Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможенный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и применения российского таможенного тарифа.
Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям; улучшение структуры платежного баланса.
Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.
Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.
|
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максимальные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.
Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономики: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его производственная и социальная значимость; возможность внутреннего произ- водства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечест- венной продукции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения иностранных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутреннего рынка. Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная комби- нация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.
Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения текущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью структуры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по корректировке ставок таможенных пошлин.
Ставки пошлин следует изменять в увязке с повышением конкурентоспособности отечественных производителей. Общепризнанным показателем конкурентоспособности товара является экспорт товара или возможность его экспорта. При этом возможны следующие количественно определяемые взаимосвязи. Если экспорт товара увеличивается, то снижаются ставки импортных пошлин на сырье и комплектующие, используемые для его производства. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.
|
Таможенный тариф, помимо равновесного регулирования внешнеторгового оборота, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропроизводителей. Однако, создание чрезмерно льготных условий для отдельных отраслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспособности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.
Снижение в средне- или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной системой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.
Формирование таможенного тарифа, возможно на основе развитой нетоварной структуры. В качестве основы тарифа в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового года ТН ВЭД) и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД).
С первого января 1997 г. Россия присоединилась к Международной Конвенции «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» от 14 июня 1983 г.
|
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе Товарная номенклатура ВЭД в рамках СНГ. В рамках ГАТТ/ВТО значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус связанных позиций. Для тарифной защиты предлагается все товарные позиции разделить на три группы.
К первой группе можно отнести товары, производство которых требует действенной поддержки со стороны государства в долгосрочной перспективе, а также товары, обеспечивающие национальную безопасность на должном уровне. Для этих товаров (13-15% от общего числа) связывание тарифов исключено.
Ко второй группе можно отнести чувствительные к импорту товары, производство которых требует поддержки государства. Для этой группы товаров (порядка 35%) связывание тарифов необходимо осуществлять на более высоком, нежели текущие ставки, уровне.
К третьей группе (около 50%) можно отнести малочувствительные по отношению к импорту товары, производство которых, тем не менее, нуждается в поддержке со стороны государства. Для этой группы связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок таможенного тарифа. Обоснованность связывания позиций в значительной мере определит выгоды и потери от присоединения страны к ВТО.
Сам по себе факт “связывания” тарифов создаст качественно новую ситуацию в российской тарифной системе, сделав ее стабильной и предсказуемой в среднесрочной перспективе, как для иностранных поставщиков, так соответственно и для российских импортеров. Это важный фактор стимулирования торговли. Российский таможенный тариф является главным инструментом регулирования торговли, как того и требуют правила ВТО.
Общая задача в таможенно-тарифной проблематике состоит в необходимости дополнительного тщательного анализа действующего федерального законодательства на предмет соответствия ему механизмов реализации и правоприменения, а также интерпретирующих подзаконных актов.