Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО




Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможен­ный кодекс РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и приме­нения российского таможенного тарифа.

Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международ­ным организациям; улучшение структуры платежного баланса.

Реализации указан­ных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура тамо­женного тарифа. Каждый уровень определен на основе степени обработки товаров - сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия – 15-30%.

Российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, при­меняемых в большинстве стран. Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный та­риф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 190 “О принципах рационализации импортного таможенного тарифа” максималь­ные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 20% (с 1 января 2000 г. - 15% от таможенной стоимости товаров), а минимальные — 5%.

Формирование текущего импортного тарифа происходит на основе базового с учетом следующих факторов, характеризующих состояние национальной экономи­ки: экономическая безопасность страны; степень дефицитности товара, его произ­водственная и социальная значимость; возможность внутреннего произ- водства и сроки освоения выпуска продукции; конкурентоспособность отечест- венной продук­ции; сохранение и создание новых рабочих мест; возможность привлечения ино­странных и стимулирование внутренних инвестиций; степень монополизации внутрен­него рынка. Каждой позиции таможенного тарифа соответствует отличительная ком­би- нация данных факторов, что позволяет сформировать однородный таможенный тариф и провести содержательный анализ причин отклонения от базовой структуры.

Обоснованность и эффективность приведенного выше порядка построения те­кущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью струк­туры российского тарифа. Наметилась тенденция сокращения запросов по коррек­тировке ставок таможенных пошлин.

Ставки пошлин следует изменять в увязке с повышением конкурентоспособности отечественных производителей. Общепризнанным показателем конкурентоспособности товара является экспорт товара или возможность его экс­порта. При этом возможны следующие количественно определяемые взаимосвязи. Если экспорт товара увеличивается, то снижаются ставки импортных пошлин на сы­рье и комплектующие, используемые для его производства. Снижение ставок ввоз­ных таможенных пошлин на готовую продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.

Таможенный тариф, помимо равновесного регулирования внешнеторгового обо­рота, выполняет защитные функции с целью поддержки отечественных товаропро­изводителей. Однако, создание чрезмерно льготных условий для отдельных от­раслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспо­собности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.

Снижение в средне- или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной систе­мой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.

Формирование таможенного тарифа, возможно на основе развитой нетоварной структуры. В качестве основы тарифа в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового года ТН ВЭД) и Комбинированной номенкла­туры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД).

С первого января 1997 г. Россия присоединилась к Международной Конвенции «О Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров» от 14 июня 1983 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе Товарная номенклатура ВЭД в рамках СНГ. В рамках ГАТТ/ВТО значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус связанных позиций. Для тарифной защиты пред­лагается все товарные позиции разделить на три группы.

К первой группе можно от­нести товары, производство которых требует действенной поддержки со стороны государства в долгосрочной перспективе, а также товары, обеспечивающие нацио­нальную безопасность на должном уровне. Для этих товаров (13-15% от общего числа) связывание тарифов исключено.

Ко второй группе можно отнести чувстви­тельные к импорту товары, производство которых требует поддержки государства. Для этой группы товаров (порядка 35%) связывание тарифов необходимо осущест­влять на более высоком, нежели текущие ставки, уровне.

К третьей группе (около 50%) можно отнести малочувствительные по отношению к импорту товары, произ­водство которых, тем не менее, нуждается в поддержке со стороны государства. Для этой группы связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок та­моженного тарифа. Обоснованность связывания позиций в значительной мере определит выгоды и потери от присоединения страны к ВТО.

Сам по себе факт “связывания” тарифов создаст качественно новую ситуацию в российской тарифной системе, сделав ее стабильной и предсказуемой в средне­срочной перспективе, как для иностранных поставщиков, так соответственно и для российских импортеров. Это важный фактор стимулирования торговли. Российский таможенный тариф является главным инструментом регули­рования торговли, как того и требуют правила ВТО.

Общая задача в таможенно-тарифной проблематике состоит в необходимости дополнительного тщательного анализа действующего федерального законодатель­ства на предмет соответствия ему механизмов реализации и правоприменения, а также интерпретирующих подзаконных актов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: