Мировая торговля товарами была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО) задумывалась как третья, наряду с МВФ и Мировым банком, организация, которая приняла бы на себя функции регулирования международного экономического сотрудничества. Устав торговой организации еще разрабатывался, а около 23 стран уже согласовали и подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая, что за этим последует создание МТО.
Несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и прежде всего США, отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.
ВТО была образована в 1995 году на основании Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 года в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994», входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе принципа «одна стран – один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом.
|
Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на интеллектуальную собственность.
Система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятие решений. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.
|
Если страны вступают в ВТО и подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их разрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров – процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членом ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле.
Рассмотрением споров занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит из консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6 месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, который основывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точку зрения экспертов. Доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, мо- жет апеллировать решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение снова выносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которого считается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна, которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не принимает действий по исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с правилами ВТО.
|
Несмотря на то, что процедура урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесс переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину 1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть из которых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который подвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и анализу, что затрудняет экспорт.
На основе совокупности соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
Торговля без дискриминации – страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ, закрепленное в ст.1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью, правило, означающее обязательство распространить на третьи страны льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. Это фундаментальное для многосторонней торговой системы требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны, если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящие ущерб национальным производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим, означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим должен применяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому изменение таможенной ставки не является нарушением национального режима.
Либерализация международной торговли – проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. Последний раунд таких переговоров – Уругвайский – привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будет осуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%, что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяется режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.
Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает:
Защитные меры – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
Антидемпинговые пошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
Компенсационные пошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведение консультаций со страной-экспор- тером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в 1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг. проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том числе в США 85 раз.
Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый ущерб. Одно из главных достижений Уругвайского раунда ГАТТ заключается в том, что удалось договориться об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 98% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные. Предсказуемость торговой политики также означает ее максимальную транспарентность и открытость, что означает прежде всего побуждение стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со своей стороны, также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики страны-члена. Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых сотрудниками секретариата с официальными лицами страны, публикуются и передаются на рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к сведению.
В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, про- водимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира.
Новым направлением деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
ВТО вторгается в сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной организации труда (МОТ) и др..
Сотрудничество ВТО с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) основано на итоговых актах Бреттон-Вудской конференции состоявшейся в 1944г., предусматривавших создание четырёх универсальных организаций. ООН учреждалась для укрепления политической стабильности в мире, а МВФ и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), должны были оказывать финансовую поддержку мероприятиям Международной торговой организации (МТО).
Однако, в силу осложнения международной обстановки, смены внешнеполитического курса США как ведущего участника мировой торговли, МТО не приступила к осуществлению вменённых ей функций. В результате Гаванской кон- ференции 1947г., было создано Генеральное соглашение то торговле и тарифам (ГАТТ). При разработке ГАТТ-1947г. его Договаривающиеся стороны, осознав тесную связь между торговлей и валютно-финансовыми правоотношениями, внесли в текст многостороннего соглашения положения о сотрудничестве с МВФ как со специализированной структурой Объединённых Наций.
Включение большинства статей ГАТТ-1947г. под названием ГАТТ-1994г. в пакет Марракешских соглашений об учреждении ВТО обуславливает научно-практический интерес к закреплённым ими принципам взаимоотношений уни- версальной торговой организации и международного финансового института. Ст. XIV ГАТТ-1947г., определявшая исключения из правила о недискриминации, требовала соблюдения ст.ст. VIII и XIV Соглашения об учреждении МВФ во всех случаях применения Договаривающимися сторонами количественных ограничений. Эффект от применения подобных мер в отношении импортируемых товаров признавался аналогичным объявлению девальвации национальной валюты.
Ст. XV подчёркивала стремление членов ГАТТ-1947г. к сотрудничеству с Фондом, с тем, чтобы организации могли проводить согласованную политику в отношении валютных вопросов в пределах их юрисдикции (национальных валютных резервов, платёжных балансов и других). Так же устанавливалось, что Секретариат ГАТТ обязан использовать данные статистического характера, предоставляемые МВФ, а так же руководствоваться его определением относительно соответствия действий участников ГАТТ Соглашению об учреждении МВФ. Кроме того, п. 6 ст. XV ГАТТ обязывал Договаривающуюся строну, не входившее в Фонд, подписать с данной организацией договор по валютным аспектам внешней торговли.
Однако, формальные отношения между ГАТТ и МВФ начались в 1948г., когда сложившееся состояние мирохозяйственных отношений заставило государства, вошедшие в многостороннюю торговую систему, активизировать сотрудничество с мировым финансовым центром. Правовому регулированию взаимодействия двух организаций, помимо названных положений ГАТТ-1947г., было посвящено специальное соглашение, разрешавшее Договаривающимся сторонам вводить импортные ограничения в связи с тяжёлым состоянием национальных платёжных балансов.
Ст. XXXVIII ГАТТ- 1947г. предусматривала обязанность исполнительных органов учреждения сотрудничать при анализе планов развития отдельных наи- менее развитых стран-участниц многосторонней торговой системы, а также при изучении взаимозависимости между торговлей и оказанием международной финансовой помощи. Цель разработки заключалась в принятии конкретных мер, содействующих развитию импортного потенциала и облегчения доступа на экспортные рынки товаров уже созданных отраслей. В данной связи необходимо стремиться к установлению сотрудничества с международными организациями, осуществляющими финансовую помощь для экономического развития, систематически изучать взаимосвязь торговли и помощи, анализировать экспортный потенциал.
В отличие от текста ГАТТ-1947г., Устав МВФ не обязывал исполнительные органы Фонда консультироваться с ГАТТ, так как он был принят до подписания ГАТТ-1947г. Вместо этого в ст. X Устава МВФ, озаглавленной «Отношения с другими международными организациями», констатируется, что «Фонд будет сотрудничать с любой универсальной международной организацией, наделённой специальной компетенцией в соответствующих областях».
В сложившемся аспекте ГАТТ и МВФ установили межинституциональные контакты. Существовавшие формы взаимодействия позволяли Секретариату ГАТТ на конфиденциальной основе получать информацию о текущем состоянии валютных резервов, а так же экспертные заключения об объёмах долговых обязательств стран-членов ГАТТ.
Регулировать многостороннюю торговлю в отрыве от финансовой сферы в кризисных ситуациях 90-х г.г. оказалось невозможно и учредители ВТО, признав опыт взаимоотношений с МВФ положительным, подтвердили условия взаимоотношений двух организаций. П. 5 ст. III Соглашения об учреждении ВТО предписывает исполнительным структурам организации взаимодействовать с МВФ, когда возникнет необходимость в «Декларации о вкладе ВТО в достижение большей согласованности при разработке глобальной экономической политики» министры стран-членов ВТО отметили позитивную роль МВФ в адаптации экономик своих государств к многосторонней торговой системе.
В ходе Марракешской конференции 1994г. министры государств-участниц ВТО поручили Генеральному Совету данной организации углубить сотрудничество с институтом, регулирующим международные валютные и расчётные правоотношения на основе уважения его полномочий, требований по конфиденциальности и автономии в принятии решений.
В ходе Марракешской конференции ВТО также признала право данных стран прибегать к ресурсам международных финансовых институтов в рамках уже существовавших кредитных программ, или проектов, которые будут учреждаться в рамках программ структурной перестройки с целью устранения воз- никающих затруднений. В этой связи министры стран-членов многосторонней торговой системы обязали Генерального директора и Секретариат ВТО выступать на каждой Конференции в рамках названной организации с докладами о консультациях, предпринятых за отчётный период с Директором-распорядите- лем МВФ и Президентом МБРР.
Министры стран-членов многосторонней торговой системы рекомендовали руководителям двух учреждений совместно с Президентом МБРР создать экспертную группу для изучения влияния полномочий ВТО на сотрудничество с Бреттон-Вудскими институтами и выработки форм осуществления взаимодействия обеспечивающих согласованную стратегию глобальной экономической политики. Результатом проводившейся в течение двух лет работы стал текст договорённости между организациями. Директор-распорядитель МВФ и Генеральный секретарь ВТО в декабре 1995г. подписали Соглашение о сотрудничестве.
Преамбула названного акта признает усиливающиеся связи по различным аспектам разработки глобальной экономической политики, находящимся под юрисдикцией ВТО и МВФ, и призывает к большей согласованности действий, предпринимаемых обеими организациями.
В текстуальном плане соглашение составляют: Декларация о согласованности, 17 параграфов, детализирующих ст.ст. XV1, XV2, XV3, XII и XXVIII ГАТТ-1994г., а также ст.ст. XI, XII и XXVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Наблюдаются отличия между Соглашением между ВТО и МВФ от 1995г. и Договорённостью, действовавшей во времена функционирования ГАТТ-1947г., пересмотревшие принципы взаимоотношений двух учреждений.
Во-первых, оно расширяет мандат Генерального Совета и Секретариата ВТО в деле достижения большей координации в предпринимаемых двумя организациями мероприятиях. При этом необходимо отметить, что названным структурам ВТО разрешено действовать без санкции Конференции министров стран-участниц многосторонней торговой системы.
Во-вторых, в работе МВФ и ВТО, названное соглашение предусматривает создание постоянно действующих межинституциональных коммуникационных каналов, обеспечивающих идентичное толкование прав и обязанностей государств-членов обеих организаций.
В-третьих, в целях сохранения расширенного сотрудничества ВТО и МВФ достигли согласия по предоставлению МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях высших исполнительных органов ВТО, включая Генеральный Совет.
Развивая межинституциональные связи, учредители ВТО привлекли на постоянной основе экспертов Фонда к работе большинства своих структурных подразделений, несмотря на специальную международно-правовую компетенцию данной организации. Согласно подписанному соглашению МВФ присвоен статус наблюдателя в Советах по торговым аспектам интеллектуальной собственности, по торговле услугами, а так же в Комитете по торговле в сфере финансовых услуг.
Необходимо отметить, что статус наблюдателя в ВТО регламентируется пра- вилами Процедуры для сессий Конференции министров и Совещаний Генерального Совета данной организации, принятых 25 июля 1996г. означает возможность следить за дискуссиями по вопросам, представляющим для них прямой интерес. Представители МВФ получили право выступать с речью на заседании органов, в которых Фонд является наблюдателем, распространять документы от его имени и делать официальные предложения, а. так же участвовать в принятии решения. В соответствии с предоставленным статусом, МВФ в упрощённом порядке получает официальные документы ВТО и акты, относящиеся к работе вспомогательных органов, на которые они приглашены в качестве наблюдателей. Присутствие представителей от МВФ на заседаниях Комитетов ВТО ко сельскому хозяйству, по доступу на рынки, по субсидиям и компенсационным ме- рам, по торговле гражданской авиатехникой, а также по торговле и окружаю- щей среде существенно повышает регулятивный статус Фонда. Фонд также выражает заинтересованность в участии в консультациях в Комитете по ограничениям баланса платежей (ОБП), и что существующие процедуры по участию Фонда будут продолжены и по необходимости упрощены.
Однако участие экспертов Фонда в работе Комитета ВТО по бюджету и финансам, Жюри по рассмотрению споров и Органа по разрешению споров исключается. Официальные делегации МВФ участвовали во всех Конференциях министров стран-членов ВТО, высказывая позицию Фонда по вопросам многосторонней торговой системы, затрагивающим его компетенцию. Директор-распоряди- тель МВФ в ходе данных Конференций зачитывает доклады о состоянии платёжных балансов беднейших государств-членов ВТО, рекомендуя министрам конкретные практические меры в отношении стран, экономика которых переживает спад.
Так, в ходе Женевской конференции в рамках ВТО проходившей в 1998г., выслушав экспертов со стороны МВФ о кризисной ситуации в Латинской Аме- рике и Юго-Восточной Азии, члены ВТО предоставили правительствам ряда стран право ограничить доступ на национальные рынки иностранных импортёров (например, Бразилия, воспользовавшись рекомендацией Фонда, с начала 1999г. существенно сократила квоты на ввоз продовольственных товаров). ВТО приобрела статус наблюдателя на регулярных совещаниях высшего органа Фонда — Совета управляющих, а также на соответствующих заседаниях Исполнительного совета и Временного комитета МВФ, при рассмотрении ими проблем, смежных с многосторонней и региональной торговлей. ВТО, доводя через уполномоченного представителя официальную позицию своих членов по ключевым проблемам глобальной финансовой политики, повышает эффективность реализации собственных функций. Служащие Секретариата ВТО также приглашаются в качестве наблюдателя на заседания высших исполнительных органов МВФ, когда консультации между двумя организациями касаются вопросов взаимного интереса. В марте 1997г. Секретариат ВТО впервые посетил заседание Исполнительного Совета МВФ в качестве наблюдателя. В июле того же года функционер Секретариата ВТО участвовал в дискуссиях Исполнительного Совета по теме: «Глобальные экономические перспективы и развивающиеся страны».
На сегодняшний день ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и результатов работ.
В соглашении предусмотрена возможность сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к сфере функционирования ВТО».
С Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004г. насчитывается порядка 100 объеди- нений, включающих все государства-члены ВТО.
От эффективности взаимодействия ВТО с международными межправительственными и неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы регулирования многосторонней торговли.
Взаимодействие ВТО с международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей, посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на внутренние рынки.
Взаимодействие ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее развитыми странами.
Взаимодействие ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО, необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН.
В международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций, являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение.
Современные международно-правовые формы участия международных неправительственных организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с 1996г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера.
Всемирная торговая организация предоставляет своим членам доступ к многочисленным договоренностям, дает право пользоваться многими преимуществами в торговых отношениях между странами, определяет статус государства, повышает его престиж.
Перед каждым государством стоит ряд проблем, связанных с вступлением в организацию. Эти требования применимы к России. Поскольку начиная с октября 2003 г. в России актуально стоит вопрос о перспективах вступлении ее в ВТО.