия, психологическое тестирование, концерты “духовной музыки”, поездки и т.п. И все это бесплатно или очень дешево. Новообращаемые часто забывают, что бесплатный сыр бывает в мышеловке. Чем больше вербовщики обещают, тем меньше вы в действительности дают.

Тоталитарная секта не доверяет такое важное дело, как вербовка, кому попало. Вербовщики, как правило, - обаятельные, располагающие к себе люди. Они умеют произвести приятное впечатление на окружающих. Умеют также показать свой интерес к человеку, как личности, посочувствовать, утешить, успокоить, похвалить, подарить надежду разочарованным. Их задача - стать желанными собеседниками.

Затем предлагают религиозную, мистическую или оккультную литературу, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т.д.). Большие собрания людей неплохо срежиссированы, в них умело вплетены магические моменты. В толпе у человека усиливаются древние стадные инстинкты, ослабевает разумная регуляция и критическое отношение к происходящему.

 

^ Углубление контакта

Если человек принял приглашение и пришел в группу, вербовщик уже сделал очень многое. Любому человеку трудно не поддаться групповому влиянию и давлению. Так устроена психика.

Черты обычного живого человека у лидера секты задрапированы ролью “учителя”, "отца", “вождя” не торопитесь, позвольте себе посомневаться. У такого человека редко можно обнаружить доброту, личностную гармонию, душевное равновесие, высокую общую культуру.

Чаще у лидера и членов группы, можно встретить фанатизм. У фанатика одно из главных качеств - ненависть. Ненависть, в отличие от злобы, чувство длительное и глубокое, оно поглощает человека полностью. Ее внутренними причинами могут быть: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность карьерой, социальным положением или финансовыми возможностями. Но сам фанатик в этом не признается, он будет объяснять свое поведение внешними причинами.

В начальный период общения с новичком вербовщики и члены секты проявляют к нему повышенное внимание и теплоту. Это, конечно, нравится многим. После того как новобранец принял окончательное решение присоединиться к группе, первоначальная забота о нем ослабевает. Ему определяют “место в строю” и начинают эксплуатировать.

Новообращаемый напрасно пытается постичь смысл деятельности секты. Истинные цели ему не говорят. Это сокрытие — еще один момент, разделяющий традиционные культы и псевдорелигии. Вместо ответа новообращаемые получают примерно такие ответы: “Со временем все поймете”. Или в ответ повторяют с многозначительным видом какую-нибудь загадочную фразу, ничего не разъясняя, например, “Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину”. Манипулятивный прием в этот случае состоит в том, что в подобных ситуациях у многих людей появляется чувство своей интеллектуальной недостаточности (“окружающие понимают больше меня”) или чувство вины (“эти люди ко мне так хорошо относятся, а я их в чем-то подозреваю”).

Нередко как средство манипулирования может быть использовано приглашение к исповеди и покаянию в прошлых грехах. Это может быть сделано под предлогом установления более близких, доверительных отношений. Истинная же цель в том, чтобы вызвать чувство страха, стыда или вины, нарушить эмоциональную устойчивость новичка. Ему могут внушить, что сообщив о грехах он испытает облегчение, а на деле, позже будут запугивать разглашением сведений глубоко личного характера. Вполне возможно, что новичок почувствует себя в долгу перед новой “семьей”, за спасение от своей “дурной части Я”.

Проигрываемые действа и ритуалы несут новые яркие переживания, вызывают душевный подъем, позволяют отвлечься от рутины повседневности. Нередко внушается мысль, что использование мистических ритуалов позволяет установить связи с высшими силами, выявить скрытые резервы души и тела человека.

Практикуется введение в измененные состояния сознания. Эти состояния весьма разнородны, к ним могут быть отнесены многие явления. Состояния монотонии, переутомления, ограничения множества привычных для человека ощущений любую, даже вполне нормальную психику могут очень быстро привести расстройствам: к навязчивым мыслям, суженному сознанию, галлюцинациям и др. Это приводит к ослаблению волевой регуляции и самоконтроля, к утрате независимости суждений и оценок. Постепенно новичок попадает под все более строгий контроль со стороны “чинов” секты и других ее членов.

Многие тоталитарные секты открыто не причисляют себя к религиозным группам. Они объявляют своей целью “духовную практику” “духовное развитие”, “психическое самосовершенствование”, “изучение какого-либо философского течения” и т.п. По названию никакого представления об организации составить невозможно.

 

^ Культовые изменения личности

Благодаря гибкости сознания именно в нем происходят начальные изменения при попадании индивида под влияние деструктивного культа. На начальном этапе изменение сознания неустойчиво, обратимо. Закрепить деформацию можно изменениями в других структурах личности. К ним можно отнести следующие сдвиги в личности.

1) Изменение ценностной ориентации, жизненных целей и смысла жизни. Доминирующими становятся ценности культовой группы, возникают установки на служение (спасение, свидетельствование, слияние с божеством…).

2) Углубление сдвигов в аффективной сфере, изменение доминирующего психического состояния. Это проявляется в экзальтации чувств или их приглушенности, обеднении эмоциональной гаммы. Усиливается чувство вины перед организацией из-за того, что не отвечаешь требуемым стандартам хорошего приверженца. Страх оказаться отторгнутым культовой группой. Стыд за свои «грехи», разглашенные на исповеди или «одитинге» (у саентологов). Со временем человек начинает ощущать свою дезадаптированность, неспособность жить вне группы. Это усиливает страх и тревога. (Любой психически здоровый человек приказом самому себе от чувства тревоги не избавится.) Ощущение нарастающей психологической зависимости запретно, поэтому оно вытесняется из сознания, но тревога все равно остается.

Приверженцы при выходе из секты находятся в сильнейшем стрессовом состоянии. Их чувства в огромном смятении. Чтобы совладать с этой бурей чувства необходимо открывать и обсуждать. Но выражать свои чувства словами они отвыкли или не осмеливаются это делать. Не осознавать свои чувства, значит, убегать от себя. У любого человека это требует огромных сил и у любого это стремление тщетно. Пока решивший порвать с культом не проявит готовность к открытому обсуждению того, что у него происходит внутри, он остается дезадаптированным.

Членам культа разрешены только те чувства, проявление которых способствуют созданию привлекательного имиджа группы. От осознания недозволенных чувств приверженцев спасают защитные механизмы личности, благодаря которым люди перестают понимать слова, вопросы, затрагивающие эту болезненную тему. Хорошо известно и вне культовой практики — часто непонятно то, что понимать не хочется.

3) Изменение ряда личностных качеств, Я-концепции, социального восприятия. Одобряемы те качества личности, которые облегчают тотальный контроль над сознанием и поведением, они и усиливаются. Это приводит к потере индивидуальности.

Деструктивному культу не нужна индивидуальность, но нужно ее отсутствие. За осознанием своей индивидуальности, «особости» следует усиление желания проявить свои особые способности, найти свою неповторимую судьбу. Все это не нужно культу, это мешает неограниченному управлению людьми. Чтобы группа людей работала безотказно, как машина, нужны ви^ Что гложет ум и в сердце ноет, —

Кто их излечит, кто прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; характеризующуюся признанием приоритета духовных ценностей над остальными.

Духовное бытие — это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемого удовлетворения. В ходе этого развития человек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества — добро, красота, истина, и приобретает представления о нравстве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: