II. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере государственной власти и управления.




Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организованной преступности - информация. Это предельно четко отражает сущность подхода полицейских и специальных служб развитых стран в борьбе с данными явлением. В практической деятельности во главу угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведывательной информации о преступных структурах и в их деятельности.

Криминалистическая характеристика - это система обобщенных данных о типичных следах, способе совершения и механизме преступления, личности преступника и других существенных чертах, свойствах и особенностях преступления и способствующих обстоятельствах. Криминалистическая характеристика служит основой для разработки наиболее целенаправленных и эффективных методик раскрытия и расследования преступлений.

Коррупция во властных и управленческих структурах в значительной степени проявляется в поведении государственных служащих, которые не прямо выражаются в корыстных поступках, обусловленных служебными положениями, как это предусмотрено в законе, а реализуется в общем благоприятном отношении чиновника к взяткодателю либо использовании в интересах лица, дающего взятку, авторитета должности, занимаемой взяткополучателем, без использования служебных полномочий.

Таким образом в структуру криминалистической характеристики данной категори преступлений целесообразно включить следующие элементы:

1. Данные о способе совершения и сокрытия преступления.

Каждое преступление совершается в результате определенных действий (бездействии) субъекта, которые и составляют способ совершения преступления. Последний прямо, хотя и в общем виде, предусмотрен в законе. Содержащиеся в криминалистической характеристике данные о способе совершения преступления позволяет уяснить какие следы необходимо искать, какие они содержат сведения об особенностях личности, совершившего преступление и др.

Коррупцию нередко отождествляют с простым взяточничеством, не придавая значения тому, что лицо выполняет не разовые поручения преступной организации. А состоит у нее на службе. Причем формы коррупционных связей постоянно совершенствуется.

Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, политических решений, взятие под контроль деятельность органов государственной власти и управления и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникновение в управленческие звенья министерств, ведомств и их органах на местах. В практику прочно вошло использование метода подкупа народных депутатов, представителей местной администрации, ответственных сотрудников министерств, ведомств и учреждений. В период предвыборных избирательных компаний ими активно используется выдвижение представителей из криминальной среды в народные депутаты. Предпринимаются попытки по внедрению молодых участников организованных преступных сообществ в учебные заведения правоохранительных органов с целью дальнейшего продвижения на ответственные посты в этой системе.

Для лиц из органов власти и хозяйственного управления наиболее характерны «экономические» методы поддержания коррумпированных связей (взятки, услуги, льготы, особо благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения). Причем все реже предметом взятки являются деньги в наличной форме, все чаще услуги материального свойства, более всего в финансово-кредитной сфере. Предметом взятки в таком смысле могут быть заграничные вояжи, спонсирование отдыха на курортах, оплачивание различных счетов.

Составной частью этого элемента является и способе сокрытия преступления. Практика расследования опасных преступлений показывает, что в подавляющем большинстве случаев преступники продумывают комплекс мер, направленных на сокрытие самого факта преступления или своего участия в нем.

В финансово-кредитной сфере известны такие способы замаскирование дачи взяток как:

o перечисление денежных средств на лицевые счета руководителей банков;

o оформление в кредитуемые предприятия на работу их близких родственников

В настоящее время наблюдается изощренные формы коррупции: в виде сговра должностных лиц различных категории, создание «лжепредприятий», использование связей с преступными сообществами с целью оказания давления на государственные и частные предприятия в своих интересах, вывоза продукции и товаров.

Характерными проявлениями коррупции, получившими распространение среди должностных лиц государственных учреждений и организаций, служащих органов государственной власти и управления являются:

o совместительство в коммерческих и предпринимательских структурах;

o организация указанных структур, в.т.ч. с использованием имущества, сырья и материалов государственных предприятий и учреждений, на которых работают должностные лица, участие в руководстве этими структурами, обеспечение последними превелигированного положения;

o использование служебного положения в процессе приватизации государственных объектов в целях приобретения этих объектов в свою собственность, в случаях акционирования завладение неправомерно значительным числом акций;

o неправомерная, из корыстных побуждений передача коммерческим организациям и предприятиям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;

o предоставление коммерсантам и предпринимателям конфедициальной информации.

 

2. Данные о материальных следах преступления.

Каждое преступление влечет возникновение различных изменений в окружающей среде, предметах преступного посягательства, в самом преступнике и т.д. Такие следы принято в криминалистике именовать следами преступления. Материальные седы находятся в причинной связи с событием преступления, действиями преступника, об особенностях объекта участвовавшего в образовании следов; об особенностях преступников, предметах преступного посягательства. В результате неправомерных действий (бездействий) должностного лица по службе, наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах, накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий и т.д. Выявление этих следов помогает правильно представить характер допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей. Совершенно очевидно, что в зависимости от способа совершения данного вида преступлений будут различные следы.

Например, при взятках на предметах взятки, поверхности упаковки остаются следы пальцев рук лиц, причастных к совершению преступления. При услугах имущественного характера - различные товарные чеки, этикетки, ярлыки, товары, ценности, проездные билеты, оплаченные счета, в т.ч. поездок на курорт, за границу. Особую важность представляют личные записи преступников, адреса, номера телефонов их сообщников и др.

3. Данные об обстановке совершения преступления.

Преступление всегда совершается в реально существующих условиях действительности. Сочетание этих условий (внешняя среда) и образуют обстановку, в которой протекает преступление. Практика показывает, что в подавляющем своем большинстве случаев обстановка совершения преступления носит объективный характер.

Данные условия весьма разнообразны - неудовлетворительное состояния хозяйственно-бухгалтерской отчетности, отсутствие ревизионного контроля, недоработки производственных технологических линий и т.п. Зачастую на предприятиях присутствует обстановка бесконтрольности, бесхозяйственности, волокиты находящихся в производстве уголовных дел. Значительно препятствует нормальному функционированию государственной власти такое явление, как круговая порука, т.е. взаимное прикрытие недостатков, промахов в работе. Это приводит к явному попустительству, когда должностные лица «не замечают» совершаемых злоупотреблений.

Существенным условием, порождающим коррупцию в органах власти и управления является нарушение принципа подбора кадров. Прием на работу лиц, по своим качествам не способных справиться с возложенными на них обязанностями, проникновение на работу, связанную с материальной ответственностью лиц, не внушающих доверия, создают реальную опасность интересам государственной службы.

Данные об обстановке совершения преступления позволяют судить об условиях, которые предшествуют и сопутствуют действиям субъекта преступления, облегчают им достижение преступной цели, указывают на нетипичные факторы, повлиявшие на событие преступления и т.д. Способ совершения преступления выбираются и корректируются с учетом имеющейся обстановки.

4. Данные о личностных свойствах субъекта преступления.

Не распространение коррупции влияют весьма разнообразные факторы, в которых живет и работает субъект. Известно, что лица поддерживающие коррупционные связи по характеру исполняемой работы либо материально ответственное, либо должностное положение. В связи с этим они обладают довольно широкими полномочиями, представленными им для осуществления своих функций. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления, 1/3 занимали руководящие должности. В силу своей социальной роли эти лица имеют достаточно высокий образовательный уровень, как правило у 2/3 это высшее и высшее специальное образование.

Из всего числа осужденных за данного рода преступления 55% являются мужчинами, по возрасту более 2/3 осужденных - лица достаточно зрелого возраста, от 30 до 50 лет. По большинству показателей, характеризующих образ жизни, поведение их существенно не отличается от поведения законопослушных граждан. У большинства (около 70%) хорошее и удовлетворительные отношения в семьях, они положительно характеризуются по месту работы, имеют достаточный материальный уровень.

В личности преступников преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой наживы, безответственности и правового нигилизма.

Данные о личностных свойствах правонарушителя тесно связаны с другими данными, образующими криминалистическую характеристику преступления, в частности со сведениями об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений этого вида.

5. Данные о целях и мотивах совершения преступления.

Сведения о наиболее распространенных целях и мотивах совершения преступлений используются для эффективного поиска преступника. Цель и мотив совершения преступления тесно связаны между собой и оказывают влияние на способ совершения и сокрытия преступления, определяют его предмет посягательства и т.п.

В основной своей массе преступления совершаются с целью получения материальных благ, иных благ и преимуществ. В связи с обстановкой, сложившийся в настоящее время в органах государственной власти и управления, для последних предоставлены широкие возможности. Мотивами при совершения преступлений могут служить корысть, иная личная заинтересованность, зависть, месть.

Однако вместе с этим существуют диаметрально противоположные положения. Примером может служить специфика коррупции в сфере правосудия. Наряду с массовым подкупом лиц, участвующих в процессе правосудия, организованная преступность в этой сфере пользуется исключительно жесткими методами: угрозами свидетелям, потерпевшим, психологическое давление на родственников, запугивание прокуроров и судей, давление на оперативный состав, предоставление фальсифицированных данных, опровергающие выдвинутые версии, отстранение от дел сотрудников ОВД и др.

6. Данные об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений.

Практика расследований преступлений подтверждает множественность обстоятельств, способствующих возникновению и реализации преступного намерения. Ими являются в подавляющем большинстве факторы организационно-хозяйственного характера.

Одним из самых характерных условий, способствующим распространению коррупционных связей, является плохое состояние контроля и учета. Оно фигурирует в 50% всех изученных дел. Само это обстоятельство многогранно и складывается из многочисленных недостатков, относящихся к учету и контролю.

К ним можно отнести:

1) недостатки в организации учета, отчетности, оформление хозяйственных операций по движению имущества;

2) недостатки в документальном оформлении поставок материальных ценностей;

3) недостатки в контроле за расходованием сырья и за качеством изготовляемой продукции;

4) неудовлетворительный контроль за выдачей бланков строгой отчетности (доверенностей, накладных и др.);

5) недостатки в учете и контроле за хранением и транспортировкой материальных ценностей;

6) недостатки в учете и контроле в отношении кассовых операций, в начислении заработной платы и других денежных выплат при расчетах с другими организациями.

Следующим обстоятельством, способствующим совершению рассматриваемого вида преступлений, можно назвать отсутствие регулярных ревизий, их несвоевременность и ненадлежащее качество. Особое значение ревизии приобретает в процессе контроля за деятельностью материально ответственных лиц. Низкому качеству проведения ревизий способствует некомпетентность некоторых членов инвентаризационных комиссий, отсутствие технических средств, облегчающих проведение инвентаризаций, наличие приятельских отношений между ревизорами и ревизуемые лицами и др.

Необходимо упомянуть и о недостатках в охране материальных ценностей. Они облегчают вывоз созданных излишков, неучтенной продукции, изъятие и распоряжение строительными материалами и иными ценностями.

Определение сложности в последнее время в предупреждении коррупции в государственных органах создает наличие у некоторых классов государственных служащих, должностных лицах особого правового статуса, исключающего гласность их деятельности. В отношении их существует своеобразная правовая неприкосновенность (нераспространение норм декларирования доходов на депутатов, иммунитет в отношении производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: