Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации (ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов.
Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговорах, и в частности, что разви- вающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированому партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, нап- равленные на проведение экономической реформы и автономную либерализацию торговли.
Результаты переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций.
Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный
Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров, по- ложили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подгото- вительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.
|
Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс:
удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%;
произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли; резко выросло число стран, участвующих в этом процессе.
Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.
Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.
Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название “ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 - это разные в правовом плане документы.
Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная особенность - консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.
|
Соглашения 1979 года входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей.
Всемирная торговая организация (ВТО) - начала свою деятельность в 1995 году. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли. В своей деятельности ВТО исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (см. Рис. 1.1.).
Министерская конференция | ||||||||||
Генеральный совет | ||||||||||
Совет по торговле товарами | Совет по торговле услугами | Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности | ||||||||
секретариат | секретариат | секретариат |
Рис 1.1. Организационная структура ВТО
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,которая собирается как минимум один раз в два года.
|
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением прин- ципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; с 1999г. возглавлял Майк Мур, экс-премьер-министр Новой Зеландии с 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция воз- лагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспе- чивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Более 25 стран ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с
международными специализированными организациями.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС).
Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Многосторонние соглашения, подробно регулирующие отдельные, более частные вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС. Например, Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Соглашение о таможенной стоимости), Соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашение по защитным мерам (ст. XIX ГАТТ) и др.
Соглашения регулируют те вопросы, которые первоначально не входили ни в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ни в Генеральное соглашение по торговле услугами или входили в виде отдельных вопросов. Соглашения, которые вводят в сферу действия ВТО новые области. Некоторые из них появились давно, еще в 70-е годы XX в., но прошли известный путь в ВТО в сторону своего развития и совершенствования. Это два соглашения, регулирующие сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы, это соглашение по сельскому хозяйству, соглашение по текстилю и одежде. Соглашения, которые развертывают ряд положений Генерального соглашения по торговле услугами: это недавно принятые соглашения по телекоммуникациям, по финансовым услугам и ряд других.
Соглашения состоящие из решений самих органов ВТО или решений, возникших на основе разборов спорных и конфликтных ситуаций, которые интерпретируют те или иные положения документов ВТО.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий.
Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).
Третья Министерская конференция состоялась 30.11.1999 г.-03.12.1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-чле- нами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности, между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имелись значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – группы “квадро” (ЕС, США, Япония, Канада), включая несовпадение их стратегических интересов по проведению нового раунда.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение проблематики “вст- роенной повестки”. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции этих Соглашений и других сфер деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельных стран-членов ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.
9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по ряду направлений, касающихся "встроенной повестки", промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках соответствующих комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам, включающий ряд специализированных органов, который является координатором переговорного процесса нового раунда МТП. Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и “сингапурским вопросам” консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд завершился к началу 2005 г. ВТО постоянно эволюционирует и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы. Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:
экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.;
хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.;
к 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран;
С рядом стран были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров.