Анализ положительных и негативных аспектов присоединения России к ВТО




В процессе присоединения к ВТО, Россия, получает выход в унифицированное правовое пространство, международно-правовую защиту в других государствах, получая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российской стороной. Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

В стратегическом плане, присоединение России к ВТО необходимо и означает присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Тот факт, что Россия смогла начать переговоры со странами Запада об условиях присоединения к ВТО говорит о том, что наша страна перешла в качественно иное состояние: из страны с командной экономикой мы превратились в государство с достаточно открытой для внешнего мира системой хозяйствования.

Присоединение России к ВТО и связанная с этим дальнейшая либерализация внешней торговли еще шире откроет российский рынок потоку иностранных товаров. Ужесточение конкуренции с большой долей вероятности приведет к банкротству ряда российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. Процесс адаптации отечественных предприятий не будет легким.

Присоединение России к ВТО должно обеспечить улучшение условий торговли для отечественных производителей товаров и услуг, что связано с приобретением российскими производителями некоторых прав и преимуществ в международном обмене, в частности, связанных с созданием условий предсказуемости доступа российских производителей на внешние рынки, устранением торговой дискриминации и обретением международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.

Вместе с тем, обязательства, которые принимает на себя Россия при вступлении в ВТО, потребует реализации подготовительных мероприятий, регламентирующих в переходном периоде доступ на отечественный рынок иностранных товаров и услуг. В частности потребуется время на решение следующих основных вопросов:

1. Отладка эффективного механизма приема и использования иностранной помощи и инвестиций с реализацией имеющихся конкурентных преимуществ России и принятие нормативных документов для развития механизма страхования иностранных и отечественных инвесторов;

2. Налаживание тесного сотрудничества с крупными и надежными международными торговыми и консалтинговыми фирмами;

3. Внедрение системы конкурсного размещения заказов на производство высокотехнологичной продукции, установление жестких, приближенных к мировым, стандартам при её приёмке, развитие и отладка системы сертификации экспортной продукции на базе мировых стандартов;

4. Повышение экономической эффективности от реализации продукции в результате вхождения российской системы менеджмента в глобальные сети транснациональных компаний на рынке готовых изделий и соответствующей промежуточной продукции;

5. Государственная защита интеллектуальной собственности российских товаропроизводителей на внешних рынках, в том числе и субсидирование их затрат на патентование своих изобретений за рубежом.

Так как присоединение к ВТО предполагает принятие Россией юридически обязывающих международных правил мировой торговли, принципиальное значение принимает вопрос обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

Наиболее проблемной сферой законотворчества, связанного с присоединением России ВТО, является региональное законодательство. Так как зачастую законы, принимаемые в регионах, противоречат не только международным правилам, но и Российской Конституции. При этом, во избежание неясностей и произвольного толкования законов, принятых в соответствии с требованиями ВТО, необходимо в максимальной степени закрепить эти требования к внешнеэкономическому регулированию в законах прямого действия. Но в то же время, эти нормы должны обеспечивать эффективную защиту национальных интересов России. Необходимо все нормативные и законодательные акты, принимаемые Президентом, Правительством, Думой и различными ведомствами, касающиеся рыночного регулирования и влияющие на торговлю товарами и услугами, должны публиковаться таким образом, чтобы любые хозяйствующие субъекты могли заблаговременно узнать о любых изменениях в системе регулирования.

Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

Следует отметить, что российский экспорт, прежде всего готовых, несырьевых товаров, сталкивается с весьма значительным сопротивлением со стороны наших партнеров. По различным оценкам, ущерб для российского экспорта от применения необоснованных и дискриминационных мер ежегодно составляет порядка 1,5-2 млрд. долл [12].

По количеству ограничений экспорта наша страна сегодня может считаться одним из самых дискриминируемых государств мира. Отчасти это объясняется тем, что Российская Федерация пока еще не является полноправным членом ВТО. Это также объясняется и тем фактом, что либерализация внешнеторгового режима России и открытие внутреннего рынка не получили адекватного ответа со стороны наших партнеров.

Присоединение России к ВТО может существенно изменить ситуацию и изменить в более благоприятную сторону торгово-политический климат для доступа отечественных товаров на зарубежный рынок

С точки зрения обеспечения национальных интересов России характерной особенностью внешнеторговой либерализации в переходный период является то, что основные выгоды от нее приходят в более отдаленной перспективе по сравнению с социально-экономическими издержками, которые наступают значительно быстрее. В макроэкономической сфере снижение импортных пошлин увеличит проникновение зарубежной продукции на отечественный рынок, что неизбежно повлечет за собой рост безработицы в неконкурентоспособных секторах экономики. Кроме того, снижение пошлин может также болезненно сказаться на бюджетных доходах.

Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на российском внутреннем рынке, приведет к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства и даже закрытию неконкурентоспособных предприятий, прежде всего обрабатывающей промышленности. Закрытие предприятий, особенно градообразующих, вызовет рост безработицы и резкое обострение социальных проблем, еще больше усилится сырьевая специализация отечественной промышленности. В середине 80-х гг. у России было порядка 200 конкурентоспособных товарных наименований, многие из которых относились к военной сфере (ядерные технологии и др.). К сожалению, за прошедшие годы количество наименований конкурентоспособных продуктов не увеличилось. И стремительное вступление в ВТО может привести к тому, что некоторые отрасли не только перестанут быть конкурентоспособными, но и вообще перестанут существовать [12].

Еще одна отрасль, на которой вступление в ВТО отразится отрицательным образом, - автомобилестроение. Фактически единственным предприятием в этой отрасли, работающим на полную мощность, является ВАЗ. Единственное, что может исправить ситуацию, огромные инвестиции, но пока это маловероятно. В настоящее время российская автомобильная промышленность находится под защитой именно таможенных пошлин. Очевидно, что после их существенного снижения - таковы принципы ВТО - ни одна российская автомобильная марка не выдержит конкуренции с потоком качественных иномарок, который хлынет на российские рынки.

Усилится разрыв между внешним и внутренним секторами экономики. Серьезные проблемы могут возникнуть в области интеграционных процессов стран-членов СНГ. Положения многих подписанных Россией многосторонних согла- шений придется изменять, что поставит под вопрос всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференции в области торговли и оказания услуг.

По оценкам специалистов, вступление в ВТО особенно негативно скажется на страховом и банковском секторах. Огромная проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Патентная служба находится в катастрофическом состоянии. Такие сферы, как различные информационные услуги, Интернет не урегулированы.

В связи с присоединением к ВТО России неизбежно придется пойти на снижение ставок таможенного тарифа и тем самым на дальнейшее открытие внутреннего товарного рынка. В этой ситуации акценты в защите отечественных производителей придется смещать на использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономических связей, принятых в мировой практике, в том числе так называемых технических барьеров и различных видов пошлин. В нынешних условиях открытие российского рынка может нанести значительный ущерб нашей экономике. Западные компании постараются укрепить свои позиции на рынке России в ущерб российским производителям товаров.

Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики России потребуется время.

В перспективе выгоды начнут преобладать над потерями:

1. Присоединение России к ВТО позволит перевести торгово-экономические отношения на современную, равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу, устранить остающиеся дискриминационные подходы в отношении российского экспорта и через это улучшить доступ конкурентоспособных российских экспортных товаров и услуг, создать более благоприятные, недискриминационные, стабильные и предсказуемые условия для развития торговли.

Став членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, Россия получит возможность не только участвовать в новых формах мировых внешнеторговых связей, но и одновременно оказывать влияние на их формирование с учетом своих национальных интересов, возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться также на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

В частности, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам. В случае вступления России в ВТО ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены и отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений.

Помимо этого, ряд запретов и ограничений технического характера, применяемых в настоящее время в отношении российского экспорта, несовместимы с правилами ВТО.

2. Присоединившись к ВТО, Россия получит доступ к механизму урегулирования торговых споров как весьма эффективному инструменту защиты торговых интересов страны-участницы от их несправедливого ущемления.

В настоящее время Россия, не являясь членом ВТО, не имеет доступа к данному механизму. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая страны-члены от произвольных односторонних действий, с чем Россия сталкивается все чаще.

Присоединение к ВТО позволит повысить инвестиционную привлекательность страны, поскольку иностранные инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия и на облегчение экспорта своей продукции, производимой в России, на рынки третьих стран. Также позволит при- вести российское законодательство и практику внешнеэкономической деятель- ности в соответствие с международными методами регулирования торговли, приблизить отечественные технические стандарты к международным, что будет способствовать расширению экспорта российской промышленной продукции, и принимать непосредственное участие в дальнейшей разработке норм регулирующих международную торговлю. Российские участники будут действовать в правовом поле, основанном на международно-правовой защите в других государствах в соответствии с принципами ГАТТ.

Присоединение России к ВТО будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России. Россия получит защиту от возможного применения другими государствами дискриминационных таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и свободу транзита своих товаров согласно положениям ГАТТ о транзите. Присоединение к ВТО смягчит негативное воздействие на российский рынок тарифных и нетарифных барьеров в торговле с зарубежными странами.

Присоединение к ВТО улучшит доступ Российской Федерации на мировой рынок капиталов. Россия под влиянием западный стран либерализировала режим ввоза капиталов, предоставив относительно благоприятный режим для зарубежных инвесторов, создающих новые предприятия.

Процесс присоединения России к ВТО следует ассоциировать с главными и долгосрочными составляющими национального интереса, которые определяются фундаментальными политическими и экономическими реалиями мирового хозяйства. В то же время в краткосрочном плане в основе национальных интересов должна проявляться минимизация неизбежных издержек в области макроэкономики, отраслевого и регионального развития.

Аналитическим отделом коммуникационной группы INSIDERS и компанией «АЭРгрупп» было проведено исследование информационной ситуации вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Исследование проводилось как по материалам российских СМИ за период 2010-2011 гг., так и путем опроса экспертных мнений в рамках Международного конгресса "Открытая Россия: партнерство для модернизации", который прошел в Москве в 24 – 25 марта 2011 года [12].

Анализ полученных данных позволил определить отношение к перспективам вступления в ВТО, выявить спорные моменты и основные тенденции в данном вопросе.

Основной вывод, который можно сделать в результате проведенного анализа: в российском обществе отсутствует единое мнение по поводу вступления в ВТО. Разногласия присутствуют во всех категориях опрошенных экспертов: от политиков и экономистов до журналистов и представителей бизнес-сообщества. Это свидетельствует о слабо выраженной государственной инициативе в плане разъяснительной работы по данному вопросу, вынуждая участников процесса самостоятельно находить источники информации.

На этом фоне большинство опрошенных экспертов отметили важность мероприятий, подобных конгрессу "Открытая Россия: партнерство для модернизации", для обмена опытом, налаживания связей и просветительской работы среди целевой аудитории.

Результаты анализа материалов СМИ [12].

За период январь 2010 г – апрель 2011 г. в центральных печатных и интернет-СМИ было зафиксировано более 4500 публикаций, посвященных теме вступления России в ВТО. Начиная с сентября 2010 г., отмечен резкий всплеск внимания со стороны СМИ, что связано с активизацией действий со стороны России. Пик активности пришелся на декабрь, когда министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали Меморандум о взаимопонимании между Россией и Евросоюзом о завершении двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО.

Динамика упоминания темы вступления в ВТО в российских СМИ [12].

 

 

По результатам исследования материалов опубликованных в СМИ были выявлены конкретные цели присоединения к ВТО для России:

Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

В процессе исследования было выявлено, что от вступления в ВТО сильнее всего пострадают российский агропром и машиностроение, а наибольшую выгоду оно принесет добывающему сектору экономики и строительству [12]..

 


Президент РФ Дмитрий Медведев обсудил с вице-премьером Игорем Шуваловым, курирующим в правительстве экономический блок, ход переговорного процесса по вступлению России в ВТО

. Глава государства провел рабочую встречу с Шуваловым в своей загородной резиденции.

"Обсуждался переговорный процесс по присоединению России ко Всемирной торговой организации", - сообщила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова.

"Игорь Шувалов доложил о последних контактах с нашими партнерами на эту тему", - добавила Тимакова.

Россия ведет переговоры о присоединении к ВТО последние 17 лет. Российская экономика - единственная из крупнейших экономик мира, не входящая в организацию, для присоединения к которой необходимо согласие всех ее 153 членов.

На сегодняшний день успешно подписаны двусторонние соглашения по доступу на рынки товаров и услуг со всеми 60 членами рабочей группы по присоединению России к ВТО - самой большой в истории ВТО рабочей группы по присоединению. Глава организации Паскаль Лами заявил в сентябре, что Россия, вероятно, вступит в организацию до конца 2011 года.

Премьер-министр РФ Владимир Путин рассчитывает, что переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО) удастся завершить в 2011 году [13].

"Мне бы очень хотелось, рассчитываю на то, что мы можем этот процесс завершить и в этом году. Мы со своей стороны сделали все, чтобы это произошло", - сказал Путин в интервью китайским СМИ.

По словам главы российского правительства, в целом основные проблемы в рамках переговоров решены, и вопрос находится в политической плоскости. "Это зависит от наших основных партнеров", - отметил Путин.

Он еще раз подтвердил желание России стать членом ВТО. "Мы хотим вступить во Всемирную торговую организацию, мы ставим перед собой такую задачу и цель, мы считаем, что это в целом положительно отразится на российской экономике", - сказал российский премьер, добавив, что членство в ВТО повысит уровень доверия к экономике РФ и происходящим в ней административным и правовым процедурам.

Путин отметил, что Россия полностью привела внутреннее законодательство в соответствие с требованиями ВТО, решены основные вопросы со всеми главными партнерами по переговорам.

Премьер напомнил, что в рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

"Сегодня это скорее вопрос политического характера", - сказал Путин, добавив, что решение этого вопроса зависит от партнеров России в Европе и США. Он также отметил, что для того чтобы ВТО как организация имела универсальное значение Россия должна быть ее членом, хотя бы как крупнейшая нефтедобывающая страна в мире.

По словам Путина, представители различных отраслей по-разному относятся к присоединению России к ВТО: одни считают этот шаг необходимым, другие полагают, что уровень конкурентоспособности отдельных секторов еще недостаточен и России пока лучше побыть вне рамок ВТО. "Мое мнение заключается в том, что в целом это будет позитивно - вступление России в ВТО, но, повторяю, на стандартных условиях с обязательными договоренностями по защите отдельных секторов российской экономики на определенный срок до момента, когда они действительно станут конкурентоспособными", - заявил премьер.

Глава российского правительства поблагодарил Китай за поддержку России в вопросе присоединения к ВТО [13].

Евросоюз выразил надежду, что Россия завершит переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) к середине декабря и станет членом организации к концу года, заявил замминистра экономики Польши Марцин Королец (Marcin Koroloec) на пресс-конференции в понедельник, после заседания совета профильных министров, на котором рассматривался вопрос вхождения РФ в ВТО.

"Мы надеемся, что работа может быть принята во время - до министерской встречи в декабре (по ВТО, которая назначена в Женеве на 15-17 декабря)", - сказал он.

"Это наше желание, чтобы Россия стала членом ВТО до конца текущего года, и мы постараемся сделать все необходимое, чтобы это случилось", - добавил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт (Karel de Gucht). Россия ведет переговоры о присоединении к ВТО последние 17 лет. Российская экономика - единственная ведущая экономика мира, не входящая в организацию, для присоединения к которой необходимо согласие всех ее 153 членов. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина 16 сентября заявила, что шанс завершить в текущем году переговоры по присоединению России к ВТО очень мал, но пока сохраняется. Ранее в сентябре глава ВТО Паскаль Лами сказал, что Россия, вероятно, вступит в организацию до конца 2011 года. По словам Набиуллиной, основные вопросы, которые остаются - режим промсборки автомобилей, который действует в России, вопрос импорта мяса, а также субсидии для сельского хозяйства. На встрече профильных министров ЕС в понедельник обсуждалась, в частности, автоотрасль, сказал де Гюхт. Однако он не сообщил, были ли приняты какие-либо решения. Еврокомиссар не стал комментировать основных разногласий, добавив, что до декабря "остается очень мало времени" для обсуждения оставшихся вопросов и, несмотря на то, что вступление России в ВТО приветствуется и в текущем году, рассмотреть эти вопросы стоит тщательно.

"Все страны Евросоюза единогласно поддерживают присоединение России к ВТО до конца этого года, но при этом Россия должна выполнить свои обязательства, и тогда мы выполним свои", - сказал он.

Набиуллина сообщала в сентябре, что сейчас по всем оставшимся открытым пунктам в переговорах по ВТО идут интенсивные консультации. Де Гюхт сказал РИА Новости, что очередная встреча с представителями российского правительства по ВТО пока не назначена. Первый вице-премьер Игорь Шувалов был в Брюсселе на прошлой неделе для обсуждения присоединения к ВТО.

Для завершения переговоров по вступлению России в ВТО необходимо также, чтобы Грузия не использовала свое право вето [13].

Представители Тбилиси и Москвы не достигли соглашения по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Позиция грузинской стороны не изменилась, заявил заместитель министра иностранных дел Грузии Сергей Капанадзе по итогам переговоров сторон, прошедших 10 марта в Берне. «О деталях сейчас не буду говорить. Могу сказать лишь, что переговорный процесс продолжается», — сказал Капанадзе. Предположительно, через два месяца состоится еще одна встреча.

Грузия — единственный из 153 членов ВТО, который не подписал с Россией соответствующего двустороннего соглашения и тем самым не дал «добро» на вступление России в организацию. В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. Между Россией и Грузией нет дипломатических отношений. Они были разорваны после августовской войны 2008 года и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии.

В настоящее время Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Накануне встречи Россия пошла на уступку Грузии, заявив, что может снять запрет на ввоз грузинского вина, забракованного еще в 2006 году Роспотребнадзором из-за несоответствия стандартам качества.

США также дали понять Грузии, что заинтересованы в снятии преград для России. После этого Тбилиси высказал готовность поддержать вступление России в ВТО. Но при условии, что Москва согласится на контроль со стороны Грузии таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии. Россия с этим предложением категорически не согласна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государства, не входящие в международные экономические организации, интеграционные объединения или блоки рискуют оказаться на обочине мирохозяйственных процессов.

Российская Федерация сотрудничает со многими влиятельными организациями (МВФ, МБРР, ЕС и др.), готовится присоединиться к ВТО и ОЭСР. Государство, учитывая различные взгляды на проблему взаимодействия России и ВТО, выработало свою стратегию: вступать в ВТО России необходимо, но на выгодных для страны условиях и постепенно.

Первая глава данной работы носит теоретический характер, она посвящена историческим обстоятельствам возникновения ГАТТ и ВТО. рассмотрению деятельности ГАТТ/ВТО.

Рассмотрена первоначальная структура Генерального соглашения о тарифах о торговле, которая состояла из трех разделов и современная структура.

В работе отражается организационно-правовая деятельности ГАТТ/ВТО, основополагающие принципы лежащие в основе создания ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.

ВТО стала не просто продолжением ГАТТ, она значительно расширила сферу регулирования различных сторон международной торговли.

Вторая глава связана с анализом таможенно-тарифной политики РФ, проблемами, целями присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, рассматривается внешнеэкономическая деятельность РФ, стратегические аспекты присоединения России к ВТО и этапы переговоров по присоединению России к ВТО, подводятся итоги работы за прошедшее время. Сделав анализ мероприятий, проводимых при вступлении России во Всемирную организацию, можно сделать вывод о двухсторонней направленности этих мероприятий: внешней, за пределами национального хозяйства на уровне межгосударственных переговоров, и внутренней, в рамках страны.

Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики России потребуется время.

На основе анализа деятельности ГАТТ/ВТО, этапам присоединения России к ВТО, в данной работе сформированы отрицательные и положительные последствия для России при вступлении в ВТО, предложения по определению основных позиций России на переговорах по вступлению в ВТО с учетом необходимости защиты российских национальных интересов.

Общим курсом России в долгосрочной перспективе должна стать ориентация на полноправное вхождение в мировое хозяйство с целью включения в борьбу за лидерство в ряде отраслей мировой экономики. Именно активное участие в рамках ВТО призвано обеспечить необходимый динамизм в развитии российской экономики, что отвечает национальным интересам страны в долгосрочном плане.

Правительством РФ проведена масштабная, успешная работа в процессе присоединения РФ к Всемирной торговой организации, которая продолжается и по сей день. Следовательно Россия в ближайшем будущем все-таки станет полноправным членом ВТО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: