Дошкольно – школьное отделение
3 Праздник зимы для малышей
А.А. Бубнёва
8Нарушение речевого развития
А.М. Ливинская
Детские болезни
12 Лямблиоз: мифы и реальность
М.К. Бехтерева
Детские инфекции
17 Круп
М.С. Савенкова
20 Ещё раз о гриппе
О.В. Парков, Т.И. Крайнова
Неврология
24Плохая память у ребёнка: причины, лечение
А.М. Спринц
Эстетическое воспитание
29 Как «читать» картину?
М.М. Кузнецова
Здоровье в порядке спасибо зарядке
33 Бодрящая гимнастика
для дошкольников.
Т.Е. Харченко
34 Пальчиковая гимнастика и речь с движением.
35 Игры и развлечения детей на воздухе
зимой (для детей младшего возраста).
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,
Л.С. Фурмина
Детская страничка
36 Учим с детьми стихи к Новому году
37 Кроссворды для детей
2
Праздник зимы для малышей
Звать ДедаМороза наНовый год для малышей до трёх лет рановато. Можно провести развлекательно-познавательный праздник, посвящённый зиме, со своими друзьями, родственниками и их детьми. Особенно интересно проходят такие мероприятия, когда собираются люди разных возрастов. Главная роль, конечно, отводится маленьким участникам. Но праздник для всех, и все в равной степени участвуют в его сотворении. Только необходимо оговорить условие, что принимать активное участие в мероприятии будут и мамы, и папы, и старшие братья и сёстры, а может, дедушки и бабушки: когда надо, кружиться снежинкой, скакать зайчиком и относиться ко всем заданиям серьёзно. И тогда у каждого останется ощущение творчески, активно проведённого времени.
Если «организатором и вдохновителем» новогоднего действа будете вы, то эти советы для вас.
В любом мероприятии, особенно с участием детей, необходима смена деятельности, некий сюжет. Праздник можно разделить на несколько «блоков», каждый из которых будет знаменовать собой смену типов игр и заданий.
|
I ЭТАП
Начать можно с «посиделочных» игр.
Цель их – привлечь внимание участников, настроить их на игру, взаимодействие между собой
1.Беседа о зиме. Расстелем на полу белую простыню – это снег. Сядем в круг. Побеседуем, что такое зима, что происходит в это время года в природе. Можно показать изображение птиц: возьмём только голубя, воробья, синицу и снегиря. Чем они отличаются друг от друга? Кого из них мы видим в городе круглый год, а кого – только зимой?
2. Игра «Что мы можем делать зимой?» Задание собрать мини-пазлы: вперемешку выкладываем в середину круга разрезанные картинки, изображающие катание на санках, коньках, лыжах и другие зимние занятия. Картинки нужно соединить. Технику собирания выберите сами. Ведущий может показывать одну часть картинки. Тот, кто первый найдёт вторую половинку, победитель. Дети могут разобрать картинки и договориться между собой, как они их соединяют (пересесть друг к другу поближе и показывать остальным вместе).
3.Игра «Да или нет». Ведущий читает стихи. Если в них даётся верная информация, руки надо поднять, если нет – держать опущенными.
* * *
Листья жёлтые зимой –
Собираем их с тобой.
* * *
Всё кругом белым-бело,
Сколько снегу намело!
3
* * *
Кувыркаюсь я в снегу,
Прыгаю и хохочу.
* * *
Лёд на речке уже встал,
Я купаться побежал.
4.Игра «Отгадай-ка». Ребятам 4-5 лет можно загадывать зимние и новогодние загадки.
|
5.Словесная игра. Каждый участник придумывает вопрос и задаёт его соседу, тот отвечает на него, используя не столько свои знания, сколько свою фантазию, и задаёт свой вопрос следующему. Можно играть условием, что вопросы задаются, например, только про зиму («Почему зимой ёлка зелёная?», «Что растёт зимой?» «Как греется заяц?»).
6. Игра «Мы замёрзли». А теперь каждый покажет, что он делает, когда замёрз. Дети потирают руки, прыгают. Можно «покувыркаться» в снегу. Дети делают кувырки через голову, кто умеет, или просто изображают, как катаются по снегу. После таких забав простыню необходимо сложить (можно всем вместе) и убрать.
II ЭТАП
1.Игра «Птички». Спросите у детей, как люди могут помочь птичкам зимой. Кто-нибудь наверняка уже знает, что такое кормушка, и ходит с мамой кормить птиц. Пусть ребята изобразят, как птицы клюют зёрна. Отметьте, что у людей есть рот и нос, а у птиц – клюв. Рассыпьте на полу какие-либо мелкие предметы, предложите собрать (не носом конечно, а руками) в общую ёмкость (можно разделить поровну после выяснения у кого больше).
2.Подражательная игра. Все встают в круг и изображают животное, о котором поётся в песенке. Кто-то из ребят может выйти в круг. Все будут повторять движения за ним.
А как жил в нашем лесу
Зайчик беленький.
А с ушами вот такими,
А с ушами вот такими,
А с зубами вот такими,
Он и прыгал, и скакал,
И поесть себе искал,
Как жила в нашем лесу
Лиска рыженькая.
А с хвостищем вот таким,
А с воротничком таким,
А с носищем вот таким.
Она нюхала, искала
И следы все заметала.
|
4
3.Игра «Что у нас замёрзло?» Очень весёлая игра, способствующая установлению контакта между играющими. Ведущий спрашивает: что у нас замёрзло? Кто-нибудь отвечает, все хором повторяют, берутся обеими руками за часть тела, которая была названа, и круг начинает двигаться. Все приговаривают: «Отогреем, отогреем». Ведущий говорит: «Стоп», и снова задаёт вопрос.
- Что у нас замёрзло?
- Уши!
- Отогреем, отогреем! (2 раза)
- Стоп.
- Что у нас замёрзло?
- Нос!
- Отогреем, отогреем! (2 раза)
4.Подвижная игра с элементами дыхательной гимнастики «Дую на …». Попросите детей ответить, что такое ветер. Пусть изобразят, как он дует.
Все стоят в круге, выбирается ведущий по считалочки, например, вот такой:
Сколько лет тебе, скажи,
Один, два, три.
Один, два, три.
Лучше всех рисуешь
(танцуешь, ешь кашу и т.д.) ты!
Ведущий встаёт в круг. Все приговаривают: «Ветер, дуй, ветер, дуй, тучу снежную раздуй». Ведущий говорит: «Дую на …» и произносит имя того, на кого он дует. Малышам достаточно будет просто поменяться местами с тем, на кого они подули. Ребятам постарше можно усложнить задание: тот, на кого подули, срывается с места и бежит вокруг хоровода. Задача «ветра» - запятнать свою жертву, выбежав из круга в освободившемся «отверстии». Если убегающий успел обежать круг, не будучи пойманным, и вбежать в круг, он становится ветром. Ветер же становится на его место.
III ЭТАП
1.Игра «Зимние припасы». Спросите у ребят, как кормятся зимой животные, живущие в наших лесах, ведь они не могут улететь, как птицы. Разделитесь на команды. Одна команда выходит из комнаты, другая прячет «припасы» (в их роли могут выступить шишки, жёлуди, если они у вас есть, или просто любой небольшой предмет). Та команда, что вышла, ищет спрятанное. Можно ограничить время поиска или проводить поиск под счёт.
2.Постановка сказки «Рукавичка». Ведущий произносит слова сказки от третьего лица («бежала мышка»), а реплики персонажей должны произносить участники игры. Варежкой может быть лист старых обоев или ватмана, вырезанный по форме варежки, имеющей отверстия по числу героев.
3.Сказочная фантазия. Можно придумать свою «кумулятивную» сказку (с увеличением количества персонажей) типа «репки» и «Теремка» или той же «Рукавички». Например, сказку про Деда Мороза. Собрал Дед Мороз подарки в
мешок: конфеты, игрушки, тёплые носки, варежки и т.д. Хотел взвалить на спину, а мешок-то тяжёлый, не поднять ему, старенькому. Позвал он на помощь внучку
Снегурочку. Поднимали-поднимали вместе, никак не поднять. Позвали на помощь…. И перечислять любых помощников-зверей по числу участников. Последний помощник помог всем поднять мешок, и Дед Мороз приносит подарки детям.
4.Игра «Снежная Королева». Ребята бегают по комнате. Снежная Королева стоит с волшебной палочкой. Тот, до кого она ей дотрагивается, «замерзает», останавливается и старается замереть в той позе, в которой был в тот момент. Когда все игроки «замёрзли», можно всех «отогреть» с помощью той же палочкой.
5.Игра «Волшебная палочка». Вариант предыдущей игры, только игрок, до которого дотронулись волшебной палочкой, превращается в какое-нибудь животное. Ведущий говорит: «Превращаю тебя в …».
6.Игра «Кто быстрей оденет куклу». Всем известно, что зимой мы надеваем тёплую одежду, чтобы выйти на улицу. Приготовьте несколько комплектов кукольной одежды и столько же кукол. На скорость попросите детей одеть их.
7.Игра с элементами театрального мастерства. Одна команда изображает без слов зимнее занятие, другая отгадывает. Можно играть команда на команду или поодиночке. Это зависит от возраста и настроения гостей.
8.Напольная игра «Зима». Эта игра требует более долгой подготовки, чем предыдущие. Заранее соедините несколько листов ватмана или кусков обоев. Нарисуйте на них извилистую дорогу с кружками, на которые можно встать. Это и будет напольная игра, сделанная по типу настольной. Возьмите большой мягкий кубик, чтобы всем было видно количество точек на его стороне (их можно хорошо считать). Задача – пройти дорогу и первым оказаться на финише. По дороге встречаются различные препятствия. Снежный занос: его нужно разгрести лопатой, игрок пропускает ход. Встречный ветер: встаёт на один ход назад. Попутный ветер: встаёт на один ход вперёд. Сюжет может быть разным: ёлочку из лесу везут детям на праздник, вы идёте по заснеженной дороге на маскарад и т.д.
IV ЭТАП. Кульминацияпраздника
Этот блок посвящён главному персонажу праздника – ёлочке. Внести её в комнату на подставке. Спросить, чего на ней не хватает. Предложить всем участникам праздника нарядить её. Не имеет значения, чем конкретно вы её будите украшать: можно сделать гирлянду из детских носочков, можно попросить детей наклеить на заготовленные кружки из картона любые картинки, вырезанные из цветных журналов и каталогов, и повесить их на ёлку за разогнутые скрепки. Главное, чтобы все включились в работу и сделали что-то сообща.
Когда красавица будет готова, поводите вокруг неё хоровод: идти, нужно держась за руки, верёвочкой и «заплетать» её: первый, пройдя круг; проходит между вторым и третьим игроком или третьим и четвёртым, и все проходят за ним.
Вьюга, вей, вей, вей,
Грусть, усталость развей.
6
Дай нам снега нового,
Чистого и белого.
Ветер, дуй, дуй, дуй,
Радость нам надуй.
Дай нам счастья нового,
Да надуй на каждого.
А теперь можно всем вместе пойти погулять на улицу и там устроить уличные забавы: соревнования в беге с санками, прыжки через сугроб, игру в снежки, сооружение самого большого кулича или замка…
Из предложенных игр и занятий выберите те, которые больше подходят самым маленьким гостям. Учтите, что праздник дома не должен длиться более 1 часа для малышей одного-трёх лет и 1 часа 15 минут для детей четырёх-семи лет. Подготовьте необходимый инвентарь заранее, попросите помочь родителей приглашённых детей, раздайте тексты песенок…
Всем нужно немного потрудиться. Ведь наполненное смыслом общение с другими людьми, с природой расцвечивает жизнь яркими красками. А основная задача праздников не только помочь провести черту, начать новое, но также укрепит родственные и социальные связи.
Сейчас вы трудитесь на сложном и радостном поприще – воспитании ребёнка. Желаем, чтобы в вашей жизни было больше праздников, проходящих деятельно и творчески.
А.А. Бубнёва. Школа гармоничного развития ребёнка «Я и мир»
Нарушение речевого развития
Значение речи в развитии ребёнка и в дальнейшем его жизни огромно. Лишь полноценная способность общаться, получать информацию, мыслить даёт человеку возможность гармонично развиваться. Нормальное речевое развитие лежит в основе не только коммуникаций, но и интеллекта, психики, эмоций, поведения. Раннее выявление нарушений речи и своевременная коррекция помогут избежать многих осложнений.
Однако даже нормально развивающиеся дети могут значительно различаться по темпу усвоения речевых навыков. Большинство «поздно заговоривших» детей продолжают развиваться совершенно нормально. Граница между крайним вариантом нормы и патологией речевого развития достаточно нечёткая. В спорных случаях только специалист может определить, является задержка темповой или имеется какое-либо нарушение речевого развития.
Темповая задержка речевого развития – наиболее благоприятный вариант, при котором речь ребёнка не содержит качественно патологических признаков, а соответствует более ранней фазе развития. В таких случаях не требуется какой-либо лечебной или коррекционной деятельности. Обязательными условиями являются соответствующее возрасту понимание обращённой речи, нормальное психическое развитие, хорошие коммуникации, отсутствие выраженной сопутствующей патологии.
У ряда малышей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3 – 4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала оказания помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющими достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми.