Прежде всего отметим, что констатация того или другого устанавливается квалифицированным психологом.
Память детей в дошкольном, младшем школьном и даже часто в среднем школьном возрасте в большей степени непроизвольна, непосредственна и образна. Так, 80% детей младшего школьного возраста запоминают непроизвольно. С другой стороны, опосредованное запоминание полноценно развивается с 13 – 14 лет. Механическая память у детей, в противоположность пожилым людям, более развита, чем смысловая. Поэтому, вкладывая в ребёнка какие-то сведения, пробуждая его активность, лучше опираться на непосредственные и непроизвольные впечатления. Следовательно, книги, которые вы читаете детям, должны быть качественно иллюстрированы. Если вы хотите учить здорового ребёнка иностранному языку (или языкам), лучше использовать время максимального развития механической памяти – младший школьный или даже дошкольный возраст.
Причин, которые вызывают снижение памяти ребёнка, много, и не всегда память поражается первично. Выделяют следующие причины:
v общебиологические;
v социально-психологические;
v органические.
Под общебиологическими причинами подразумевают внемозговые заболевания. Состояние психической слабости (астении), развивающиеся после перенесённых тяжёлых инфекций или отравлений, сопровождаются ослаблением памяти, причём на длительное время – до нескольких месяцев. Если ребёнок страдает какими-то хроническими заболеваниями внутренних органов, это небезразлично для памяти. Пороки сердца, особенно врождённые, вызывают снижение потребления кислорода тканью мозга; отсюда и патология памяти, и то же относится к болезням органов дыхания (даже у детей с аденоидами память снижена). При болезнях желудочно-кишечного тракта, когда нарушается всасывание пищи, в том числе белков, автоматически снижается содержание «молекул памяти» (рибонуклеиновой кислоты – РНК), ответственных за перевод информации в долговременное хранение. Почечная недостаточность приводит к
|
аутоинтоксикации (самоотравлению организма) недоокисленными азотистыми шлаками, парализующими активность клеток мозга. Нарушение памяти проявляются у детей с тяжёлым рахитом.
В последнее время появился ряд сообщений о недостатке йода в организме как фактора, снижающего память и обучение. Выделены местности, где обнаружен недостаток йода в воде и других средах, и к ним относится Северо-Западный регион. Поэтому рекомендуется включать в питание детей продукты с высоким содержанием йода, особенно морепродукты. Общепринято, что психические функции, в том числе память, страдают при недостатки витаминов в организме (особенно группы В и РР).
При снижении памяти, вызванной общебиологическими причинами, страдает в большой степени воспроизведение (и узнавание), чем запоминание, хотя в конкретных случаях это должен установить психолог.
К социально-психологическим причинам относятся нарушения структуры семьи. Отрыв ребёнка от матери, нелюбовь, положение аутсайдера в семье, а также дефицит игровой активности ведёт к общему торможению психической деятельности и к неизбежному снижению функции памяти и способности к обучению. Излишне доказывать, что тому же способствует ситуация насилия в семье, самодурство родителей, чаще отца; предъявление неадекватно завышенных требований к ребёнку (проявления так называемой гиперопеки). Излишне говорить подробно о ситуациях безнадзорности и беспризорности.
|
Вовсех этих случаях репродукция памяти также страдает в большей степени, чем запоминание.
Наконец, наиболее тяжело страдает память при мозговых поражениях, к которым может привести внутриутробная инфекция или инфекция первых месяцев жизни, родовые и послеродовые травмы, алкоголизм родителей, особенно матери, а также зачатие в состоянии алкогольного опьянения; применение сильнодействующих лекарственных средств у только, что родившихся детей. Часто и надолго расстраивается память у детей, которым при рождении ставится диагноз «энцефалопатия» (имеется в виду снижение памяти вне границ умственной отсталости – олигофрении).